ОБУЧЕНИЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ В X-XI КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 02 апреля 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. ТИХОВА

Введение в практику преподавания профильной школы факультативного курса "Обучение рецензированию" мотивировано существующей современной стратегией развития образования, отраженной в Обязательном минимуме содержания образовательных программ, и теми реальными образовательными обстоятельствами, в которых находится преподавание русского (родного) языка в современной школе.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования, в июле 2004 года принятого к исполнению, относит обучение рецензированию к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Правомерность этого утверждения не требует никаких специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва или эссе - речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее ее интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию рецензии актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются перво-

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

степенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

Все эти положения, принятые в Стандарте, аксиоматичны и засвидетельствованы многолетней практикой обучения написанию рецензии в школе. Однако на сегодняшний день мы имеем официальную статистику, которая свидетельствует о невысокой результативности формирования многих аспектов коммуникативной компетенции, проявившейся при создании рецензии. Как известно, написание отзыва, рецензии, эссе или просто рассуждения о презентируемом тексте является специальным заданием повышенной сложности в рамках содержания единого государственного экзамена по русскому языку. Комплекс умений, связанных с анализом исходного текста, проверяется также заданиями частей "А" и "В" экзаменационного теста.

Статистика результатов выполнения этих заданий ЕГЭ в школах России (обобщенные средние данные) свидетельствует о том, что понимание содержания первичного текста, его лексики, средств выразительности, грамматической и смысловой организации, функционально-смысловой структуры текста, а также аргументированное выражение своей позиции во вторичном тексте, его логичность, точность выражения, связное, последовательное изложение мыслей в сочинении, созданном выпускником, представляют проблему более чем для трети учащихся России. Выборочный анализ работ выпускников, получивших наивысшие баллы за задание "С" и отличающихся умениями проникать в содержание и форму презентируемого текста, говорит о том, что даже в этих работах типичными ошибками при создании текста сочинения-рассуждения, анализирующего предложенный первоисточник, остаются: ситуативная неориентированность работы; ее стилистическая и жанровая размытость (даже когда жанр работы жестко определен заданием - в тестах 2002 г.); отсутствие так называемого "личностного плана" высказывания, представляющего выпускника как автора вторичного текста; отсутствие законченных функционально-смысловых типов текста; терминологическая некорректность; недостаточное богатство лексического и грамматического строя речи.

Данные результаты позволяют рассуждать в нескольких направлениях и сделать ряд выводов. Приведем только один из них: на сегодняшний день обучение написанию рецензии не приводит в действие все механизмы формирования коммуникативной компетенции. На ее совершенствование и рассчитан разработанный нами факультативный курс.

Программа и учебные материалы факультатива лингвистически и методически опираются на теоретические основы изучения текста, прежде всего художественного и публицистического как его стилистических разновидностей; на исследования, посвященные методике их анализа; работы, посвященные психологии восприятия и понимания текстовой информации, теории и практике взаимодействия читателя и текстового материала; на теорию развивающего и инновационного обучения русскому (родному) языку; методику развития речи школьников при изучении отдельных уровней языка; методику обучения связной речи и др.

Содержание отбиралось так, чтобы факультативный курс обеспечивал достижение цели и решение задач, представленных выше. В связи с этим он может быть использован и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

По одному из вариантов факультативный курс "Обучение рецензированию" является пособием для параллельной внеклассной учебной деятельности, сопровождающей экспериментальный основной курс русского языка по авторской программе "Изучение языка и стиля художественной и публицистической литературы на уроках русского языка в X -XI классах профильной школы". Вне действия этой программы он проводится параллельно с курсом русского языка, осваиваемого в X -XI классах по программам и учебникам русского языка

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

А. Д. Дейкиной и Т. М. Пахновой или А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой. Весь курс рассчитан на два учебных года: X класс - 20 занятий (20 часов); XI класс - 20 занятий (20 часов).

В рамках данной статьи имеется возможность кратко представить содержание работы по обучению рецензированию в X классе без приведения текста пособия, примеров упражнений, но с более или менее развернутым комментарием узловых компонентов.

Основное содержание курса X класс

Цель и задачи обучения рецензированию.

Рецензирование как особый вид коммуникативной деятельности. Мотивация обучения рецензированию.

Нравственно-психологическая суть оценочного высказывания. Слово, предложение, текст и их роль в создании оценочного высказывания.

Коммуникативная ситуация как ключ к отбору содержания и формы критического высказывания. Коммуникативный портрет автора оценочного высказывания. Виды речевого поведения автора при реализации оценочного высказывания. Адресат высказывания. Виды речевого поведения адресата при восприятии оценочного высказывания. Положительная и отрицательная оценки объекта критики. Позитивные и негативные образцы реализации коммуникативного замысла автора при положительной и отрицательной оценках объекта критики. Как ориентировать свое речевое поведение при создании и реализации критического высказывания.

Читательская деятельность. Виды читателей. Читательская позиция. Творческое чтение. Как читать текст, который нужно рецензировать.

Отзыв как речевой жанр оценочного высказывания. Отзыв как разновидность вторичного текста. Отзыв как структурный элемент писем, книжных обзоров, личных дневников, вступительных статей к отдельным изданиям, мемуаров, повестей, романов и др. Разнообразие коммуникативных ситуаций как условие функционирования разных видов отзыва. Научный, публицистический и учебный отзыв.

Учебный отзыв на художественное или публицистическое произведение. Коммуникативная ситуация: 1. Цель создания: передать впечатления о предмете речи; передать информацию и воздействовать на ум, чувства читателя. 2. Место общения: официальная обстановка, возможно, учебный процесс в школе или домашнее учебное чтение. 3. Адресат: читатели старшего школьного возраста / любые другие читатели. 4. Автор: специалист/неспециалист, человек, взволнованный, эмоционально передающий свои впечатления, желающий наладить контакт с адресатом. Признаки учебного отзыва как жанра: 1) прозаическая форма; 2) небольшой объем; 3) неограниченность тем; 4) элементы содержания первичного текста; 5) передача авторского восприятия произведения, его сюжета, круга проблем, художественных особенностей; 6) сочетание информативной речи с речью, устанавливающей контакт с адресатом.

Требования к учебной деятельности при создании учебного отзыва: хорошее знание первичного текста; умение опираться на его содержание, сюжет, крут проблем, художественную форму; умение отбирать материал, вызвавший сопереживание; умение дать развернутую личностную оценку по каждому поводу того элемента первичного текста, который вызвал сопереживание; умение передавать свои мысли и переживания в жанре отзыва с адекватными ему композиционными особенностями, типологической структурой и коммуникативно ориентированным отбором языковых средств, отражающих личностную позицию автора отзыва.

Оценочная информация о содержании первоисточника и о личных чувствах и переживаниях автора отзыва как основа двух видов информативной речи в учебном отзыве. Их место в его структуре, способы организации. Фатическая (контактоустанавливающая) речь как средство организации и поддержки контакта между автором и адресатом, ее место и способы организации в учебном отзыве: 1. Диалогизация текста: а) непрямое обозначение лица автора, имитирующее совместные размышления с читателем; б) вопросы. 2. Преднамеренные отступления от темы, раскрывающие процесс восприятия текста. 3. Личные мотивы и др.

Как собирать материалы к отзыву.

Композиция отзыва. Речевое намерение и композиционные части отзыва. Вступление, основная часть, заключение и их роль в раскрытии темы и основной мысли отзыва.

Вступление. Возможные виды микротем вступления. Структурно-типологические раз-

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

новидности вступления: описание, повествование, рассуждение; отдельные предложения. Логическая и языковая связь вступления с основной частью.

Рассуждение-доказательство как доминирующий тип речи в основной части отзыва. Прямое и обратное рассуждение. Требования к формулировке тезисов. Требования к формулировке аргументов. Описание, повествование, рассуждение в роли аргументов в основной части отзыва.

Способы привлечения первичного текста в отзыве. Виды лаконичного изложения сюжета: сжатый пересказ, пересказ-анализ, пересказ-извлечение. Цитирование, прямая, косвенная, несобственно-прямая речь и их место и роль в отзыве.

Отбор языковых средств в тексте отзыва. Текст и подтекст в отзыве.

Лексический строй информативной речи. Слова-термины, обозначающие языковые тропы и фигуры речи. Лексико-семантические группы слов, передающие чувства, переживания читателя. Способы наименования писателя и персонажей литературных произведений. Лексические синонимы. Парафраза. Лексический повтор как средство воздействия. Лексический повтор-недочет. Умение приспосабливать частотные лексические средства отзыва друг к другу на уровне словосочетания, грамматической основы предложения, предложения, текста. Умение исправлять лексические ошибки.

Морфологический строй информативной и фатической речи. Прямое значение личных форм глагола, их место и роль в создании стиля, отражающего личностную позицию автора отзыва. Грамматические средства выражения категоричной личной позиции. Переносное значение личных форм глагола. Корректное использование грамматических синонимов для выражения значения лица. Использование непрямых способов выражения грамматического значения лица глагола как морфологического средства, устанавливающего контакт автора с адресатом отзыва. Прямое и переносное значение времени и наклонения глагола, их синонимия. Коммуникативно целесообразное использование в отзыве настоящего "изобразительного" времени глагола.

Синтаксический строй информативной и фатической речи. Вопросительные предложения, риторические вопросы, вопросно-ответный ход как синтаксические средства установления и поддержания контакта автора с адресатом. Риторические восклицания как средство информационной речи, передающей чувства и эмоции автора. Назывные предложения как эффективное и лаконичное средство передачи информации в отзыве. Однородные члены предложения как действенное информативное и изобразительное средство. Градация. Умения нормативного и целесообразного ее употребления. Обособленные второстепенные члены как средство усиления информативности и воздействующей силы речи. Обособленные определения и приложения как носители комплекса смыслов. Умения нормативного и коммуникативно целесообразного их употребления. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями, как средство выражения комплекса смыслов. Умения нормативного и целесообразного их употребления.

Содержание обучения, конкретизированное в учебном пособии, требует, безусловно, обучающего эксперимента, который и проводится нами в ряде школ г. Костромы и Костромской области.

стр. 52

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. ТИХОВА, ОБУЧЕНИЕ РЕЦЕНЗИРОВАНИЮ В X-XI КЛАССАХ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207133428&archive=1207225892 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии