ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© М. И. ИСАЕВ

Чукотско-камчатская этноязыковая группа

Алюторцы, самоназвание алутыльу - этнографическая группа коряков на севере Корякского автономного округа Камчатской обл. Численность - 2 - 3 тыс. чел. (1980, оценка). Обособились от коряков под значительным культурным и языковым влиянием эскимосов. Традиционная религия - шаманизм, почитается культ предков, духов-хозяев природных объектов, морских промыслов. Христианизация алюторцев происходила с XVIII в. под влиянием российских миссионеров.

Алюторский язык имеет три диалекта: собственно алюторский, паланский, карагинский.

Литература

Жукова А. Н. Алюторский язык // Языки народов СССР. - Л., 1968. - Т. 5; Муравьева И. А. Алюторский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Коряки, самоназвания (групповые): чавчыр, чавчу ("оленевод; богатый оленями"), нымылгын ("местный житель") ремку чамчыв ("кочующий житель") и др. - коренное население Корякского автономного округа Камчатской обл. (6,6 тыс. чел.), живут также в Чукотском автономном округе и Магаданской обл. (1 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 9,2 тыс. чел. Различают четыре основные группы коряков: береговые, оседлые (нымыланы), оленные, кочевые (чавчувены). Относятся к арктической расе большой монголоидной расы. Верующие - православные; сохранились у коряков традиционные верования - шаманизм, промысловые культы и др.

Древнейшими предками коряков считаются племена древнекорякской культуры Охотского побережья, сложившейся на базе внутриконтинентальных культурных традиции неолитических охотников.

Этноним "коряки" впервые появляется в 30 - 40-е гг. в русских документах. Предполагают, что этот этноним восходит к корякскому слову хора ("олень"). Корякский язык относится к чукотско-корякской ветви чукотско- камчатских языков. В нем выделяют четыре диалекта: чавчувенский, апукинский, каменский и итканский, из них чавчувенский положен в основу письменности, которая создана в 1931 г. на основе латиницы, а в 1936 г. переведена на русскую графическую базу.

Литература

Гурвич И. С. Этническая история северо-востока Сибири. - М., 1966; Антропова В. В. Культура и быт коряков. - Л., 1971; Жукова А. Н. Корякский язык // Языки народов СССР. - М., 1968. - Т. 5; Сидорова Т. В. Корякский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Чукчи, самоназвание лычъо, равэтлан ("настоящие люди") - коренное население Чукотки. Численность в РФ - 15,1 тыс. чел., в том числе 11,9 тыс. чел. - жители Чукотского автономного округа. Чукчи живут также в Корякском автономном округе (11,5 тыс. чел.) и в Якутии (1,3 тыс. чел.). Различают тундровых кочевых оленеводов (самоназвание каучу "оленный человек") и приморских - оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын "береговой"), которые живут совместно с эскимосами.

Чукотский национальный округ образован в 1930 г. (с 1977 г. - автономный округ).

Чукотский язык (устаревшее название луораветланский) относится к группе чукотско-камчатских языков (чукотско-корякская ветвь). В 1931 г. была создана письменность на латинской графической базе, которая в 1936 г. была переведена на русскую графику.


--------------------------------------------------------------------------------

Начало очерков М. И. Исаева см.: "Русская словесность", 2001, N 6, 7; 2002, N 1 - 8, 2003, N 1 - 5.

стр. 76


--------------------------------------------------------------------------------

Литература

Богораз-Тан В. Г. Чукчи. В 2-х ч. - Л., 1934- 1939; Вдовин И. С. Очерки по истории и этнографии чукчей. - М.; Л., 1965; Жукова А. Н. Чукотский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Эскимосско-алеутская этноязыковая группа

Эта группа состоит из двух народов - эскимосов и алеутов.

Эскимосы, самоназвание юпигыт, югит (настоящие люди), анкалын ("поморянин" по-чукотски), нымылгын ("поселянин" по-корякски). В России их насчитывается около 1700 чел. Эскимосы проживают в основном в США и Гренландии (примерно по 45 тыс. чел.), а также в Канаде (около 26 тыс. чел.). Российские эскимосы живут смешанно с чукчами на восточном побережье Чукотки и о-ве Врангеля.

Происхождение эскимосов дискуссионно. Считается, что их прародиной был крайний северо-восток Азии, откуда они распространились на северо-запад Америки. Первые исторические упоминания об эскимосах восходят к XVII в., а контакты с русскими - к середине XIX в.

Эскимосы относятся к арктической (эскимосской) расе большой монголоидной расы. Верующие - православные, хотя сохранились у эскимосов также анимистические представления, шаманство. На эскимосском языке существует письменность (в 1932- 1937 гг. - на латинице, а затем - на русской графической основе). Среднее поколение, в лучшем случае, владеет им пассивно, а молодежь говорит по-русски.

Литература

Меновщиков Г. А. Эскимосы. - Магадан, 1959; Меновщиков Г. А., Бахтин Н. Б. Эскимосский язык. - 2-е изд. - Л., 1990; Бахтин Н. Б. Эскимосов азиатских язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Алеуты, самоназвание алеут, унанган - коренное население Командорских о-вов. Численность в РФ (1989) - 644 чел. (В СССР - 702 чел.). Живут также в США, коренное население Алеутских о-вов, на юго-западной оконечности п-ова Аляска и некоторых прилегающих к нему мелких островов - числом около 2 тыс. чел. (1990). Алеутами себя называет часть эскимосов Юго- Западной и Южной Аляски. Относятся к арктической (эскимосской) расе большой монголоидной расы.

Название "алеуты" было им дано русскими после открытия ими Алеутских о- вов и впервые встречается в документах 1747 г. С 1799 г. эти острова принадлежали России, управлялись Российско-американской компанией, которая заселила алеутами Командорские и Прибыловские о-ва. Алеуты были обращены в православие, испытали сильное влияние русской культуры. В 1867 г. Алеутские о-ва и Аляска были проданы США.

Алеутский язык включает три диалекта: уналашкинский (восточный), актинский и аттовский (западный). Диалектные различия не столь разительны, чтобы препятствовать взаимопониманию между носителями разных диалектов.

Русскими учеными И. Е. Вениаминовым и Я. Е. Нецветовым в XIX в. была создана алеутская письменность на базе русской графики. Однако она прекратила свое существование после продажи Алеутских о-вов Америке (1867). В 70-х гг. XX в. Аляскинским центром по изучению языков коренного населения было введено у алеутов обучение на их родном языке.

Литература

Ляпунова Р. Г. Очерки по этнографии алеутов. - Л., 1975;Асиновский А. С., Бахтин Н. Б., Головко Е. В. Этнолингвистическое описание командорских алеутов // Вопр. языкознания, 1983, N 6; Ляпунова Р. Г. Алеуты. Очерки этнической истории. - Л., 1988; Головко Е. В.. Алеутский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Енисейская этноязыковая группа

Енисейские народы живут в Сибири на р. Енисей - это кетский и сымский (югский) народы (последний вымирает как этнос: осталось лишь несколько человек, говорящих на родном языке).

Литература

Дульзон А. П. Кетский язык. - Томск, 1968; Старостин С. А. Праенисейская реконструкция

стр. 77


--------------------------------------------------------------------------------

и внешние связи енисейских языков // Кетский сборник. - Л., 1982. Нерознак В. П. Югский язык // Красная книга языков народов России. - М, 1994.

Кеты, самоназвание кет (человек), кето; устаревшее - остяки, енисейские остяки, енисейцы.

Живут по нижнему течению Енисея (Красноярский край). Предки современных кетов сформировались в этнос в результате смешения древних монголоидов с европеоидами Южной Сибири. Верующие - православные.

Численность кетов по данным переписей населения: 1926 г. - 1428 чел., 1956 г. - 1019 чел., 1970 г. - 1182 чел., 1979 г. - 1122 чел., 1989 г. - 1113 чел. (из них в РФ - 1084 чел. (оценка) В кетском языке выделяют два диалекта: имбатский (в северной части) и сымский (в южной части ареала). Разрабатывается письменность на базе русской графики.

Литература

Долгих Б. О. - Кеты. - Иркутск; М., 1934; Алексеенко Е. А. Кеты: Историко- этнографический очерк. - Л., 1967; Казакевич О. А., Хелимский Е. А. Кетский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Юкагиро-чуванская этноязыковая группа

Семья близкородственных народов, потерявших свои языки; сохранился лишь юкагирский.

Юкагиры, самоназвание одул, вадул (могучий, сильный), омоки (устарелое русское) - коренной народ Восточной Сибири (Нижнеколымский и Верхнеколымский р-ны Якутии, Среднеканский р-н Магаданской обл.)

Общая численность юкагиров 1142 чел., из которых 1112 чел. живут в РФ; относятся они к байкальскому варианту североазиатской расы большой монголоидной расы.

К XVII в., времени прихода в Сибирь русских, юкагиры проживали на обширной территории от Индигирки до Анадыря, и их насчитывалось 5 - 9 тыс. чел. Однако из-за эпидемий и междоусобиц их численность значительно сократилась. К концу XVII в. их насчитывалось 2535 чел., а в первой половине XVIII в. - 1400 - 1500 чел., в 1897 г. - 948 чел., в 1926 - 1927 гг. - менее 400 чел. Значительный рост числа Ю. отмечается в 1960 - 1970-х гг., так, в 1970 г. их стало 617 чел., а в 1979 г. - 835 чел.

Юкагирский язык (устарелое название "одульский язык") - изолированный, единственный сохранившийся язык юкагиро-чуванской группы; другие члены этой группы могут рассматриваться и как диалекты юкагирского языка. Так, сохранились диалекты: тундренный и колымский.

Специалисты допускают вероятность генетической связи юкагирского языка с уральскими и, далее, с алтайскими языками.

У юкагиров существует письменность, разработанная в 1970-х гг. на базе русского и якутского алфавитов. Она применяется в местных изданиях и в школьном обучении.

Литература

Юкагиры. - Новосибирск, 1975; Золотарева И. М. Юкагиры (антропологический очерк) // Проблемы антропологии и исторической этнографии Азии. - М., 1968; Туголуков В. А. Кто вы, юкагиры. - М., 1979; Маслова Е. С. Юкагирский язык // Красная книга языков народов России. - М., 1994.

Нивхи (дореволюционное название - гиляки), самоназвание нивхгу (амурский диалект), нивгун (восточно-сахалинский диалект) означает "Человек, люди". Живут в Хабаровском крае (на нижнем течении Амура) - 2,4 тыс. чел. - и на о. Сахалин - 2 тыс. чел. Общая численность - 4,7 тыс. чел. (1989). Относятся к центрально-азиатскому типу североазиатской расы большой монголоидной расы. Официально считаются православными, однако сохранили традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.).

Некоторые специалисты считают, что предки нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев Америки - звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далеком прошлом северо-западные берега Тихого океана. У нивхов существовали тесные этнокультурные контакты с тунгусо- маньчжурскими народами, айнами и японцами.

стр. 78


--------------------------------------------------------------------------------

Лишь в XVII в. посетили земли нивхов русские первопроходцы, а в 1850 г. Амурская экспедиция Г. И. Невельского присоединила Амур и Сахалин к России. На социально-культурную жизнь народов региона особенно значительное влияние оказали появление русских поселений и основание г. Николаевска.

Нивхский язык (устарелое - гиляцкий язык), соответственно этническому членению самих нивхов, делится на три диалекта: амурский, северосахалинскии и восточносахалинскйй. Письменность для нивхов была создана в 1932 г. (на латинской графике), а с 1953 г. переведена на русскую графическую основу.

Литература

Крейнович Е. А. Нивхи. - М., 1973; Крейнович Е. А. Нивхский (гиляцкий) язык // Языки и письменности народов Севера. - М., 1934. - Ч. 3; Груздева Е. Ю.. Нивхский язык//Красная книга языков народов России. - М., 1994.

стр. 79

Похожие публикации:



Цитирование документа:

М. И. ИСАЕВ, ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017560&archive=1206184559 (дата обращения: 16.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии