Тема урока:
Черты характера героя в сказке П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский"
Оборудование урока:
1. Портрет П. Лебеденко.
2. Выставка книг писателя.
3. Картина Н. Дубовского "Радуга".
4. Иллюстрации Драгунова.
5. А. П. Бородин. Отрывок из "Богатырской симфонии".
Ход урока.
- Я рада вас видеть на уроке, хочу, чтобы вы были моими активными помощниками. Думайте, высказывайте свое мнение. Оно будет мне интересно.
Давным-давно это было. Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном. Много веселых песен пропето с тех пор в станицах зеленых... Проносились ветры буйные, проплывали тучи грозовые над полями широкими. Много воды утекло из Тихого Дона в Азовское море. Тихий Дон - река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то.
...Уж много лет лежит, говорят, на донском дне заветная шкатулка с дивным кладом. Обросла она тиной густой, песком желтым, занесло ее илом зеленым, ключи студеные ее сторожат и не так-то просто шкатулку сыскать. А клад ее не простой - все камни-изумруды, цены им нет. Тот, кому в руки эти изумруды попадутся, проживет светло и радостно и в жизни никогда не заблудится: камни ему верную дорогу укажут. Многие смельчаки хотели разыскать шкатулку, да не дается клад.
Еще про шкатулку другое говорят. Удалось самому храброму человеку отыскать ее, а в ней не самоцветы вовсе, а иное диво, волшебное: сказки да предания заветные, славянской вязью на кусках пергамента переписанные. Чем не богатство? Не стал их добрый человек от людей прятать, и пошли они бродить по хуторам и станицам.
(В. Моложавенко "Заветная шкатулка".)
Издавна наш край славится поэтическими преданиями, песнями, сказками. А уж сказки-то у нас любят все!
- А вы любите сказки?
- А что вас привлекает в сказках?
стр. 23
--------------------------------------------------------------------------------
- В сказке все красиво, необыкновенно.
- Сказки мудрые, добрые.
- Сказка ложь, да в ней намек; добрым молодцам урок.
- Какое впечатление осталось после прочтения "Сказок Тихого Дона"?
- Сказки П. Лебеденко увлекательные и интересные.
- Когда я читала сказки, то почувствовала, что автор любит свою родину - Тихий Дон.
- В сказках всегда побеждают мудрость и доброта.
- Я узнала, что на Дону велась освободительная борьба.
- Что вы знаете о писателе?
- Родился в 1916 году.
- Детство прошло в городе Азове.
- Окончил летное училище. Служил в авиации.
- В годы Великой Отечественной войны совершил более 800 вылетов.
- Первая книга "Сказки Тихого Дона". Детям разных возрастов адресованы его книги:
"В дальнем лимане";
"Клуб отважных";
Многие его произведения посвящены летчикам: "Четвертый разворот"; "Навстречу ветрам".
- Это наш Донской писатель. Его творчество - отражение языка, традиций нашего народа.
- Какие новые слова вам встретились, что они обозначают?
- Кто помог в толковании лексического значения слов?
- Какие слова остались загадкой?
- А вы знаете героев "Сказок Тихого Дона" ?
Мы с вами проведем викторину, а правильность ответа вы проиллюстрируете.
Викторина
1. Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица-дочка. Мать у нее умерла, и поехала она со своим отцом-стариком на войну. (Светланка. "О чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице".)
2. Ни молодой, ни старый, черную бороду носил, да чуб кучерявый. С детства без отца и матери жил, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел.
(Макар Бесслезный. "О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном".)
3. Жил в то время на берегу Дона, в маленькой хатке, мальчонка со своим дедушкой.
(Игнатка. "Игнатка".)
4. И сказал тогда казак: "Доброе сердце дороже красоты".
(Груня. "Доброе сердце дороже красоты".)
5. Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковым был, добрый. И любили его за то все люди как сына родного. Хоть сам маловат, годков 10 только, а в обиду никого не даст.
(Петрусь. "Петрусь - мальчонка русский".)
- Что объединяет всех героев?
- Они добрые.
- Поступают мудро.
- Сражаются за счастье народа, любят свою землю.
- Вот об этих качествах русского человека и поговорим, работая над сказкой "Петрусь - мальчонка русский".
Тема нашего урока: Черты характера героя в сказке П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский".
Чтобы раскрыть тему нашего урока, что нам нужно: знать содержание сказки П. Лебеденко "Петрусь - мальчонка русский"; уметь выразительно читать эпизоды сказки; находить изобразительно-выразительные средства; определять их роль в тексте; давать на вопросы полные, аргументированные ответы. Собрать рабочий материал для домашней творческой работы, заполнить таблицу.
Эпизод
Черты характера Петруся
- Ребята, к какому виду относится наша сказка?
- Авторская.
стр. 24
--------------------------------------------------------------------------------
- Почему вы так решили?
- Ее создал автор.
- Она не меняется с момента создания, как это происходит с фольклорной сказкой.
- Нет присказки.
- Старая сказка, как спящая красавица, расколдовывается писателем, поэтом. Прикоснется автор волшебной палочкой вдохновения, наполнит ее новыми образами, поэтическим смыслом. Как начинается наша сказка?
- Описанием пейзажа.
- Прочитайте. На что обращает внимание писатель? Представьте, что вы еще не читали дальше текст, не знаете, о ком пойдет речь. Как автор помогает читателю представить, о чем пойдет дальше речь?
- Автор вводит олицетворения, тем самым говоря, что речь пойдет о ком-то живом.
- Время как человек. Это необычный образ.
- Какие изобразительно-выразительные средства использованы в описании?
- Постоянные эпитеты: топи страшные, птицы веселые, могучая река, ласковое солнце;
- сравнения: будто мать сына убаюкивает.
- Для чего писатель использует изобразительно-выразительные средства?
- Язык сказки становится живым, образным, красивым.
- Что обязательно должно быть в сказке?
- Элементы фантастики.
- Найдите эпизод, озаглавьте, перескажите его.
- Найдите в этом эпизоде изобразительно-выразительные средства. Какую роль они играют?
- Бурь морских, сила несметная - эпитеты. Они говорят, что враг сильный.
- Вы отлично справились с эпизодом. Дальнейшая наша работа будет тоже с эпизодами, в которых говорится о Петрусе.
Эпизод
Черты характера Петруся
1.
1.
2.
2.
3.
3.
4.
4.
5.
5.
- В каких эпизодах раскрываются черты характера главного героя?
1 эпизод. Петрусь - хороший помощник.
2 эпизод . Прощание героя с родиной.
3 эпизод . Жизнь в неволе.
4 эпизод . Оружие в руках Петруся.
5 эпизод . Битва русского мальчонки за Родину.
Начинаем самостоятельно заполнять таблицу, готовить материал к домашнему сочинению.
Итак, работаем с первым эпизодом.
- На какое качество обратил внимание хан, наблюдая и выслеживая Петруся?
- Хороший помощник дома...
- Какое чувство было у вас, когда орел уносил ребенка? Какие слова больше всего вас тронули? Зачитайте.
- Какое качество хотел воспитать хан в Петрусе?
- Злобу, он принес убить миролюбивых птиц.
- А что получилось из этого?
- Петрусь еще больше возненавидел хана.
- Началась жизнь в неволе. Шли годы. Найдите яркое словосочетание, показывающее бег времени.
- Морщинка залегла.
- Как удалось добыть оружие?
- Что указывает на то, что Петрусь готов к борьбе, это для него - самое святое?
- Взял саблю, а не булаву с драгоценностями.
- Как повел себя Петрусь, когда в руках оказалось оружие?
- Решил дать отпор врагу.
- Найдите диалог. Прочитаем его по ролям. Кто выберет роль Петруся? Кто готов исполнить роль хана?
стр. 25
--------------------------------------------------------------------------------
- Какие качества вы увидели в герое?
- 15 лет не было Петруся дома. Что радует юношу?
- Соскучился по Дону.
Мы подходим к напряженному моменту.
- Как он называется в произведении?
- Найдите кульминационный момент. Подготовьтесь к выразительному чтению. Чтение последних строк.
Героику событий можно передать и метким словом, и музыкой. Послушайте отрывок из оперы А. Бородина "Богатырская симфония". Звучит "Богатырская симфония".
- Итак, какие черты характера, качества героя привлекли ваше внимание?
Используйте в своем ответе записи таблицы. При выполнении домашнего задания также пользуйтесь этими записями, они вам помогут раскрыть образ Петруся.
Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему "Петрусь - защитник родины".
стр. 26