ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ! КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ НА РЕЧЕВЫХ УРОКАХ

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т. А. ФЕДОСЕЕВА

Умение вести разговор, убеждать собеседника в чем-либо, тактично отстаивать свою правоту или согласиться с мнением оппонента - важнейшие риторические умения. Не случайно еще в Древней Греции искусство спора считалось одним из самых увлекательных и полезных. Современному подростку нередко приходится попадать в ситуации, когда от умения доказывать, объяснять, убеждать зависят и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников.

В современной методической литературе называются различные приемы и способы обучения школьников искусству спора; немаловажную роль в формировании дискуссионных умений играют анализ речевого поведения, риторические (коммуникативные) задачи и игры. Как показывает опыт, для анализа, задач и игр можно использовать не только текстовый материал, но и аудио- и видеозаписи. Видео позволяет наблюдать разнообразные (как удачные, так и неудачные) примеры речевых ситуаций, перезаписанных с телеэкрана (фрагменты передач, художественных, документальных и мультипликационных фильмов), а также взятых из самой жизни. Основная задача учителя - определить, сколько раз демонстрировать его детям; до, после или по ходу задавать вопросы; применять ли прерывистый показ, использовать ли прием "стоп-кадра", комментировать ли видеозапись, не прекращая при этом ее демонстрации; использовать ли прием изоляции звукового или зрительного рядов и др. 1 Видеоматериалы позволяют организовать неоднократный просмотр фрагментов, "пошаговый" разбор для определения того момента в разговоре, когда кто-либо из участников нарушает правила поведения в данной ситуации и возникает конфликт, ссора.

Проиллюстрируем сказанное на примере обучения дискуссионным умениям в V классе.

На первом уроке по теме "Спорить или ссориться?" школьники знакомятся с важнейшими правилами ведения спора, учатся подбирать аргументы в защиту своей позиции.

Начиная урок, учитель сообщает, что ребята узнают, как нужно вести себя во время спора со сверстниками и взрослыми, какие правила необходимо соблюдать, чтобы избежать ссоры. Далее проводится беседа. Она помогает сделать вывод, что спор - это разногласия, столкновение разных мнений по какому-либо вопросу, при этом каждый из собеседников старается отстоять свою точку зрения; ссора - это словесная перебранка, препирательство, при которых общающиеся нередко не только не могут отстоять свое мнение, но и надолго (или даже навсегда) прекращают общение.

Следующий этап - составление схемы "Части (структура) спора". Это задание поможет ребятам осознать, чем именно отличается спор от других текстов.



Далее можно организовать просмотр и анализ видеосюжета "Подарок" 2 (детский юмористический киножурнал "Ералаш", N 72). В сюжете рассказывается о том, как школьники накануне 8 Марта определяют, кому какой подарок вручить. Практически нет сомнений, кому что подарить, пока очередь не доходит до красивой новой куклы: ребята горячатся, кричат, ссорятся, и в результате самый лучший подарок испорчен - кукла разорвана пополам. Возможные материалы для беседы:

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

- Посмотрите видеосюжет. Определите, спор это или ссора. Обоснуйте свою точку зрения. (Просмотр видеосюжета.)

- Что послужило причиной спора? Что говорили герои сюжета? Как звучали их голоса? Какие несловесные средства использовали собеседники?

- Вежливо ли так себя вести? Почему? Как вы думаете, что будет чувствовать девочка, которая получит в подарок сломанную игрушку?

После обсуждения содержания сюжета проводится риторическая (коммуникативная) игра. Она основывается на описании основных компонентов речевой ситуации, обязательно содержит элемент соревновательности, помогает проверить знания по теме и усвоенные правила речевого поведения. Особое внимание уделяется подведению итогов: высказывания игроков и членов жюри должны быть доброжелательными, корректными. Важно отметить, какие речевые находки были у создателей каждого текста, посоветовать, как можно изменить, улучшить не совсем удачные высказывания. Ребята могут испытывать затруднения при отборе языковых средств, в этом случае возможно употребление крылатых слов и выражений, например: Из двух спорящих виновен тот, кто умнее (И. В. Гете); Из двух спорщиков горячится тот, кто не прав (Ч. Лэм); Худой мир лучше доброй ссоры; Ссора до добра не доводит; За спором дело стало (русские пословицы) 3 и др.

Инструкция учителя:

- Представьте, что вы входите в класс в момент разгорающегося спора ребят. Какие аргументы вы приведете, чтобы примирить ссорящихся, успокоить их? (Повторный просмотр части фрагмента.)

- Итак, как вы успокоите спорящих? Что скажете? Как будет звучать ваш голос? 2 - 3 участника готовят ответ. Все остальные - жюри. Подумайте, кто лучше справился с заданием. Обратите внимание! Необходимы: 1) Обращение. 2) Выяснение причины спора. 3) Примирение спорящих.

- Играем!

- Итак, подведем итоги игры. Кому удалось примирить спорящих лучше? Кто привел более веские аргументы? Кто говорил с более уместной интонацией? Чья речь более выразительна?

- Вы убедились, что для решения речевой задачи (в данном случае - примирения спорящих) необходимо подбирать убедительные доказательства, доводы.

Приводим тексты, созданные пятиклассниками: "Привет, ребята! Что случилось? Из-за чего вы ссоритесь? Подождите, расскажите-ка подробно, что произошло, почему вы деретесь? Есть ведь еще масса других игрушек - разве они хуже? Подарите эту куклу не вашим подружкам, из-за которых вы ссоритесь, а, например, Ксении - она будет рада, я знаю, что о такой именно она и мечтала!", "Ой, что тут такое? Вы ссоритесь? Разве вы еще не знаете, чем спор от ссоры отличается? А мы на уроке учили! Помните, что нужно быть вежливыми и сначала разобраться, привести доказательства, а потом решать. Давайте вместе подумаем!"

Завершается урок беседой и решением риторических задач:

- Подберите необходимые аргументы. Подумайте, как должен звучать ваш голос, какой тон будет уместным, какие несловесные средства могут помочь в общении.

1. Вы вместе с другом выполнили контрольное задание, но учитель поставил ему отметку выше. Вы считаете, что это несправедливо. Какие доказательства вы приведете в разговоре с учителем?

2. С родительского собрания мама пришла расстроенная: у вас хуже всех успеваемость. Убедите маму, что это не так.

3. Бабушка пытается напоить вас кипяченым молоком, которое вы терпеть не можете (особенно с пенкой). Что вы скажете бабушке?

4. Родители требуют, чтобы вы гуляли во дворе своего дома: так им спокойнее. Вы считаете это требование несправедливым. Как вы убедите родителей?

5. Ваш друг не выполнил домашнее задание и просит вас дать ему списать. Вы считаете, что это ни в коем случае нельзя

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

делать. Какие аргументы в защиту своей позиции приведете?

Итоговое слово учителя:

- Вы убедились в том, что обсуждение спорных вопросов с ровесниками будет успешным и не перерастет в ссору, если собеседники будут соблюдать определенные правила поведения (прежде всего речевого): приводить веские доказательства, с достоинством признавать правоту противника, извиняться, если не правы, и др.

Основные задачи второго урока - научить речевому поведению в споре со взрослыми, показать значимость внимательного слушания во время спора, научить организовывать свое слушание во время дискуссионной речи и приводить аргументы в защиту своей позиции. Необходимость изучения этого аспекта спора связана с тем, что школьники нередко обсуждают проблемы не только с ровесниками, но и с теми, кто гораздо старше их по возрасту и по положению: неудовлетворенность выставленной отметкой по предмету, разговор с родителями об успеваемости, проведении каникул и т.п., обсуждение вопросов на школьном собрании и другие типичные ситуации.

Примерное содержание слова учителя и вопросов для беседы:

- Вы уже знаете, что в споре важны не только разные позиции собеседников, но и убедительные доводы. Важно ли слушать собеседника, ведь мы бываем абсолютно уверены в своей правоте? Древнегреческий философ Плутарх утверждал: "Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо". Как вы понимаете эти слова? Действительно ли стоит слушать тех, кто говорит плохо? Как найти зерно истины в речи даже самого неумелого оратора?

Существуют разные приемы и правила хорошего слушания. Запомните некоторые из них, активно пользуйтесь ими во время спора. Это поможет вам лучше понять собеседника и принять правильное решение: убеждать в своей правоте или согласиться с его доводами.

Следующий этап урока - анализ памятки "Как слушать собеседника":

- Познакомьтесь с советами. Приведите примеры ситуаций, подтверждающих, что эти советы правильны:

* Не притворяйтесь, что слушаете.

* Дайте собеседнику высказаться.

* Не перебивайте без надобности.

* Если необходимо перебить собеседника, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

* Не делайте поспешных выводов.

* Повторите главные доводы собеседника, чтобы убедиться, что вы правильно поняли его.

* Оценивайте и критикуйте содержание сообщения, а не поведение говорящего.

- Какие еще советы вы дали бы участникам спора? Слушателям?

Обсуждение этих правил поможет ребятам оценить речевое поведение в споре со взрослыми. Вопросы для беседы и анализа видеофрагмента:

- Приходилось ли вам спорить со взрослыми? А побеждать в споре с ними? Как это удавалось? Какие средства вы использовали?

- Конечно, отстаивать свою точку зрения вам приходится не только в споре со сверстниками, но и в разговоре со взрослыми. Нужно ли спорить со взрослыми? Как это лучше делать?

- Посмотрите, как это сделал герой сюжета Петров. Обратите внимание, какие языковые средства он использует, как звучит голос ученика, какие несловесные сигналы используются. Будьте внимательны, не пропустите самого важного. (Просмотр видеосюжета "Роковая встреча" 4 , детский юмористический киножурнал "Ералаш", N 97.)

- Удалось ли герою отстоять свое мнение в споре со взрослыми? Каким образом? (Спокойствие, выдержка; убедительная, целенаправленная речь; продуманные, веские аргументы.)

Завершает урок риторическая (коммуникативная) игра на основе видеосюжета "Откуда дровишки?" 5 (детский юмористический киножурнал "Ералаш", N 20). Краткое содержание сюжета:

Одноклассник сообщает по телефону главному герою сюжета о том, что учитель физики заболел и вместо него урок будет ве-

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

сти другой. Он пожилой да к тому же плохо слышит. На уроке в параллельном классе все получили "пятерки". На уроке горе-ученик сам вызывается отвечать у доски. Он читает название таблицы, а затем продолжает ответ строками из стихотворения Н. Некрасова "Крестьянские дети": "Однажды в студеную...". Учитель доволен, улыбается, кивает головой и вдруг... спрашивает: "Так откуда дровишки?". Ученик изумленно отвечает: "Из лесу, вестимо...". Преподаватель с усмешкой завершает: "Вот я тебе двоечку и вкачу! " - и ставит в журнал "двойку".

Ситуация непосредственно связана с жизненным опытом детей: к сожалению, школьникам не раз приходилось попадать в нелепые ситуации (речевые в том числе). Повествовательный характер сюжета позволяет не только пересказать его, но и дополнить (например, придумать продолжение разговора, возражение по поводу отметки, спор с одноклассником о недостоверной информации и т.п.).

Инструкция учителя:

- Посмотрите фрагмент. Представьте, что вы попали в подобную ситуацию, двойка поставлена, по вашему мнению, не совсем справедливо. Как вы будете говорить с учителем? Как объясните, что произошло и почему вы так себя вели?

Приводим тексты, созданные пятиклассниками в ходе игры: "Извините, я же пошутил. А на самом деле я урок не выучил. Вы только двойку не ставьте, я на следующем уроке отвечу", "Я, конечно, прошу прощения, но все ведь было не так, как вы думаете. Мне сказали, что урока не будет, потому что наш учитель заболел, вот я и не учил", "Вы извините, мы подумали, что вы ничего не слышите, и решили проверить, так это или не так". Приведенные высказывания, возможно, помогут избежать ссоры со взрослыми. Риторическую игру можно усложнить, предложив разыграть продолжение сюжета: один из ребят играет роль учителя, другой - провинившегося ученика. Основная задача - оценить ответ, избежав ссоры. Выполняя подобные задания, школьники усваивают особенности речевого поведения в споре со взрослыми. При подведении итога урока внимание акцентируется на том, как нужно говорить во время обсуждения спорных вопросов со взрослыми. В качестве задания для самостоятельной работы ребятам можно предложить составить памятку "Как отстоять свое мнение в обсуждении со взрослыми".

Приведем один из вариантов выполнения задания:

"1. Подумай, стоит ли спорить; может быть, взрослые правы. 2. Подумай, почему взрослые спорят; может быть, у них просто плохое настроение или их что-то огорчило. 3. Внимательно слушай собеседника, не пропусти важные аргументы. 4. Не горячись, не плачь, не оскорбляй собеседников, ведь взрослые - тоже люди. 5. Возражая, не забывай про "волшебные" слова, иногда они могут помочь".


--------------------------------------------------------------------------------

1 Развитие речи. Школьная риторика. 5 кл.: Методический комментарий / Под ред. Т. А. Ладыженской. - М., 1996. - С. 22 - 23.

2 Авторы И. Чулаки, А. Блюмин, режиссер В. Хоменко.

3 Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы / Под ред. Т. А. Ладыженской. - 2-е изд., перераб. - М., 1998. - С. 108.

4 Автор и режиссер С. Морозов.

5 Автор А. Инин, режиссер О. Григорьев.

стр. 61

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т. А. ФЕДОСЕЕВА, ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ! КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ НА РЕЧЕВЫХ УРОКАХ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017381&archive=1206184559 (дата обращения: 26.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии