ПАРОНИМЫ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучение лексического материала на уроках русского языка и развития речи в настоящее время приобретает особую актуальность, что обусловлено требованиями к умению учащихся грамотно формулировать свои мысли и оформлять их в устной и письменной речи, что отражено в заданиях единого государственного экзамена по русскому языку. Кроме того, в последние годы на вступительных экзаменах в вуз большое внимание уделяется речевой подготовке абитуриента: в тесты нового поколения включены вопросы по культуре речи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Б. ЗАЙЦЕВ. "В ДОРОГЕ". ФАКУЛЬТАТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ В XI КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: За 70 лет в литературе Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972) закрепил за собой славу прекрасного стилиста, выдающегося мастера лирической прозы, талант которого ценили современники - Александр Блок, Валерий Брюсов, Георгий Адамович, Зинаида Гиппиус, Ирина Одоевцева и многие другие. Едва начавшийся расцвет его творчества, ранняя известность и слава в России были прерваны революцией. Прожив при советской власти несколько лет, Зайцев в 1922 г. вместе с семьей уехал в Европу. Тосковал, мечтал вскоре снова оказаться в Москве, в родном Притыкине, на Орловщине, хотел своим творчеством служить России. Но не было суждено. Писал много, однако новое на родине не печатали, старое не переиздавали. До перемен он не дожил, но всегда верил, что они наступят. В 90-х годах стали появляться первые сборники, подготовленные людьми, влюбленными в его творчество. Новое поколение только открывает его для себя. Когда московское издательство "Русская книга" выпустило собрание сочинений в 11 томах 1 , это стало событием в читающем обществе.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА "ПЬЕР В ПЛЕНУ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Анализ эпизода "Пьер в плену" (т. 4, ч. 1, гл. XI-XII романа Л. Н. Толстого "Война и мир")

I. Вступительное слово учителя.

- Путь исканий Пьера в продолжение романа - это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.

- Почему Пьер оказался в плену?

- Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что "мысль о границах свободы и зависимости" была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела "поджигателей".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЧЕРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Что самое трудное в подготовке к уроку? Ответить самому себе на те вопросы, которые собираешься предложить классу. Ведь среди них есть и такие, на которые в школе уходит урок, порой даже 15 - 20 минут, а ты сам ищешь на них ответ долгие годы.

Вот об одном таком, казалось бы, частном, но коренном вопросе для постижения не только поэмы Блока "Двенадцать", но и всей литературы, и советской, и литературы советского времени (а это далеко не одно и то же), и пойдет у нас речь. То, что будет далее написано, гораздо больше того, что будет сказано на уроке. Но ведь и репетиция спектакля длится куда больше, чем сам готовый спектакль. И делается на репетиции многое из того, что потом в спектакль не войдет. Это все подходы к уроку, поиск пути, работа не столько на класс, сколько на себя, итог которой, естественно, скажется и в классе, ради которого все делается. Говоря высоким штилем - это лаборатория учителя, которой, если я не ошибаюсь, посвящена лишь одна книга, написанная одним из моих учителей, в свое время на всю страну известным, - Семеном Абрамовичем Гуревичем.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СНОВИДЕНИЯ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Постмодернизм - обобщенное название сложного комплекса течений и направлений в культуре второй половины XX столетия, особого состояния общества и мироощущения человека. Новейшие отечественные учебники по русской литературе XX в., теоретические работы М. Эпштейна, Б. Гройса, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, И. Скоропановой, эссеистика и критические статьи П. Вайля и А. Гениса, О. Дарка, Вяч. Курицына, А. Зорина, А. Немзера и других уже сформировали достаточно устойчивое отношение к постмодернизму у профессионального читателя-филолога. Отечественный постмодернизм, конечно, испытал влияние западных теорий Ж. Деррида, Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, Ж. Лакана, однако всецело полагаться на них, как делают некоторые исследователи, все же не стоит, ведь русский менталитет имеет свои особенности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОВЕСТЬ Г. Н. ВЛАДИМОВА "ВЕРНЫЙ РУСЛАН" И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Верный Руслан", возможно, и не великая книга, но - хорошая. Может быть, даже очень хорошая" 1 . Такую оценку дал своему произведению сам автор, Г. Н. Владимов в письме известному российскому критику Л. Аннинскому. Истинный смысл этих слов раскрывается лишь в контексте обсуждения повести, развернувшегося на страницах как эмигрантской (1970-е гг.), так и отечественной печати (конец 1980-х - начало 90-х гг.) и определившего своеобразие ее литературной судьбы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ОБРАЗОВАНИЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ВО ВСЕХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОФИЛЬНЫМ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В. А. БОЛОТОВ, первый заместитель министра образования России

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного учебного плана. Началось широкое общественное обсуждение всего круга проблем, связанных с профилизацией школьного образования. По многочисленным просьбам читателей и по поручению главных редакторов научно-методических журналов издательств "Школьная Пресса" и "Школа-пресс 1" редакционная коллегия журнала "Преподавание истории и обществознания в школе" обратилась к первому заместителю министра образования России Виктору Александровичу Болотову с вопросами о сути, целях и практических шагах планируемых преобразований.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"*
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Армяне, самоназвание хай. Общая численность - свыше 6,5 млн. чел. (1989), из них в Армении - 3083,6 тыс. чел., в Нагорном Карабахе - 145,6 тыс. чел., в Грузии - 437,2 тыс. чел. Армяне разбросаны более чем по 70 странам мира, но живут в основном в США - 650 тыс. чел., Франции - 250 тыс. чел., Иране - 200 тыс. чел., Ливане - 150 тыс. чел., Турции - 150 тыс. чел., Сирии - 120 тыс. чел., Ираке - 20 тыс. чел., Египте - 12 тыс. чел., Аргентине - 85 тыс. чел., Бразилии - 20 тыс. чел., Канаде - 70 тыс. чел., Греции - 15 тыс. чел., Уругвае - 14 тыс. чел., Австралии - 30 тыс. чел., Болгарии - 25 тыс. чел., Великобритании - 17 тыс. чел., Кувейте - 10 тыс. чел., Румынии - 6 тыс. чел. и во многих других странах. Армяне принадлежат к арменоидной (переднеазиатской) расе большой европеоидной расы. Верующие армяне - главным образом христиане-монофиситы, небольшая часть - католики и протестанты.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДИНА РУБИНА: ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧЕХОВСКИХ ТРАДИЦИЙ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: От многих учителей литературы приходится слышать грустное: современную литературу не читаю - некогда, да и литература ли это? Приятие/неприятие современной литературы - общее место публицистических передач, дискуссий, интервью, проецируется оно и на учительскую аудиторию. А читать надо, во всяком случае - noblesse oblige, хотя причина такого пессимистического отношения понятна: попытка разобрать на составляющие все прошлые ценности, весь привычный эстетико-этический космос - черта литературы постмодернизма, не все психологически готовы к этому (сила традиций, природная тяга к консерватизму).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О СТИЛЕ РАССКАЗА В. ШУКШИНА "ВОЛКИ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Волки" - один из ранних рассказов В. М. Шукшина (написан в 1966 г., опубликован в 1967 г. в "Новом мире"). Этому рассказу как-то не повезло: он очень редко включается в сборники произведений писателя, его практически "не замечают" литературные критики. Между тем "Волки" - типичный шукшинский рассказ: его сюжет и основную коллизию составляет вырванный из обыденной сельской жизни эпизод. Эпизод, как чаще всего бывает у Шукшина, драматичный, с насыщенной динамикой действия, с накалом эмоций. В нем (эпизоде) - и это тоже типично для Шукшина - высвечиваются человеческие характеры. Типичен рассказ и по авторской стилевой манере.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЯЗЫК ПРОИЗВЕДЕНИЙ Е. И. НОСОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Е. И. Носов - явление уникальное в нашей литературе: большой русский писатель, классик современной литературы, человек удивительной мудрости, человечности, доброты...

Его произведения хорошо известны в России и за ее пределами. Многие рассказы включены в школьную программу.

На уроках русского языка целесообразно использовать миниатюры и этюды, позволяющие раскрыть единство содержания и формы, т.е. провести филологический анализ текста.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЕЩЕ О СКАЗКАХ И ДОСКАЗКАХ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уважаемая редакция журнала "Русская словесность"! Я являюсь подписчиком журнала с 1999 г. и решила наладить с вами так называемую обратную связь: в ответ на публикацию С. М. Бондаренко "Изложения с продолжением, или Сказки с досказками" (N I, 2003) высылаю интересные, на мой взгляд, работы учащихся VI и VIII классов средней общеобразовательной школы села Бланки Балаковского района Саратовской области.

Творческая работа проводилась по басне Эзопа. Дети получали неполный текст басни и должны были придумать окончание.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЗНАЧЕНИЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫХ СОЮЗОВ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИХ В РЕЧИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: УРОК В VII КЛАССЕ

Цели: 1) закрепить знания учащихся о группах подчинительных союзов; 2) формировать умение анализировать союз как часть речи; 3) развивать умение целесообразно использовать выразительную функцию союза в текстах разного стиля.

I. Эпиграф урока

Один ученик на доске, остальные в тетрадях под диктовку записывают эпиграф:

Союзы подчинительные
Привыкли подчинять,
И, строя предложения,
Об этом нужно знать!

Объясняем пунктуацию.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В старших классах идет интенсивное речевое развитие учащихся, и этому способствует язык школьных учебников 1 . Это язык науки, основными чертами которого являются точность слова и логичность мысли, последовательность ее изложения, информативная насыщенность предложений при небольшом объеме текста - "сжатая полнота" 2 , достигаемая использованием таких средств языка, и прежде всего синтаксических, которые позволяют кратко передавать базовые смыслы. Сложные синтаксические конструкции с простыми частями, осложненными определительными, деепричастными, присоединительными и другими оборотами, часто встречаются в научном стиле речи, который активно осваивают старшеклассники, поскольку в своей учебной деятельности они и воспроизводят научную информацию, пересказывая содержание статей, и выражают "свои" мысли (в сочинении, например), подражая языку науки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ"? О ПРЕПОДАВАНИИ ЦЕРКОВНО-СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мы живем в такое время, когда обращение к историческим традициям русской школы становится все заметнее. Пристальное внимание ученых, методистов и педагогов к практике, существовавшей в нашей стране в XIX - начале XX вв., объясняется теми трудностями, которые накопились в образовании, несмотря на хорошо отлаженную систему, долгое время справедливо считавшуюся одной из самых успешных во всем мире. Все очень хорошо понимают, что корни этой успешности были заложены отечественной педагогической наукой еще на заре ее становления и основывались на прочных устоях.

Одним из устоев было преподавание древних языков. Практически во всех школах конца XIX - начала XX в. изучали предмет, именовавшийся "церковнославянский язык".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Я И МОЙ ЯЗЫК (О НЕКОТОРЫХ ПОДХОДАХ К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИКИ В ШКОЛЕ)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В настоящее время мы наблюдаем тенденцию к изменению направления образовательного процесса в школе. Выдвигается на первый план задача воспитания человека.

Какой вклад могут внести учителя родного языка в становление личности учеников, воспитание их патриотами? Давайте изменим взгляд на процесс обучения, или, другими словами, сделаем предметом изучения не систему языка- речи, а человека, овладевающего языком и речью.

Для этого учителю необходимы знание особенностей восприятия языка-речи и правильная организация процесса обучения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Конспект урока по литературе в XI классе

Цели урока:

1) проследить эволюцию взглядов поэта на тему России;

2) определить ее роль в творчестве Александра Блока;

3) нравственно-патриотическое воспитание учащихся;

4) совершенствование умения анализировать литературное произведение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА "ВЕСЬ ДЕНЬ ОНА ЛЕЖАЛА В ЗАБЫТЬИ..."
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Структурный анализ лирического произведения

Выразительное чтение - одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно- эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик, как правило, передает лишь настроение стихотворного произведения, а не его мысль. Подобные искажения мы можем наблюдать и на уроке, и на многочисленных конкурсах чтецов: школьники восторженно декламируют, например, "Медного всадника" А. С. Пушкина и абсолютно с той же эмоциональной окраской читают "Необычайное приключение..." В. В. Маяковского. Но разве в этих двух произведениях авторами заложена одна и та же мысль? Нет. Тогда возникает вопрос: как работать со стихотворным произведением, как прочитать его так, чтобы не только не потерять ниточки мысли автора, а, напротив, передать ее движение, ее развитие? В этом нам может помочь структурный анализ лирического произведения, который используется в работе актерских и режиссерских факультетов. Суть его заключается в последовательной построчной проработке стихотворения, а именно:

1) безынтонационно читаем текст, определяем главную тему и мысль;

2) читаем и разбиваем на части (стихотворный текст тоже подразумевает деление на составные части: вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку);

3) разбираемся, какую смысловую нагрузку несет на себе каждая часть; какую роль каждая часть играет для раскрытия главной мысли автора;

4) расставляем паузы, смысловые ударения, определяем ритмическую картину, зоны повышения и понижения интонации;

5) пробуем прочесть, учитывая проделанную работу, но все еще не интонируя;

стараемся "протянуть" мысль от начала и до конца стихотворения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КОНЦЕПТ "СЧАСТЬЕ" В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Проблема семантического пространства текста широко обсуждается в современной лингвистике, поэтому его определение приобретает большую значимость. Семантическое пространство - воплощение мотивов, намерений и интенций его автора; это пространство реконструируемое, соответствующее той ментальной модели, которая создается реципиентом для понимания и интерпретации текста.

Центральное положение субъекта действия в художественном мире обусловливается антропоцентризмом художественного текста. Языковая личность автора становится важнейшим звеном в современных исследованиях текста, а психологический аспект анализа текста представляется не менее значимым, чем собственно литературоведческий или лингвистический.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА "БЕДНАЯ ЛИЗА" В IX КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" после значительного перерыва вновь введена в школьные программы. В методике прежних лет накоплен определенный опыт ее изучения. Обычно обращалось внимание на незамысловатость сюжета, на правдивые стороны в переживаниях героев и на уход автора от правды в изображении крестьянского быта. Идея связывалась со словами "и крестьянки любить умеют", подчеркивалось, что Карамзин показал губительные последствия сословного неравенства. Все это, безусловно, следует иметь в виду при изучении повести.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "А Васька слушает, да ест", "Услужливый дурак опаснее врага", "Слона-то я и не приметил", "Сильнее кошки зверя нет", "А Ларчик просто открывался", "Что если голова пуста, то голове ума не придадут места", "Беда, коль пироги начнет печи сапожник", "Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют", "А где пастух дурак, там и собаки дуры"... Как часто мы сегодня произносим эти выражения, используя их наряду с пословицами и поговорками в самых различных жизненных ситуациях, и даже не задумываемся о том, что все они принадлежат перу И. А. Крылова. Почему же Крылов обратился к басне и "заговорил" языком пословиц и поговорок?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ВСЕГО И НАДО, ЧТО ВЧИТАТЬСЯ..."
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: К проблеме адаптации технологии "новое образование" для классно-урочной формы обучения

Всего и надо, что вчитаться
- боже мой,
Всего и дела, что помедлить
над строкою -
Не пролистиуть нетерпеливою
рукою,
А задержаться, прочитать
и перечесть...

Но вот этого - "помедлить над строкою" - как раз чаще всего не удается школьникам то ли в силу загруженности программы, особенно в 10 - 11 классах, то ли в силу формального отношения к литературе, как к физике или математике. Хотя, пожалуй, в физике им чаще случается "задержаться, прочитать и перечесть". Особенность же словесности как раз в том и состоит, что и ученик, и учитель могут и не "вчитываться" - для сдачи экзамена вполне достаточно учебника, даже не самой книги, а именно учебника. Да, для экзамена достаточно. А для души?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТРАДИЦИИ УЧИТЕЛЬСКОГО "СЛОВА" В ПОЭТИКЕ "МЕРТВЫХ ДУШ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В статье из "Выбранных мест", посвященной проблеме самобытности русской литературы, - "В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность", - Н. В. Гоголь назвал три ее "самородных ключа": народную песню, пословицу и слово церковных пастырей 1 . Эту статью можно рассматривать как своего рода эстетический манифест писателя, в котором нашел отражение и собственный художественный опыт автора "Мертвых душ", сумевшего органично соединить в своей поэтике традиции фольклора и древнерусской литературы. Пастырское слово, или поучение, было одним из ведущих жанров средневековой христианской литературы. Эстетика учительного "слова", его духовно-нравственный потенциал продолжали оказывать ощутимое влияние на русскую литературу нового времени и во многом определили ее учительный характер, достигший своего апогея у Достоевского и Толстого.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УЧИТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ. ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Как-то патриарх нашего методического сообщества Лев Всеволодович Тодоров в разговоре со мной высказал, на мой взгляд, очень точное наблюдение: "В отличие от так называемого "чистого филолога" методист по русскому языку и литературе должен знать и уметь никак не меньше, чем ученый, но он должен еще владеть наукой (или искусством?) передачи знаний, должен уметь сделать знание интересным, доступным, увлекательным". Наверное, эта мысль в равной мере относится и к учителям словесности.

О них, об учителях русского языка и литературы, самое время сегодня повести речь. Самое время - потому что наши предметы, особенно литература, переживают глубокий кризис, о чем свидетельствуют и стандарты, и темы выпускных сочинений, и падение интереса школьников к родному языку и литературе, и крайне низкий уровень грамотности, и сведение школьного курса русского языка главным образом к изучению правил правописания.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Чукотско-камчатская этноязыковая группа

Алюторцы, самоназвание алутыльу - этнографическая группа коряков на севере Корякского автономного округа Камчатской обл. Численность - 2 - 3 тыс. чел. (1980, оценка). Обособились от коряков под значительным культурным и языковым влиянием эскимосов. Традиционная религия - шаманизм, почитается культ предков, духов-хозяев природных объектов, морских промыслов. Христианизация алюторцев происходила с XVIII в. под влиянием российских миссионеров.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


| 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии