ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СТУДИИ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. ПОНОМАРЕВА

Идея создания студии словесного творчества учащихся родилась не вдруг и не сразу. Она осмысливалась и вынашивалась: определялось место проведения занятий, подбирались преподаватели, создавалась программа. При этом учитывалось, что на уроках русского языка и литературы сочинения школьники пишут. Правда, существующая школьная система работы по развитию речи далеко не всегда дает учащимся "установку" наречетворчество. Поэтому школьники редко пишут по велению сердца. Вот это редко и заставило задуматься о необходимости создать условия для развития речетворческих способностей школьников.

Речетворчество в силу своей специфики требует особой формы организации, особой атмосферы, особых усилий преподавателей, особых критериев оценки результатов творческого труда школьников. Опираясь на замечание В. В. Давыдова о том, что "нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания..." 1 , предлагаем студию словесного творчества как особую форму организации творчества школьников.

Городская студия словесного творчества "Зоркое сердце" была создана на базе СШ N 59 - школы, открытой для инновационной педагогики; школы, имеющей творческую питательную почву для работы студии (школа издает литературный и научно-публицистический журнал "Каморка"); школы, директор которой Т. П. Соловьева - творческий, талантливый педагог и организатор.

Главная цель студии: углубить художественную речетворческую подготовку учащихся старших классов.

Определились и основные формы организации занятий в студии:

* литературные беседы;

* творческие часы;

* творческие мастерские;

* творческие встречи;

* литературно-художественный журнал.

Атмосфера словесного творчества - это атмосфера творческого взаимопонимания, сотворчества студийцев и преподавателей. Каждый преподаватель студии - одновременно и ученый, и педагог, и творец. Подчеркиваем, творец. Все преподаватели студии прекрасно владеют художественным словом, это пишущие люди, способные понять муки творчества учащихся.

Опишем один день из жизни студии. По расписанию в этот день у студийцев литературная беседа и творческий час, которые объединены общей речетворческой темой "Дорога".

Литературная беседа по рассказу А. П. Чехова "Студент".

Студийцы прочитали рассказ и готовы к беседе.

В начале беседы выясняем, что в рассказе больше всего привлекло ребят:

- Понравилось название рассказа. Студенты чем-то близки нам.

- Неожиданным было то, что студент разговаривал с этими простыми женщинами на такие высокие темы.

- Привлекло использование библейского сюжета.

- Поразило, что в таком коротком произведении показано буквально преображение человека.

- Попытаемся объяснить смысл названия рассказа. Какие ассоциации вызывает у вас слово "студент"?

- Молодость. Учеба. Знания. Что-то новое. Открытия. Свежесть.

- Студенты - люди необычные. Мне кажется, они нервные, воспринимают все как-то иначе.

Подчеркиваем, что для самого Чехова "нервный" означало восприимчивый, чувствительный, талантливый, наконец. Один из студийцев отметил, что студент

стр. 66


--------------------------------------------------------------------------------

Чехова вышел в путь, он идет домой через вдовьи огороды. Постепенно подводим ребят к мысли о том, что название выбрано не случайно. Главный герой рассказа - молодой человек, перед которым открыта дорога жизни, важно, что его сердце, душа, ум открыты навстречу новому, непонятному, студенту предстоит немало открытий, многому придется научиться. Комментируем "говорящую" фамилию героя. Студийцы называют ассоциации на словосочетание "великое поле", отмечают связь с русским полем, с особым менталитетом. Напоминаем высказывание Чехова: "Между "есть бог" и "нет бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-нибудь одну из двух этих крайностей, середина же между ними ему неинтересна, и он обыкновенно не знает ничего или очень мало" 2 . Приходим к выводу, что Иван Великопольский стоит в начале сложного духовного пути к постижению смысла жизни.

Какое же открытие совершил Иван Великопольский? Сравнивая начало и финал рассказа, выясняем, что он иначе стал воспринимать жизнь.

- Прежде он видел мир в серых красках, мрачным. После разговора с женщинами он понял, что жизнь сложна, неоднозначна, бывает разной. Он поверил, что счастье возможно, что жизнь полна высокого смысла.

- Размышляем, в чем заключается высокий смысл жизни, как он открылся чеховскому герою.

- В начале ему кажется, что разрушились порядок и согласие. В конце рассказа порядок восстановлен. Все взаимосвязано: дотронулся до одного конца в прошлом, отозвалось в настоящем. Одно событие вытекает из другого.

Обращаем внимание на слова "согласие", "связано", "цепь". Студенту открылось, что существует вечная гармония, и человек причастен к высшему миропорядку, каждый - необходимая и важная частица целого, общего.

Студийцы задумываются над тем, что в истории многое повторяется. Иван Великопольский сначала видел только повторение ужасов, невежества, гнета, но потом понял: гораздо важнее, что никогда не умирают правда и красота, направляющие жизнь человека. В этом и заключается, может быть, высший смысл истории человечества.

Ребята понимают, что именно библейский сюжет помогает выявить высокий смысл жизни человека. Почему в Страстную пятницу героем рассказа студента становится не сам Иисус Христос, а Петр? Студийцы отмечают, что Петр ближе к самому Ивану Великопольскому, находят прямое сближение с Петром.

- Студент говорит, что в ту страшную ночь было так же холодно и Петр также грелся у костра.

- Петр тоже делает открытие: узнает себя как человека. Его эйфория от любви к Христу проходит, когда он сталкивается с жестокой реальностью. Он не хотел предавать Учителя, но трижды отрекся от него. Это было для Петра неожиданно и мучительно. Петр прежде всего человек. Слабый. Он любит Христа, верит, что пойдет на смерть ради него, но ошибается в своих силах.

Но все же каков главный итог истории о Петре?

- Его раскаяние. Не случайно студент несколько раз говорит о его плаче. Его любовь к Христу стала иной. Может быть, даже сильнее. Главное в человеке - способность осознать свои слабости, увидеть себя по-новому, искренне раскаяться.

Говорим о студенте Духовной академии, который совершил своеобразное "предательство" своей веры, впав в уныние и отчаяние от голода и холода. Попутно отмечаем, что Чехов никогда не отделял духовное состояние человека от физиологического, обращая внимание на то, что настроение Ивана изменилось после того, как он согрелся у костра.

А какую роль в рассказе играют Василиса и Лукерья? Какое отношение эти женщины имеют к истории, рассказанной студентом? Прокомментируйте фразу: "Она (Василиса) всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра".

Студийцы в затруднении. Тогда просим "реконструировать" биографии

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

женщин на основании текста и обратить внимание на то, какие слова заставили Лукерью отложить хозяйственные дела и напряженно вслушиваться в рассказ студента. Ребята делают маленькое открытие: между героями Евангелия и вдовами можно провести параллели. Лукерья - несчастная, "деревенская баба, забитая мужем". Ее сильно поражают слова: "Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...". Василиса, сама довольно благополучно прожившая жизнь, тоже совершила предательство по отношению к своей дочери. Лукерья в муках Христа видит свои страдания и, может быть, впервые проявляет себя как глубоко чувствующий человек, исчезает ее тупая замкнутость глухонемой. Василиса плачет, потому что лучше других понимает Петра. Перед нами вырисовывается целая трагедия, едва намеченная Чеховым и оставшаяся не замеченной студентом (ему кажется, что дочь лишь "смутилась"). Подчеркиваем глубину рассказа, его "двойное дно". Иван Великопольский совершил прекрасное открытие, но до истинного, полного познания жизни и людей ему еще далеко. Он действительно в начале пути, в начале духовного восхождения.

Рассказ предстает перед нами как "лабиринт сцеплений", где все взаимосвязано и наполнено смыслом. Так сама художественная форма гармонирует с главной мыслью произведения.

Предлагаем студийцам задуматься над тем, почему у Чехова зло, ужасы, холод существуют в прошлом, настоящем и будущем, а будущее добра и красоты находится как будто под сомнением.

Обратите внимание: Чехов подчеркивает, что студенту жизнь только "казалась... восхитительной, чудесной и полной высокого смысла".

- Как у Чехова все не просто.

- Зато он дает возможность выбора! Студийцы размышляют над тем, что зло самовоспроизводится, а правда и красота нуждаются в нашей поддержке. В конце занятия предлагаем ребятам письменно сформулировать то, что показалось им самым главным в рассказе.

Вот выдержки из работ студийцев:

"Студент" - это рассказ, проникающий в глубины философии жизни и психологии человека" (Света П.).

"Студент - временный статус человека... Мне кажется, Чехов связывает это с временностью убеждения и мыслей героя... Ивану Великопольскому придется пройти большой путь, полный открытий, для того, чтобы понять: жизнь не так ужасна, как ему кажется, и не так прекрасна, как ему показалось" (Лена С.).

"Может быть, вначале с помощью пейзажа Чехов показывал жизнь студента. "Подул ветер" - отрочество. В таком возрасте в душе у человека "пусто и неуютно". "Запахло зимой" - взрослость, незнание того, что тебя ждет" (Гуля У.).

"У каждого своя дорога, своя судьба. А в рассказе "Студент" дорога - это не только жизненный путь героя, это еще что-то бесконечное, содержащее прошлое, настоящее, будущее... Счастье, добро, красота - все придет в будущем, если мы сами позволим им. Позволим войти в наши уставшие сердца, измученные горьким прошлым и жестокой реальностью" (Галя З.).

"Иван Великопольский идет домой, испытывая голод, холод. Так же Иисус шел, принимая на себя все мучения. Образы Ивана и Иисуса как будто связаны между собой. Ивану в конце становится хорошо на душе. Так и Иисус воскресает. Дорога становится символом перемены в душе героя и во всем мире: зло сменяется добром" (Антон Р.).

"Бог - это и есть доброта и правда, но его предали. Предал человек, значит, от него и зависит, будет ли жизнь лучше и красивее" (Ксения П.).

(Литературная беседа подготовлена и проведена преподавателем студии, кандидатом филологических наук Т. Б. Зайцевой.)

Творческий час

Речетворческие тренинги:

* Прочитайте текст и нарисуйте "дорожную" картину, описанную И. Буниным:

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое. Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы. Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышнозеленые озими. Взовьется откуда-то ястребок в прозрачном воздухе и замрет на одном месте, трепеща острыми крылышками. А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба. На них сидят кобчики - совсем черные значки на нотной бумаге.

* Опишите дорогу (летнюю, осеннюю, зимнюю, весеннюю).

* Прочитайте стихотворение и скажите, в чем особенности рифмы Н. Рубцова.

Дорожная элегия

Дорога, дорога,
Разлука, разлука.
Знакома до срока
Дорожная мука.

И отчее племя,
И близкие души,
И лучшее время
Все дальше, все глуше.

Лесная сорока
Одна мне подруга.
Дорога, дорога,
Разлука, разлука.

Устало в пыли
Я влачусь, как острожник,
Темнеет вдали,
Приуныл подорожник,

И страшно немного
Без света, без друга,
Дорога, дорога,
Разлука, разлука...
* "Эта дорога мне дорога" - первая строчка стихотворения.

О чем может быть это стихотворение?

Сочините стихотворение по указанной строчке.

* Случай в дороге - тема рассказа. О каком случае вы можете рассказать?

* Перед вами первое предложение текста. Продолжите текст. Сопоставьте созданный Вами текст с текстом К. Паустовского.

Путешествия всегда сулили неожиданности

Путешествия всегда сулили неожиданности. Никогда ведь не знаешь, когда блеснет из-под ресниц лукавый женский взгляд, когда покажутся вдали башни незнакомого города и закачаются на горизонте мачты тяжелых кораблей, какие стихи придут в голову при виде грозы, бушующей над Альпами, и чей голос пропоет тебе, как дорожный колокольчик, песенку о нераспустившейся любви.

* Любите ли вы путешествовать? Если любите, то почему?

* Какой вы представляете себе картину под названием "О красном вечере задумалась дорога"?

Прочитайте стихотворение С. Есенина "О красном вечере задумалась дорога".

Нарисуйте картину, описанную поэтом.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.

Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.

Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров...
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Рассмотрите картину Н. Ромадина "О красном вечере задумалась дорога".

Опишите картину, нарисованную художником.

Сопоставьте прочитанное и увиденное с картиной в вашем воображении.

* Отчего все люди в дороге становятся философами? Как на этот вопрос отвечает Л. Андреев?

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

Не знаю отчего, но все люди в дороге становятся философами: оторванные от обычного, они точно просыпаются и с удивлением смотрят назад и вперед, и вспоминают очень далекое, и грезят о таком же грядущем. Если бы человеческая мысль могла стать образом, то каждый стремительно бегущий поезд окутался бы роем теней, не слышно бы стало его грохота за тысячами их протяжных и глухих голосов. Для людей в вагоне нет настоящего, проклятого настоящего, что в тисках держит мысль и в движении руки - быть может, оттого люди в вагоне и становятся философами.

* Оформите ( в виде рассказа, эссе, стихотворения...) свой ответ на поставленный вопрос: "Отчего все люди в дороге становятся философами?"

Творческие работы студийцев

Серая лента дороги, мглистая и бесконечная, уходила вдаль. Казалось, что чай с пирогами, ночная станция и короткое прощание - все это было в другой жизни или вовсе не было.

Среди людей бытует стойкое заблуждение, будто каждая дорога имеет свой конец и свое начало. Трудно сказать, как мог прижиться такой странный вымысел. Ведь стоит только задуматься об этом, как понимаешь: конец и начало нашей дороги - всего лишь точка, где мы ступаем на нее.

Вам не приходилось задумываться, почему все наши мысли и поступки в дороге как бы стерты из жизни? Словно есть лишь две остановки и ничего между ними. Из пункта А в пункт Б с какой-то целью... Да, мы осознаем, что для того, чтобы добраться до цели, нам нужно проделать определенный путь, а по прибытии знаем, что прошли примерно столько-то, но все же... Странно даже, почему раньше я никогда об этом не задумывалась? А может, задумывалась, просто эта мысль скрылась за очередным поворотом дороги? Буду ли я помнить о том, что поняла, завтра?

Тихий монотонный шум двигателя успокаивает и навевает один из тех серых снов, что забываются еще до пробуждения...

А лунный свет все падал в окно, заливая своим молочным блеском кабину маленького авто и лицо спящего пассажира. Будет ли она помнить? Вряд ли... Людям трудно дается движение. Тьма унесет с собой ночные дорожные мысли, по крайней мере, те, с которыми трудно жить...

Маша П., XI кл.

Тянутся степи, ковыль и минуты - длинной вереницей. Простор, сухая трава, сухой колючий снег, темные полоски рельсов. Не хочется ни о чем думать, взгляд ни за что не цепляется. Только мерное постукивание колес поезда помогает сосредоточиться и уйти в себя. Мелькают широкие поля, затерянные деревушки, захолустные станции. Наверное, не один человек был вдохновлен всем этим. Именно сейчас обостряются и обнажаются мысли. Платформы летят одна за другой. Говорят, движение дарит жизнь, а для меня оно - символ мимолетности, какого-то отстранения. Дорога... Она для каждого своя. Нам, людям, свойственно всю жизнь к чему-то стремиться, идти, но это не самое важное в дороге. "Дорожное" вдохновение... Ради него стоит идти, ехать, плыть, лететь... Оно помогает думать, думать, думать и писать. Обычно тот, кому не хватает вдохновения, ищет его повсюду. А я знаю, что стоит лишь услышать музыку путешествия, как фантазия уносит тебя вдаль: в заснеженные горы или едва прикрытые снежной пылью степи, на маленькое искрящееся озерко или на огромное фантастическое море.

Дорога - это желтые листья, мягкая хвоя под ногами, легкий узор тропинок в лесу и еще что-то невысказанное, вечное, как сама природа.

Наташа С., XI кл.

До отправления осталось пять минут. На платформе стоит поезд, с нетерпением ожидающий отправления. В окнах поезда лица. Какие разные лица и какие разные чувства. Среди них и радость, и печаль, и сожаление, и боязнь чего-то нового...

Поезд тронулся. Люди отошли от окон и стали расходиться по своим местам. Я же, наоборот, еще ближе подошла к само-

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

му дальнему окну. Поезд мчался так быстро, что все, что было за пределами того пространства, в котором я находилась, мелькало передо мной так, что я не успевала даже отличить одно дерево от другого.

Нет, я не боялась того, что ждет меня впереди, мне не давала покоя только одна мысль: почему мы осознаем одни и те же вещи совершенно по-другому, когда находимся в длинном пути. Я стою у окна, мои волосы треплет ветер, я думаю о том, как я жила, но совершенно иначе, чем прежде.

Ксения П., XI кл.

Одинокий цветок

У дороги стоял одинокий цветок,
Он за жизнь за свою повидал, сколько мог,
Повидал много слез, много счастья в пути,
А дорога стоит, кто-то должен идти.

Провожал он любовь, уходящую в срок:
Две дороги - на запад, одна - на восток.
Он не раз наблюдал, как уходит душа:
Повернувшись назад, все идет не спеша.

А любовь не вернуть, и любви больше нет,
Для троих в нашем мире померк белый свет.
Дружба тоже не вечна: он понял тогда.
Годы вдруг пробегут, как меж пальцев вода.

Люди шли по дороге, искали себя,
Но не знали: дорога ведет в никуда,
Если ты, наблюдая, стоял, как цветок,
То тебе не пройти и одной из дорог.
Маша У., XI кл.

Мой путь

Иду по песку я без дружбы и власти,
А счастья венец у меня позади.
И разрывается сердце на части
При мысли о вечном нетвердом пути.

Я жду бесконечно, мечтая и плача.
Моим покровителем станет Луна.
Меня покидает башня удачи,
И доля моя за века решена.

Но, падая вновь, я опять поднимаюсь,
Не чувствуя боли, иду я тайком.
Скрывать я не в силах: давно потерялась,
А путь свой пройду я без крыльев, пешком.
Маша Е., XI кл.

В речетворческую книжку студийца:

Темы творческих работ

* Дорога, дорога, ты знаешь так много...

* Из пункта А в пункт Б...

* Цветок в дорожной пыли.

* Подорожник


--------------------------------------------------------------------------------

1 Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М., 1996. - С. 142.

2 Чехов А. П. Записные книжки // Чехов А. П. Собр. Соч.: В 12 т. - М., 1956. - Т. 10. - С. 439.

стр. 71

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Д. ПОНОМАРЕВА, ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СТУДИИ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017491&archive=1206184559 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии