РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© З. И. КУРЦЕВА

Конец XX века и начало XXI века ознаменовано повышенным интересом научных кругов и средств массовой информации к вопросам, касающимся культуры общения, культуры речи, культуры поведения и пр. Почему эти проблемы стали широко обсуждаться?

Тревожит нарушение далеко не новых, но весьма существенных этических законов речи: не лгать, не лжесвидетельствовать, не сквернословить и др. В недавно изданном сборнике "Не говори шершавым языком"1 приведено немало случаев нарушения коммуникативно-этических норм, которые, право, даже в качестве примера приводить неловко. Ведущие телевизионных передач приглашают нас к разговору, может ли русский язык обойтись без мата и т.п.

Нравственность проявляется не только в том, что человек делает, как поступает, но и в том, как он относится к слову, которое произносит. Невольно вспоминаешь афоризм Л. Н. Толстого: "Нравственность человека видна в его отношении к слову". Можно и не совершать дурного действия, но при этом произнести грубое, обидное слово, которое окажет не меньшее, а гораздо большее воздействие на собеседника, потому что ранит его сердце, душу.

Слово - мощное оружие в руках человека. Слово полководца вело солдат в атаку, слово отца закаляло и делало сыновей мужественными, а слово матери согревало и утешало. Не случайно в русском фольклоре немало пословиц и поговорок посвящено слову, его действию на человека:

* Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.

* На добрый привет - добрый ответ.

* Не ножа бойся, а языка.

* Слово не стрела, а пуще стрелы.

* Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.

* Добрая ссора лучше худого согласья.

* Язык - стяг, дружину водит.

* Ветер рушит горы, а слово - дружбу.

* От одного слова да навек ссора.

* Умную речь приятно и слушать.

* Иная похвала хуже брани.

* Ласковым словом и камень растопишь.

* Малое слово большую обиду творит.

* Плохая шутка до добра не доведет.

* Ярко слово смущает сердце. И др.

К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всегда мы бываем ответственны за слово, произнесенное или написанное. Далеко не всегда обращаемся к внутреннему голосу, который, как полагал Сократ, есть у каждого, хотя не каждый умеет его слышать. Этим голосом говорит тот неписаный закон, который сильнее писаных, - это голос нашей совести. Древние философы советовали:

"Смотри внутрь себя. Внутри источник добра, который никогда не истощится, если ты не перестанешь рыть" (М. Аврелий).

"Каждый из нас... прежде всего должен заботиться о нравственном самосовершенствовании, так как это есть источник всеобщего блага" (Конфуций).

"Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков" (Конфуций).

Состояние коммуникативной и нравственной культуры общества, уровень языковой, коммуникативной, прагматической компетенции личности является зеркальным отражением уровня социальной духовной морали.

Одна из главнейших задач современного образования - нравственное воспитание учащихся (впрочем, это направление в педагогике всегда было актуальным), а если говорить о риторическом образовании, то несмотря на то, что в известной триаде, на которой базируется риторика (этос, логос и пафос), зачастую приоритетное положение придают логосу, мы убеждены, что в основе

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

риторического образования лежит этическое начало (этос): "Нет ничего важнее нравственного" (Платон). Именно об этом свидетельствуют высказывания многих известных риторов и ораторов:

"Совершенным оратором никто, по мнению моему, быть не может, не будучи добрым человеком" (Квинтилиан).

"...из всех знаний нравственная наука, может быть, есть самая наинужнейшая..." (Пифагор).

"Самый дар слова, если он достался в удел порочному человеку, надлежит почитать злом, поскольку сделает его еще худшим" (Квинтилиан).

Именно помыслы человека (добрые или злые) определяют его коммуникативные намерения, а затем реализуются в речевом поведении в соответствии с этими помыслами. Слово обнаруживает мысль, чувства, намерения, стремления человека, который должен следовать главному нравственному принципу (золотому правилу), сформулированному задолго до рождения Христова: "(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". И в Священном Писании звучит та же мысль: "... во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними..." (Мф. 7:12).

Разные современные риторические школы неодинаково понимают риторику как науку и как учебный предмет, однако исследователи все-таки сходятся в одном: важнейшим качеством говорящего (пишущего) является высокий духовный уровень.

В разработанной Т. А. Ладыженской концепции и программе предмета школьной риторики (риторики общения) особо выделены (по классам) риторические идеи, в которых отражена нравственная направленность курса. Приведем лишь некоторые из них:

* По речи узнают человека.

* На доброе слово не надо скупиться (Н. И. Рыленков).

* Умей тактично возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших (В. А. Сухомлинский).

* Не бросай слов на ветер. Не давай легкомысленных обещаний. Будь хозяином своего слова (В. А. Сухомлинский).

* Не делай того, что осуждает твоя совесть, не говори того, что не согласно с правдой (Марк Аврелий).

* Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л. Н. Толстой).

* Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле (Аристотель).

* Культура речи неотделима от общей культуры (К. Чуковский).

* Оттого, правильно ли, общепонятно ли, свободно ли ты будешь выражаться по-русски, зависит, будешь ли ты понят народом своей страны (Л. Успенский). И др.

Некоторые современные исследователи теории речевой деятельности, теории общения рассматривают коммуникативные, речевые и этикетные нормы изолированно. Для нас же коммуникативный и нравственный аспекты являются неделимыми, мы рассматриваем их как некий сплав, соединение коммуникативно-речевой, и нравственной культуры. Так, говорящий (пишущий), вступая в общение, непременно должен сориентироваться в коммуникативной ситуации, определить свою позицию (коммуникативную стратегию: согласие, компромисс либо несогласие с адресатом), отражающую его нравственные принципы, продумать речевые действия (коммуникативную тактику) для реализации своих помыслов, коммуникативных намерений.

Исходя из вышеизложенного, мы выделяем такие коммуникативно- нравственные максимы 2 :

1. Помыслы, слова и поступки направляй во благо, на доброе.

2. Стремись к взаимопониманию, взаимодействию.

3. Неси ответственность за каждое произнесенное или написанное слово.

4. Поступай по совести. Прислушивайся к внутреннему голосу своему.

5. Адекватно оценивай коммуникативную ситуацию и поступай сообразно ей.

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

6. Продумай использование вербальных и невербальных средств, которые не будут противоречить твоим нравственным установкам.

7. Будь лояльным и справедливым в оценке речевых действий и поступков других и строгим в оценке собственных.

Ярким проявлением нравственной позиции коммуниканта является его речевой поступок. Заметим, что в нашем понимании речевое действие и речевой поступок - понятия неидентичные.

Безусловно, они очень близки: и то и другое - составляющие речевой деятельности, это мотивированные и целенаправленные высказывания. Однако, на наш взгляд, отличаются они следующим:

во-первых, речевой поступок непременно отражает нравственную сторону речевого поведения, а речевое действие не всегда являет собой речевой поступок, который совершается в кризисных ситуациях;

во-вторых, речевое действие может совершаться на уровне автоматизма, речевой поступок - всегда сознательно совершенный;

в-третьих, речевой поступок всегда предполагает рефлексию (самоанализ, анализ оценки окружающих), в речевом действии рефлексия может отсутствовать.

Проведенное нами сопоставление понятий речевой поступок и речевое действие на лексико-семантическом уровне позволило прийти к заключению, что речевой поступок - это намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта ("клеточка нравственной деятельности"), цель которого - воздействовать на адресата в кризисной ситуации общения (повлиять на его мнение, на его отношение к чему-либо или кому-либо, на принятие им решения и т.п.).

Следовательно, любой речевой поступок (РП) есть речевое (ые) действие(ия), однако далеко не всякие речевые действия (РД) становятся речевым поступком (т.е. РП=РД, но не любое РД=РП).

Любой речевой поступок проявляется в конкретном речевом жанре, однако обращение к одному и тому же речевому жанру в зависимости от намерения адресанта способно кардинально изменить ситуацию: жанр деловой бумаги может приобрести значимость речевого поступка. Сравним:

В Президиум Союза писателей СССР

Заявление

Я считаю исключение Александра Солженицына из Союза писателей национальным позором нашей Родины.

11 ноября 1969 года

Лидия Чуковская

В Профсоюзный комитет МПГУ

Заявление

Прошу выделить мне санаторно-курортную путевку с целью прохождения лечебно-оздоровительного курса.

12.10.03 г.

Курцева З. И.

Мы видим, что по заявлению с просьбой выделить курортную путевку вряд ли можно определить нравственную позицию адресанта, а заявление, подобное тому, которое написала Л. Чуковская, явно свидетельствует о стремлении автора бороться с несправедливостью.

Однако есть такие речевые жанры, которые по сути своей уже предопределяют речевой поступок, например: открытое письмо, признание, защита, ультиматум, исповедь, донос, клевета, жалоба и пр. Причем одни речевые жанры заведомо являют собой негативный речевой поступок (клевета, донос и др.), другие - позитивный речевой поступок (защита, признание, исповедь и др.), третьи в зависимости от того, какие помыслы (добрые или злые) лежат в основе речевых действий, можно квалифицировать как позитивный или как негативный речевой поступок (ультиматум, письмо и др.).

Поскольку речевой поступок - это результат речевой деятельности субъек-

стр. 71


--------------------------------------------------------------------------------

та, то он (речевой поступок), как и любое речевое действие, включает в себя этапы ориентировки, планирования, реализации и контроля. Так, прежде всего человек замысливает свое намерение, определяет некое общее направление будущих речевых действий, ориентируется в конкретной ситуации общения (ориентировка). Затем продумывает, как (речевое оформление, вид общения) он станет реализовывать замысленное (возможно, оно останется на уровне внутренней речи). Следующий этап - осуществление речевого поступка. Далее наступает момент контроля, контроля на уровне нравственной самооценки: как было отмечено ранее, речевой поступок всегда сопровождается рефлексией адресанта. Таким образом, мы можем говорить о различных видах речевых поступков в соответствии с их замыслом и воплощением его в конкретное высказывание.

1. В зависимости от способа воплощения речевые поступки могут быть реальными (этап реализации), но могут оставаться на уровне внутренней речи, не переходя в "реальное, обозримое высказывание". Человек должен "хотя бы внутренне только поступать"3 . Такие речевые поступки мы называем ментальными. Поступок-мысль имеет право на существование, "активен поступок в действительно единственном продукте, им созданном (реально действенном действии, сказанном слове, помысленной мысли...)"4 .

На уровне внутренней речи субъект продумывает свой речевой поступок, однако не всегда этот замысел реализуется в высказывание. Следовательно, ментальный речевой поступок можно рассматривать как "поступок-мысль" и как этап, предваряющий реальный речевой поступок, воплощенный в обозримое высказывание.

2. Коммуникативное намерение совершающего речевой поступок может быть выражено прямо, открыто (открытый речевой поступок) либо косвенно (косвенный речевой поступок) по отношению к адресату.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию общения.

Участники коммуникации:

А. и Б. - пожилые женщины.

В. - мужчина лет 40.

Г. - группа молодых людей.

Г. - (с шумом и бранью входят на остановке в вагон электропоезда).

А. - Вот молодежь пошла// Никакого стыда нету//

Б. - Не говорите// Никакого внимания на детей/ стариков не обращают//

А. - Да-а// (со вздохом)

Г. - (один из молодых людей произносит грубое слово)

Б. - Раньше хоть/ стеснялись/ при людях-то// А теперь/ все нипочем//

А. - Не говорите//

В. - Ребята/ Кончайте выражаться// Вы что/ не видите/ дети сидят// Да и стариков/ постеснялись бы// У себя дома/ можете говорить/что угодно// А здесь все-таки/ общественное место//

Диалог между А. и Б. можно считать косвенным речевым поступком в том случае, если Г. находились рядом с пожилыми женщинами, которые прекрасно понимали, что их разговор будет услышан Г., поэтому, не обращаясь к адресату прямо, они выражают свое возмущение косвенно, в надежде на то, что молодые люди поймут, о ком идет речь. Однако если Г. не могли слышать того, что говорили А. и Б., то реплики коммуникантов теряют силу речевого поступка и становятся обычными речевыми действиями.

Высказывание В. - это открытый речевой поступок, так как адресант прямо, открыто обращается к Г. с намерением сделать им замечание, усовестить их.

3. Воплощая свой замысел на уровне речевого оформления, коммуникант может по-разному представить свои речевые действия. Поэтому в зависимости от способа языкового оформления коммуникантом своего высказывания речевой поступок может быть имплицитным (от латинск. Implicite - запутанно), то есть коммуникант неявно, завуалированно выражает свою мысль, и эксплицитным (от латинск. Explicitus - распутанный), с явно недвусмысленно выраженной мыслью адресанта.

В качестве примера возьмем один из рассказов Т. А. Ладыженской о талантли-

стр. 72


--------------------------------------------------------------------------------

вом педагоге Вере Николаевне Клейтман, преподававшей в 40-е годы в мужской школе N 263 г. Ленинграда. Ученики, решив подшутить, сломали ножку учительского стула, поэтому педагогу пришлось вести урок стоя. Вера Николаевна узнала об инциденте: за несколько минут до начала урока ей рассказал об этом коллега. Войдя в класс, она поприветствовала стоящих у своих парт учеников и сказала примерно следующее: "К сожалению, сегодня не могу вам сказать "садитесь", так как было бы невежливо с вашей стороны сидеть тогда, когда немолодой учитель будет стоять перед вами целый урок".

Учитель не читает нотаций, не выясняет, кто сломал стул, а в скрытой форме делает ученикам замечание. Не позволяя им сесть в течение всего урока и уповая на их деликатность по отношению к стоящему учителю, В. Н. Клейтман таким образом воздействовала на учеников в кризисной ситуации. Такой речевой поступок мы называем имплицитным.

Речевые поступки А., Б. и В. являются эксплицитными, так как говорящие недвусмысленно выражают свое отношение к происходящему, и нам ясна их нравственная позиция.

4. Создавая любое высказывание, субъект непременно ориентируется в ситуации, поэтому речевой поступок может быть в зависимости от сферы общения официальным и неофициальным (частным), в зависимости от формы языкового выражения - устным либо письменным. В зависимости от вида речи мы различаем речевой поступок-монолог и речевой поступок в форме диалога (вопрос, ответ адресата рождает новые проблемы нравственного характера и возникает необходимость их решения), возможен также речевой поступок, сочетающий в себе как диалогическую, так и монологическую формы речи.

5. Степень подготовки адресанта тоже может быть разной. Речевой поступок может быть полностью или частично подготовленным.

Мы полагаем, что неправомерно говорить о речевом поступке как о спонтанном, сиюминутном действии. Речевой поступок отражает те нравственные принципы, которые стали для коммуниканта глубоко осознанными, личными. Как пишет М. М. Бахтин, "каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок" (с. 23). Человек ответственен за то слово, которое он произносит, с которым обращается к адресату, и оно (это слово) является результатом его "помысленной мысли", которая, возможно, родилась не в данный момент общения, а гораздо раньше, что вполне естественно, так как становление нравственной позиции личности - процесс длительный.

Итак, можно заключить, что, лишь соблюдая коммуникативно-нравственные максимы, человек совершает достойный речевой поступок и позитивные речевые действия.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Горбаневский М. В. и др. Не говори шершавым языком. - М., 1999 г.

2 Максима - лат. maxima - важнейший принцип, важнейшее правило. Логический или этический принцип, выраженный в краткой формуле (Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Русский язык, 2001).

3 Бахтин М. М. Философия поступка // Человек в мире слов. - М., 1995. - С. 46.

стр. 73

Похожие публикации:



Цитирование документа:

З. И. КУРЦЕВА, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206020670&archive=1206184486 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии