"ВСЕГО И НАДО, ЧТО ВЧИТАТЬСЯ..."

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. А. Волченко

К проблеме адаптации технологии "новое образование" для классно-урочной формы обучения

Всего и надо, что вчитаться
- боже мой,
Всего и дела, что помедлить
над строкою -
Не пролистиуть нетерпеливою
рукою,
А задержаться, прочитать
и перечесть...

Но вот этого - "помедлить над строкою" - как раз чаще всего не удается школьникам то ли в силу загруженности программы, особенно в 10 - 11 классах, то ли в силу формального отношения к литературе, как к физике или математике. Хотя, пожалуй, в физике им чаще случается "задержаться, прочитать и перечесть". Особенность же словесности как раз в том и состоит, что и ученик, и учитель могут и не "вчитываться" - для сдачи экзамена вполне достаточно учебника, даже не самой книги, а именно учебника. Да, для экзамена достаточно. А для души?

"Экскурсия в музей литературных героев" поможет учителю хотя бы чуть-чуть приблизить ученика к произведению, герою, писателю. Часто пользоваться такой формой организации уроков нельзя - она требует большой кропотливой работы, подготовки и, так сказать, "материальной" и в какой-то степени артистической. Наверное, можно назвать это ролевой игрой, но не хочется - слишком важен результат подобного "урока". Схема, в общем-то, проста: класс делится на группы по 4-6 человек, выбирая то или иное из предложенных учителем произведений (иногда позволяется предложить свое, если оно вписывается в общую тему); дается определенное время на чтение этих произведений; наконец, на уроке дети получают задание подготовить музейную экспозицию или по книге, или героя (героев) книги. И вот тогда начинается желанное для каждого настоящего учителя: "помедлить над строкою", - начинается ажиотаж вокруг произведения, выискивается целый каскад деталей-экспонатов, поиск цветовой гаммы "музея", звукового оформления экскурсии. Причем все это действует и в 5, и в 11 классах, такая "игра" увлекает, дух соревновательности подстегивает.

Всегда делаю так, чтобы по одному произведению готовилась не одна группа; во время подготовки, консультируя ребят, "по секрету" делюсь: а у "них" то же самое, подумайте, поищите, может, что-то более оригинальное найдете, более интересное, чем у соперников. На первом уроке, конечно, "экспонаты" рассматриваются ими поверхностно, те, что на виду. И это тоже хорошо - для понимания авторского замысла важно все: и первый, и второй планы.

На следующем уроке ученики получают окончательное задание:

1) подготовить экспонаты для демонстрации (эстетическое оформление; как в любом музее, этикетки для каждого предмета - в духе времени, произведения);

2) расположить предметы так, чтобы в ходе экскурсии восстанавливался сюжет рассказа (ведь не все в классе читали его);

3) продумать "легенду" каждого экспоната (почему это важно для понимания характера героя, его роли, авторского замысла, идеи произведения);

4) предусмотреть "изюминку" - сюрприз своей экскурсии (музыкальное сопровождение, инсценировки-иллюстрации, спецэффекты);

5) распределить роли в группе, оформить свои визитки и в соответствии с ними выступить на экскурсии (директор музея, экскурсовод, хранитель, реставратор, художник, автор, герой, посетитель музея и т.д. - порой ребята придумывают настолько неожиданные роли, что экскурсия превращается почти в спектакль);

6) отхронометрировать время (10 - 15 минут).

Экскурсия длится 1 - 2 урока - в зависимости от количества групп, произведений. После выступления группы возможны и даже поощряются вопросы.

стр. 14


--------------------------------------------------------------------------------

Особенно любят ребята "ехидно" спросить, почему тот или иной экспонат, явно присутствующий в рассказе, остался музеем незамеченным, ведь "это так элементарно" потому-то и потому-то. И, конечно, приятно слушать, когда кто-то из группы с достоинством парирует этот выпад, тем более радостно, если вопрос был предусмотрен, но еще лучше, если - нет (в этом как раз и заключается роль учителя - незаметно подготовить группы так, чтобы они были на высоте, как спрашивающие, так и отвечающие; ни в коем случае нельзя пускать все на самотек, но и не заорганизовывать).

Если подготовка занимала длительное время, жалко труд ребят, можно предоставить им возможность пригласить в свой музей ребят из других классов или других параллелей. Как правило, в ходе таких экскурсий "музейные работники" совершенствуют свои экспонаты, что-то добавляют, что-то убирают, заводят книгу отзывов.

Идея подобной формы урока возникла не случайно, родилась она из Мастерской по методу французской группы "Новое образование" (ЖФЭН). Методика этой группы зиждется на традициях и французской, и мировой педагогик, включая идеи свободной школы Л. Толстого, творческие поиски Выготского, достижения российских ученых и практиков, Макаренко, Эльконина и др. В основе поведенческой структуры урока - демократизм, творчество, вера в себя, ведущий принцип: "Способны все!".

Внешне Мастерская (ателье, демарш) напоминает проблемный урок, но строится по четко продуманной системе заданий, постепенно в ходе совместной работы дети как бы конструируют собственное, рожденное ими знание.

Работа начинается со слова или образа, фразы, предмета, мелодии, текста, рисунка... Это так называемый индуктор. Далее каждый ученик выдвигает свою гипотезу, создает свой проект, отталкиваясь от поставленной задачи. Прежде чем огласить перед всеми решение проблемы, ученики обдумывают ее индивидуально, затем обсуждают ее в малой группе, т.е. обучение ведется в постоянном диалоговом режиме.

Сравнение собственной находки с остальными неизбежно выявляет слабость или неполноту принятой в одиночку гипотезы. Эта ситуация осознания несоответствия своего знания называется разрывом. И завершается Мастерская рефлексией, выступлением мастера, подводящего итоги.

Итак, алгоритм процесса работы Мастерской таков:

1) индуктор - начало, мотивирующее творческую деятельность всех;

2) работа с материалом (текст, схемы, краски, модели...);

3) соотнесение своей деятельности с деятельностью других (как бы самооценка и самокоррекция);

4) разрыв, рождающий информационный запрос (обращение к справочникам, учебникам и т.п.).

Мастерская позволяет расширить возможности урочной организации обучения, хотя основатели ее категорически против использования мастерской в рамках обычной школы. Но я, будучи покоренной формой организации обучения, не была удовлетворена результатами, получаемыми в ходе работы Мастерской;

слишком мизерными они мне казались в сравнении с затратами сил и времени учителя. Уже третий год мучаюсь над проблемой адаптации технологии "Новое образование" (Мастерская) для классно-урочной формы обучения. Это очень сложно, ведь обычная Мастерская длится 4 - 5 часов непрерывно. Реально в обычной школе это практически невыполнимо. Но вот принципы работы применить оказалось все-таки возможно. Совмещение в одном виде работы и индивидуальной, и групповой, и коллективной форм обучения способствует тому, чтобы развивались и могли реализовать себя все ученики.

Желание провести Мастерскую полноценно, продуктивно подтолкнуло к мысли, что подготовительную работу можно провести на нескольких уроках, часть дать на дом, а основную работу совместить на двух уроках. Мастерская возможна и на уроке литературы, и на уроке русского языка. Такая методика была проверена и дала хорошие резуль-

стр. 15


--------------------------------------------------------------------------------

таты при проведении Мастерских "Словарная работа как средство развития речи" - 7 класс, "Типы текста. Я расскажу вам о себе...", "Соленый урок" - 8 класс, "Стили речи. Колобок" - 9 класс.

"Легенда о Великом инквизиторе", "Поэтика стихов Фета. Импрессионизм" - 10 класс.

И вот в этом году была найдена еще одна из форм использования принципов "Нового образования" в уроке - "Экскурсия в музей литературных героев". Причем опробовано это было в 8 и 10 классах.

Еще в конце третьей четверти восьмиклассники получили задание прочитать "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери, "Слепого музыканта" В. Г. Короленко, "Алые паруса" А. Грина. На этом этапе выбор книги или книг (многие ребята прочитали все произведения) был абсолютно добровольным, цель чтения не указывалась. Когда книги прочитаны всеми, на уроке проходит своеобразная читательская блиц-конференция: кто что прочитал, что понравилось, что нет, почему. И вот здесь уже класс делится на группы (чаще по желанию, в соответствии с симпатиями и антипатиями), группа выбирает то или иное произведение и получает первичное задание: подумать о том, что главное в этом произведении, о чем книга, какие детали, предметы помогают понять это главное, как, почему; то есть идет как бы первоначальный отбор и обсуждение "экспонатов" в группах, хотя дети пока еще не подозревают о цели этого задания. В конце урока ученики получают на дом для индивидуальной работы задания N 3 и N 4, им предлагается приготовить макеты, эскизы этих экспонатов. И только на следующем уроке, в самом начале, они узнают о цели проделанного ранее и получают полное задание. Работают урок, учитель помогает распределить роли, выбрать нужное, отбросить ненужное, консультирует, чтобы не было повторов в группах (получилось по 2 группы "Маленького принца" и "Слепого музыканта" и 1 - "Алые паруса").

И последний, завершающий урок - собственно экскурсия. Каждая группа выбрала свой уголок класса (сама по себе непривычная расстановка парт, оформление, доля любопытства - а что у других в музее? - уже создают особую атмосферу). Начинает урок учитель, он тоже готовится: оформлена доска портретами писателей, иллюстрациями, цитатами (например, такими: "Человек создан для счастья, как птица для полета" (В. Короленко), "Когда для человека главное - получить дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения - чуда, сделай ему это чудо... Новая душа будет у него и новая у тебя" (А. Грин), "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил" (Сент-Экзюпери). Стол можно оформить цветами, свечами в подсвечниках, пером в чернильнице - непременными атрибутами поэтического настроения. И, конечно, учитель тоже должен приготовить какую-то "изюминку", сюрприз для класса. В начале урока он вводит класс в музей, обрисовав атмосферу прохладного, объятого тишиной веков, с тяжелыми массивными дверями здания... И вот дверь скрипнула...

Наши дети удивительно талантливы, чутки, обладают великолепной фантазией и добрым сердцем - надо только верить и доверять им. Экспозиции чего только не представляют: это и жучок на странице книги, которую читала Ассоль перед встречей с Греем; и шелка разных оттенков алого, и цветы, которые Петр может распознать, определяя не только по запаху, но и по цвету; отреставрированная плита из монастырской ограды, и змея, что стала символом мудрости Маленького принца, и ростки баобабов, ставшие символом вечного зла, и... Впрочем, все перечислить невозможно, да и ваши дети не менее талантливы и умны. Экспозиции содержат, как правило, по 8 - 10 экспонатов (на меньшем количестве трудно раскрыть идею, передать ход сюжета, а большее количество - вызовет перебор по времени), могут быть, конечно, и не "озвученные" экспонаты, но в таком случае они должны говорить сами за себя, например, "Сад Роз на Земле" - экспонатом стала огромная роза у нас в классе, она цветет круглый год,

стр. 16


--------------------------------------------------------------------------------

удобный предмет - этикетку прикрепили и в музей! Ребята в конце выступления говорили о том, что Маленький принц понял, наконец, почему ему дорога его Роза и оставил равнодушным целый сад роз.

Изюминки были у всех групп разные:

"Алые паруса" встретили своих посетителей скрипичным концертом Моцарта, "Слепой музыкант" N 1 - вальсами Шопена, "Слепой музыкант" N 2 предложил выдержку из Книги отзывов - ассоциативный отзыв в виде стихотворения И. Евдосюк; "Маленький принц" предложил информацию об авторе, ведь писатель- то иностранец, и экскурсоводы это учли.

Учитель, завершая поход в музей, подводит итоги и предлагает объяснить, почему слово акростиха объединяет все эти произведения, роднит героев:

Человеку человек улыбнулся -
Утром к солнышку цветок потянулся...
Донеси свое тепло на ладошке,
Одари собою всех, хоть по крошке!

Это задание теперь уже просто для них, понятно. Ребятам очень нравится выступать в роли "умных", и они сами предлагают показать музей еще кому- нибудь, поэтому "двери скрипели" еще для параллельного 8 класса, для 5 и 6 классов. Цель подобной экскурсии, разумеется, в большей степени воспитательная - донести огромный нравственный заряд этих книг до ребячьих сердец, вдохнуть в них желание самим стать чудотворцами - дарящими любовь и добро, просто так, ни за что.

Экскурсия в 10 классе проводилась по рассказам А. Чехова и носила более литературоведческий прагматический характер: осознание роли художественной детали в рассказах Чехова.

В этом случае задача учителя усложняется, обучающая функция его становится более явной, но не должна быть слишком прозрачной, навязчивой. Ведь это для преподавателя важно, чтобы ученики уяснили себе, что такое художественная деталь и какова ее роль в произведении, в частности в рассказах Чехова, как бы специально для изучения данной темы и написанных. Но цель эту нужно скрыть от учеников до поры до времени, пусть им пока будет только интересно.

Мы выбрали рассказы "Черный монах", "Ионыч", "Человек в футляре". Чехов завершает программу 10 класса, и, наверно, это очень верно. 11 класс начинается Серебряным веком, ребята из четких, понятных, расставляющих все по местам, объясняющих, предсказывающих классицизма и реализма погружаются в атмосферу символизма, акмеизма, имажинизма, декаданса, экзистенциализма и прочих "измов". Это очень сложно - мир темного Хаоса, наслаждение им и стремление обрести Гармонию, мысли-метафоры, образы-символы, - и, если не будет предварительной пропедевческой работы, ребята пройдут через этот мир равнодушными. Достоевский и Чехов - те ступеньки, которые помогут старшеклассникам принять XX век, пусть не на равных, но все-таки... Чехов - это ведь тоже писатель эпохи Серебряного века, не поэзии, но прозы. И "Черный монах" - яркое тому свидетельство. Этим во многом объясняется наш выбор:

однократного чтения недостаточно, слишком много пластов в этом небольшом рассказе. Согласитесь, дать детям задание перечитать - почти безнадежное дело, вряд ли кто-то из них засомневается в том, что при чтении что-то упустил, что повторное чтение откроет что-то новое. А вот готовясь к экскурсии, он вынужден или все, или: хотя бы частично перечитать, просмотреть, остановиться. А задуматься есть над чем. В музее оказался кусочек облупленной штукатурки - почему? Группа весьма по-задорновски объяснила это: наше время созвучно началу XX века, современные "новые русские" могут сделать евроремонт в "хрущовке", затратить массу денег впустую, надеть фрак вкупе с цепью и кроссовками, а главное оставить разрушаться; так и здесь: колонны, львы - облупившаяся штукатурка; или - XIX век над бездной неизвестности, что-то будет завтра, до штукатурки ли здесь... Можно соглашаться или не соглашаться с ребятами, но ведь такая прозаическая внешняя деталь из детали-подробности, на

стр. 17


--------------------------------------------------------------------------------

первый взгляд незначительной, стала предметом размышления о времени, вывела их из Сада Песоцких в Вишневый Сад России, стала деталью-символом; деталью, которая нарисовала одним штрихом уклад жизни целой страны на рубеже веков, вызвала ассоциации с современностью; диалектика развития, спиральности движения бытия стала доступной и понятной благодаря такой маленькой детали. Начало грядущего кризиса, кризиса психологического, морального и физического как героя, так и общества усмотрели ребята в этой штукатурке.

В чеховских рассказах не так много развернутых пейзажных зарисовок, да дети, как правило, пропускают их, но... этот рассказ, в общем-то, не изобилует вещными деталями-экспонатами, поэтому волей-неволей приходилось им копаться в тексте более тщательно - и находили. Кольцевое пейзажное оформление, несущее в себе психологические детали (в начале - "настроение, что хоть садись и балладу пиши", в конце - "какое согласие цветов, какое мирное, покойное и высокое настроение!"); пейзажи, сопровождаемые пением о "гармонии священной, нам, смертным, непонятной...", заставляют обратить внимание на то, как воспринимает тот же пейзаж Коврин, когда он нормален, с точки зрения обывателя: "Не замечая роскошных цветов... угрюмые сосны... неподвижные и немые...". Картина сада - это не просто место действия, это отражение душевного состояния героя. Как бы вы отразили это в виде экспоната? Удивительный букет был представлен в музейной экспозиции: среди зеленых веточек, мягких, сочно насыщенных, в центре поместили уродливо-корявые голые черно-коричневые ветки. И этот экспонат спровоцировал "посетителей" на философские размышления: что есть счастье и горе, гений и посредственность, жизнь и смерть, любовь и ненависть...

А можно ли представить в виде предмета оксюморонную деталь "изысканное уродство"! Она же была не только представлена, но и явилась объектом резкой критики посетителей, высказавших острое несогласие с точкой зрения музея: "изысканное уродство" - это сам Коврин, с его Черным монахом, гениальностью- сумасшествием... Ребят заинтриговало название рассказа, почти все его прочитали. Используя опыт предыдущего анализа чеховских произведений, класс настаивал, что никакая это не символическая деталь, что это обычная, присущая автору ирония, тем более что контекст подчеркивает: "Каких только тут не было причуд, изысканных уродств и издевательств над природой!", и знак восклицательный!

Конечно, такая экскурсия не уложилась в положенные 10 минут, постоянные вопросы, дискуссии (одна только расшифровка легенды о черном монахе, что он такое есть, в чем смысл его появления, трактовка этого образа-символа не на шутку грозила длиться бесконечно, разрасталась, как снежный ком, вынудила учителя вмешаться и прервать разгоревшийся спор предложением оставить свои мнения в Книге отзывов), рефлексия самих групп, на ходу вдруг начинавших менять ход рассуждений и даже переставлять местами предметы в экспозиции, - все это затянуло ее на целых два урока. А еще "Ионыч", "Человек в футляре". Но, согласитесь, учитель об этом может только мечтать - живой, неподдельный интерес, обсуждение на высоком эмоциональном накале, причем не голословная демагогия, а исходя из автора.

Символ - не символ... Ребята сами вышли на эту проблему: что можно считать образом-символом, что нет. А значит, символизм через полгода станет для них результатом естественного развития литературного процесса, а термин "символ" не будет пугать философской наполненностью и многозначностью.

Так проходит Мастерская всегда: рождается знание, но появляется новый вопрос, в свою очередь, порождая вновь незнание и жгучее желание узнать. Как говорил герой нашего рассказа Черный монах о цели вечной жизни: "Как и всякой жизни - наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания..." А это главное. Поэтому неудивительно,

стр. 18


--------------------------------------------------------------------------------

когда в Книге отзывов появляются такие вот записи:

А - Абсурдность жизни - бытия,
Н - Ничтожность, суетность, грызня,
Т - Тоска, любовь как нелюбовь,
О - Один - всегда один - и вновь
Н - Нарушен нужный судеб ход;
Ч - Честь, долг, достоинство - не в счет;
Е - Есть в мире истина иль нет,
Х - Хозяин жизни - раб примет?..
О - Об этом нет нужды узнать -
В - В неведенье приятно спать!

Думается, что такая форма организации урока, как "Экскурсия...", вполне перспективна, ведь музеи бывают разные, не только книги, но и слова (этимологические, например, этнографические, частей слов...), могут быть и географические, и физические... Тем и хороша Мастерская, что может вписать в себя все что угодно; дает волю для творчества и учителю, и ученику. Мастерскую не удается часто проводить по двум причинам: требует большой подготовительной работы и от Мастера, и от подмастерьев; кроме того, обучение в режиме диалога - это своеобразный праздник общения, общения друг с другом, с учителем, с книгой, когда возникает не просто необходимость в новом знании, а потребность в нем, причем срочно, сейчас... И именно это определяет дух, настрой Мастерской, а следовательно, и высокую результативность такой формы занятий.

А потом у учителя остаются все экспонаты в качестве наглядного пособия. Можно провести с их помощью зачетную работу по творчеству Чехова, можно использовать в качестве "вещественного доказательства" в уроке-игре "Чеховский детектив" - дети будут благодарны своим предшественникам за декорации этого маленького представления. В любом случае художественная деталь станет не просто абстрактным понятием; материализовавшись, она застрянет в памяти и всплывет в нужный момент, рождая ассоциации: "Черный монах" - черное солнце в "Тихом Доне" - "Черный человек" Есенина...; ЧУДО дарения себя не происходит с Онегиным, Печориным, "зорко сердце" у Татьяны, у Обломова...

стр. 19

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. А. Волченко , "ВСЕГО И НАДО, ЧТО ВЧИТАТЬСЯ..." // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017671&archive=1206184559 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии