"УТРАЧЕННЫЙ РАЙ" (ПОЧЕМУ ОБЛОМОВ НЕ ВСТАЕТ С ДИВАНА?). УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В X КЛАССЕ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Е. Б. СОРОКИНА

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость
дана,

Что изменяли ей
всечасно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие
желанья,

Что наши свежие
мечтанья

Истлели быстрой
чередой,

Как листья осенью гнилой.

А. С. Пушкин.

1. - Скажите, интересно было читать "Обломова"?

(Нет, скучно.)

Действительно, валяется здоровый мужчина целыми днями на диване. Спит, ест, опять спит. Самое удивительное, все помнят именно это. И роман-то, может быть, до конца не осилили, а вот лежащего запомнили на всю жизнь. Почему? Да задевает! Почему лежит-то? Давайте и мы задумаемся, а почему Обломов не встает с дивана, почему не хочет бегать вместе со всеми? Тема сегодняшнего урока - "Утраченный рай" (Почему Обломов не встает с дивана?) От ответа на этот вопрос зависит понимание характера главного героя, а может быть, и авторского замысла.

2. - Давайте начнем с имени героя - Илья Ильич Обломов.

Из словаря В. И. Даля:

"Облом" - все, что не цело, нарушилось, обломилось;

"Илья" - верный, крепкий, надежный.

- Что заметили? В каких отношениях находятся между собой имя и фамилия героя?

(Они противопоставлены. Этим подчеркивается неоднозначность героя. В то же время имя указывает на нравственные качества героя.)

"Ильич" - сын Ильи. Значит, он вдвойне "верный, крепкий, надежный". Но Обломов - сын того самого Ильи, который весь свой век прожил в Обломовке. Противоречия образа снимаются или усиливаются?

(Усиливаются.)

3. - Разберемся с противоречиями героя - ответим на проблемный вопрос урока. Кстати, попробуйте, избегая конкретики, назвать общие причины того, почему человек лежит и не встает.

(Не может встать или не хочет.)

Примем как версию первую причину - "не может". Почему Обломов не может встать с дивана, что ему мешает?

(Барство, лень, неумение себя обслужить, привычка жить за счет слуг, незнание жизни, стремление отгородиться от нее.)

- Для всего вышеперечисленного в романе есть слово-определение, которое звучит как приговор. Вспомните его.

(Обломовщина.)

- Как сам Обломов относится к обломовщине, может ли он ее преодолеть?

(Признает ее власть над собой, страдает.)

- Казалось бы, вот она, причина обездвиженности героя, - обломовщина! Но не все так однозначно. Не забывайте, герой - Обломов Илья!

4. - Рассмотрим вторую причину - "не хочет". Обратимся к началу романа. Перед Ильей Ильичом и читателем проходит целый ряд второстепенных персонажей - Волков, Судьбинский, Пенкин. Все они зовут Илью Ильича гулять, пытаются поднять его с дивана. Вспомните, кто они по роду занятий.

(Волков - столичный франт, служит, но в должности почти не бывает.

Судьбинский - чиновник, карьерист.

Пенкин - литератор, желчный. Пошлый обличитель.)

- Зачем нужен автору этот ряд людей? (Для сопоставления их с Обломовым. Вот такая могла быть жизнь у Обломова, если бы он встал с дивана.)

- Чем была бы наполнена его жизнь?

(Движением, но пустым, суетливым - светские развлечения, погоня за карьерой.)

- Как относится Обломов к своим приятелям?

(Он их жалеет.)

- Почему?

стр. 21


--------------------------------------------------------------------------------

(В их жизни нет ничего, отвечающего высокому назначению человека.)

- Откройте, пожалуйста, 2 часть романа, 4 главу. Почему Обломову не нравится светская жизнь?

("...вечная беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу; это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь. Кажется, люди на взгляд такие умные, с таким достоинством на лице, только и слышишь: "Этому дали то, тот получил аренду". - "Помилуйте, за что?" - кричит кто-нибудь. "Этот проигрался вчера в клубе; тот берет триста тысяч!" Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?")

Что приобретет Обломов, если начнет жить светской жизнью, мы уже сказали. А вот что потеряет?

(Человечность, нравственную целостность.)

- Вспомним, роман был опубликован в 1859 году. В 50-е годы XIX века русская жизнь делала резкий разворот. Патриархальный уклад, с его особым бытом, мышлением, системой жизненных ценностей (а ведь именно он сформировал Обломова!), уходил в прошлое. На смену ему шел новый, буржуазный уклад. Это закономерно, неизбежно, прогрессивно. Но вопрос о нравственной состоятельности "нового" оставался открытым.

- Так почему Обломов не хочет встать с дивана?

(Это не только позиция, но и протест: он не желает жить в ущерб своему нравственному достоинству.)

- Герой действительно неоднозначен.

5. - Обломов рисует Штольцу свой идеал жизни. Какой?

(Мирная, тихая, идиллическая жизнь на лоне природы. Любимая жена, прогулки, обеды с друзьями, чтение вслух.)

- Штольц категорично заявляет: "Это не жизнь, а обломовщина". Что говорит Обломов в свою защиту? - ответ в той же главе, далее.

("Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю?.. Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики - разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?")

- Вот! Для него покой - утраченный рай! Он был когда-то давно, в детстве, в Обломовке. А теперь все хотят лишить его самого желанного - покоя!

- Кто больше других стремится лишить его желанного покоя?

(Как ни странно, любящие люди - Штольц и Ольга Ильинская.)

- Кого из нас не пытаются переделать любящие нас? Для нашей же, разумеется, пользы! А может быть, стоит принять человека таким, каков он есть? Проявить естественное уважение к другой жизни, к праву другого существовать по-своему? Ведь говорил же Обломов Ольге: "Возьми меня как я есть, люби во мне, что есть хорошего, а с бурями я не управлюсь". Но нет, у Ольги разум впереди чувства. А кто принял Обломова полностью, без "переделки"?

(Агафья Матвеевна Пшеницына, которая поначалу кажется бессловесной, чуть ли не тупоумной.)

- Но у нее получилось то, что не удалось сделать Ольге, - она дала Обломову счастье, идеал, вернула ему утраченный рай.

"Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обживаясь в нем, он, наконец, решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился..."

- Что стало с Агафьей Матвеевной после смерти Обломова?

(4 часть, 10 глава.)

- Обломов, не желая этого вовсе, увлек тихую и незаметную Агафью Матвеевну на самые недоступные духовные высоты. Ольга об этом даже не мечтала! Вот такой он был неоднозначный, Илья Ильич Обломов, который не мог, да и не хотел вставать с дивана.

6. - Какими нравственными качествами обладал Обломов?

(Доброта, порядочность, поэтичность, благородство - "хрустальная душа"!)

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

- Какие качества нужны были в эпоху перемен?

(Энергичность, деловая хватка - как у Штольца; способность к нравственным компромиссам, беспринципность - как у многих светских знакомых Обломова.)

- С каким чувством вы закрывали последнюю страницу романа?

(Тихая грусть, печаль, сожаление.)

- Почему, отчего?

(Чистые человеческие мечты, порывы остались нереализованными, жизнь прошла впустую, в обществе оказались невостребованными "хрустальная душа" и поэтичность Обломова.)

- Читатель невольно соглашается с печальной мудростью пушкинских строк.

Домашнее задание. Постараться самореализоваться в жизни и не потерять при этом свои лучшие нравственные качества. О результате расскажете через 50 лет.

стр. 23

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Е. Б. СОРОКИНА, "УТРАЧЕННЫЙ РАЙ" (ПОЧЕМУ ОБЛОМОВ НЕ ВСТАЕТ С ДИВАНА?). УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В X КЛАССЕ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206021367&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии