УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ". VI КЛАСС

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Г. С. ЛУГАНСКАЯ

Цель: обобщение и систематизация изученного в теме "Словообразование и орфография" через развитие письменной речи, образного мышления учащихся и воспитание их эстетических взглядов.

Оформление: на ватмане рисунок "море Знаний", на нем показано всё, что необходимо по ходу урока-игры (штиль, шторм, пиратское судно и т. д.); репродукции картин И. К. Айвазовского и его портрет; таблица с орфограммами; на доске - эпиграф и слова, связанные с морской терминологией: риф, штиль, марина, маринист, абордаж.

Ход урока.

1. Вступительное слово.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание по морю знаний - самому бурному из всех морей. Это море волшебное, а в чем волшебство, вы узнаете в течение урока.

2. Эпиграф:

Мы плывем вдали от берегов,
Дальние походы - наша служба.
И совсем не зря для моряков
Море стало домом, а не суша.
В. Семернин.
- Мы отправляемся в дальний поход.

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

3. Сообщение темы и цели урока.

- Цель нашего урока - обобщение изученного по теме "Словообразование и орфография". Как вы думаете, зачем нам нужно знать эту тему?

- А что мы должны уметь?

- Запишите в тетради дату и тему урока.

- Я обещаю вам сегодня удивительные открытия, забавные приключения и некоторые опасности. Кто хочет отправиться в плавание вот по этому морю, поднимите руки.

Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые ребята. Они будут стараться преодолевать все препятствия и не отставать друг от друга. Готовы? Итак, в путь.

(Музыка - плеск волн.)

4. Слово учителя.

- Пока мы плывем к острову Пунктуация, я хочу зачитать предсказания астролога - каким будет наше плавание и что нас ждет в путешествии.

1) Овнов подстерегают опасности на острове Пунктуация.

2) Тельцы будут подвержены риску в районе Синтаксического рифа.

3) Близнецам надо опасаться пробоины, так как их могут подвести нетвердые знания.

4) Раки сядут на мель, если не будут знать правописание слов с чередующимися гласными в корне, и могут заразиться страшной болезнью - ошибарией.

5) Львы должны оказать помощь в театре "Орфография", где орфографический вирус поражает даже самых стойких и опытных моряков.

6) Дев поджидают опасности со стороны вражеского судна.

7) Козероги в плавании пополнят свой лексикон.

8) Скорпионы при высадке на землю посетят картинную галерею.

9) Водолеи и Рыбы, плавая по морю, окажут помощь другим судам и совершат прогулку по берегу.

В целом плавание по морю благоприятно подействует на ваши знания, необходимо только быть внимательными и трудолюбивыми.

5. Закрепление пройденного.

1. Остров Пунктуация.

- Пока я зачитывала вам предсказания астролога, мы подплыли к острову Пунктуация. Высаживаемся, и что мы видим? Запишите:

Тропинка сбивалась казалась бесконечной. Кругом загорались огни. С трудом можно было рассмотреть деревья кусты людей. Приближался густой туман и касался верхушек сосен.

- Определите стиль текста. Докажите.

- Какая тема текста?

- А сейчас поможем Овнам расставить, где нужно, знаки препинания в предложениях и объяснить их при помощи схем. Докажите, что в последнем предложении не нужна запятая.

- А зачем нам понадобились схемы при объяснении пунктуации?

2. Идем на помощь Тельцам. Они застряли на Синтаксическом рифе.

- Что такое риф?

* Синтаксическая пятиминутка. Разбор предложения: Звездой голубой чуть мерцает маяк. (Индивидуальное задание - разбор последнего предложения из текста.)

3. Корабль во время маневрирования среди рифов получил пробоины. Их будут закрывать Близнецы, работая на перфокартах: вставить е или и в приставках пре- и при-:

пр... шить
пр... школьный

пр... ближаться
пр... дорожный

пр... старый
пр... градить

пр... рвать
пр...датель

пр... морский
пр...неприступный

пр...небречь
пр... винтить

пр... дания
пр...зирать за трусость

пр...брежный
пр... открывать

пр... задуматься
знаки пр...пинания


4. А мы тем временем отправимся со Львами на берег в театр "Орфография". Постараемся не заразиться орфографическим вирусом. А для этого сначала вспомним правила правописания слов с чередованием гласных в корне.

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

Таблица:



У нас три Льва: двое выполняют самостоятельную работу по карточкам, а третий идет к доске.

Карточка N 1

Молоко приг..рело, возл..гать надежды, полезные р..стения, молодая пор..ель, собираться за грибами, бл..стеть на солнце, зам..реть от неожиданности.

Карточка N 2

Заг..релись от радости, зар..сти, зап..реть дверь, блистательная победа, расст..лать скатерть, касательная, прикоснуться, лампочка перег..рела.

- А мы с третьим Львом выписываем из текста (который у нас записан в тетради) слова с чередующимися гласными. Выделяем орфограммы.

- Выписываем слова с приставками, выделяем их.

- Какой способ образования в этих словах?

- Разберите по составу слово бесконечной. Объясните значение приставки.

- Почему пишется приставка при- в слове приближался?

- А когда еще пишется эта приставка? Приведите примеры.

- А когда пишется приставка пре -? Приведите примеры.

- А как же быть с теми словами, которые не соответствуют этим значениям?

- Обобщите правило правописания приставок при- и пре-

- А зачем нам надо знать правописание этих приставок?

5. Устная работа с сигнальными карточками (а, о, и, е), чтобы Раки не сели на мель и не заразились ошибарией. Необходимо перебраться через мель.

Касаться, загорать, прикосновение, придорожный, прекрасный, угореть, горелый, присесть, прервать.

- После тяжелой работы надо отдохнуть. На море штиль - полное затишье.

(Музыка - спокойный плеск волн, журчание воды).

Физкультурная пауза

Игра "Море волнуется раз..."

6. С мели мы выбрались. Теперь прогуляемся по берегу и со Скорпионами посетим картинную галерею. Там мы рассмотрим репродукции картин Ивана Константиновича Айвазовского.

- Кто знает, как называются картины с изображением моря? (Марина.)

- А художников - авторов таких картин - называют художниками-маринистами.

Одним из выдающихся художников-маринистов и был И. К. Айвазовский. Он написал более 6 тысяч полотен.

- Посмотрите на репродукции его картин. Море у него приобрело значение символа. Художника привлекали грозные проявления водной стихии: наводнения, водопады, штормы, кораблекрушения...

- Составьте и запишите 2 - 3 предложения по картине "Бурное море".

Проверка самостоятельной работы.

- Пора нам выходить из картинной галереи. А зачем мы туда зашли? Вы узнали там что-нибудь новое для себя?

- А у меня была цель: познакомить вас еще с одним жанром картин. Вы знаете, что такое пейзаж, портрет, а сегодня познакомились с маринами.

7. Мы отправляемся дальше в плавание и вместе с Козерогами пополним свой лексикон. Частично вы его уже пополнили. Вы узнали, какие картины называются маринами. Какие?

- Каких художников называют маринистами?

- А сейчас послушайте высказывание автора "Школьного словообразовательного словаря русского языка" А. Н. Тихонова: "Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку... Приставок и суффиксов в слове может быть несколько... В таких словах обычно корни так "обрастают" приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть... Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы пра-

стр. 73


--------------------------------------------------------------------------------

вильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несет какой-то смысл, для чего-то служит".

- Докажите справедливость слов ученого, образуя от глагола учить слова со значением:

1) человек, который учит, преподает (учитель);

2) усваивать знания в школе, в институте (учиться);

3) запомнить наизусть (выучить).

- Какие морфемы изменили значение слов?

- Как называются способы образования слов в данных случаях?

- Выпишите слова с корнем -уч - в "книгу" - тетрадь



1. Урок в школе ведет... (учитель).

2. Букварь - самый первый... (учебник).

3. ... учатся в школе. (Ученики.)

4. Рабочую специальность можно получить в профессионально-техническом... (училище).

5. Мой брат -... техникума (учащийся).

6. М. В. Ломоносов - великий русский... (ученый).

7. Мы будем... в школе еще 5 лет (учиться).

8. Школьник должен... уроки (учить).

- Как образованы эти слова?

- А зачем нужно пополнять свой лексикон?

- Дальше в плавании мы еще узнаем новые слова.

8. - Взгляните-ка, что там вдали? Пиратское судно. У пиратов длинные крючья. Они могут взять на абордаж корабль Дев.

- Что такое абордаж"? Посмотрите в словаре Ожегова.

- Чтобы не случилось беды, нужно отбить атаку.

Но начался шторм.

(Музыка - шторм в море.)

- Надо всем спасаться: быстрей расшифровать радиограммы, которые передали радисты.

- Как называются подобные слова? (Сделано "гармошкой" - внутри расшифровка.)

НОТ

ВВС

МЧС

МГУ

ТЮЗ

НЛО

- Расшифруйте их. Зачем нам нужно знать расшифровку таких слов?

9. - Мы приближаемся к чужому судну. Водолеи и Рыбы должны помочь, оттуда раздается сигнал SOS.

- Что это такое? (Сигнал о помощи.)

- Но мы тоже с Водолеями и Рыбами пойдем на выручку. - Подходим... Оказывается, нас отправляют на берег и просят помочь девочкам: Любе и Вере. (Упр. 142 по учебнику М. Т. Баранова и др. М., 2000.)

- Ну что ж, помогли, и нам пора по домам. Остаемся и мы на суше.

6. Итоги урока.

- Что мы должны были знать к сегодняшнему уроку?

- Ну как, все ли знаем?

- А уметь?

- Все ли умеем?

- Что вы открыли сегодня на уроке для себя?

- А в чем волшебство путешествия по морю знаний? (В узнавании нового, в постижении знаний...)

- Наше трудное плавание подошло к концу, мы возвращаемся домой. Если вы еще чего-то не знаете, не огорчайтесь, обязательно этому научитесь, только нужно трудолюбие. Это замечательное море еще не раз позовет нас в плавание.

- Вернемся к эпиграфу. А почему море для моряков стало домом, а не суша?

- На память об этом уроке я дарю вам календарики с вашим знаком зодиака.

стр. 74

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Г. С. ЛУГАНСКАЯ, УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ". VI КЛАСС // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206022087&archive=1206184486 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии