ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ КЛАССОВ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. IX класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. Д. БЕДНАРСКАЯ

Вторая четверть 14 +7 = 21 час

Во второй четверти учащиеся продолжают изучать виды сложноподчиненного предложения. На каждом уроке учитель тщательно воспроизводит алгоритм синтаксического разбора СПП: подчеркиваются грамматические (предикативные) основы, кружками и овалами обозначаются союзы, союзные и указательные слова; союзные слова подчеркиваются как члены придаточного, а указательные слова - как члены главного предложения, крестиком обозначаются опорные слова в главных предложениях, составляются схемы предложений.

Общая характеристика СПП, с которой девятиклассники познакомились в I четверти, конкретизируются на каждом уроке.

Урок 28. Сложноподчиненные предложения с придаточными дополнительными. У. пар. 246. С. з. 397, определите виды односоставных предложений в составе сложноподчиненных; 398, 399. На дом: з. 400 (8 предложений). РТ - 45, 46.

Дополнительные придаточные предложения в традиционном школьном учебнике называются изъяснительными. В основе их грамматической природы лежит семантическая неполнота опорного слова, чаще всего переходного глагола. Без придаточного предложения главное является структурно и семантически неполным: Я знаю...

Начинается урок с подробного анализа образца разбора в задании 397. Затем учащиеся знакомятся с союзами и союзными словами в рамке на с. 167.

(p) Важно показать синонимию сложноподчиненных и простых предложений с дополнительным значением (з. 398).

Выполняя задание 399, учащиеся различают похожие, на первый взгляд, придаточные дополнительные и подлежащные. Различать их проще по функции указательного слова. При отсутствии указательного слова, нужно попытаться его восстановить: В 1-м предложении указательное слово является дополнением, во 2-м подлежащим, значит, в первом придаточное предложение дополнительное, а во втором - подлежащное.

Урок 29. (c) Синтаксическая синонимия. С. з. 401 (по два предложения с глаголами каждой группы); 302,403, определите типы сказуемых в синонимичных предложениях. На дом: з. 401 (по два предложения из каждого пункта). РТ - 47, 48.

(c) Это урок углубления. Учащиеся знакомятся с конструкциями, в которых один и тот же глагол может выступать как опорное слово в СПП с придаточным дополнительным и как вводное слово. Если после глагола стоит союз, то перед нами сложноподчиненное предложение.

В роли опорного слова может выступать краткое прилагательное среднего рода (сказуемое в двусоставном предложении); это краткое прилагательное часто путают с именем состояния (которое является сказуемым в безличном предложении) или с наречием (з. 402): то , что Ваня никогда раньше не бывал за городом, в ноябре. - , что....

Урок 30. Повторение. Развитие речи. С. з. 404, 405, 406, охарактеризуйте типы сказуемых в синонимичных предложениях. На дом: з. 407. РТ - 49.

(p) Учащиеся знакомятся с богатейшей синтаксической синонимией в русском языке, с семантическими группами глаго-

стр. 54


--------------------------------------------------------------------------------

лов, которые выступают в роли опорных слов в СПП с придаточными дополнительными. Это прежде всего глаголы речи, мысли, чувства. В задании 404 учащиеся знакомятся с глаголами волеизъявления, которые в предложениях являются простыми глагольными сказуемыми. В простых предложениях эти глаголы имеют при себе зависимый объектный инфинитив: Учитель потребовал (чего?) прекратить шум - прекратить шум должны другие лица - ученики. В сложноподчиненных предложениях придаточные дополнительные, зависящие от глаголов волеизъявления, присоединяются к главному при помощи союза чтобы. Если опорным словом является отглагольное существительное, образованное от одного из этих глаголов, то придаточное имеет двойное (синкретичное) значение (з. 405).

Повторение: вводные слова, сочетания слов и предложения.

Урок 31. Повторение. Развитие речи. С. з. 408, 409, 410, 411. На дом: з. 412. РТ -50.

(p) Продолжается работа с синтаксической синонимией. Учащиеся повторяют устройство синтаксической структуры прямой и косвенной речи в известном им объеме, конструируют предложения с разнообразными союзными словами. Почти все образованные ими предложения (з. 410) являются многозначными.

(p) План текста (з. 412) обсуждается в классе. Учащиеся повторяют сведения о признаках официально-делового стиля, выбирают проблему, которую надо будет изложить в докладной записке или инструкции.

Урок 32. Повторение. Развитие речи. С. з. 414, 416, 418 (устно), 419 (2). На дом: 3.415, 417. РТ -51.

(p) При конструировании предложений (з. 414) учащиеся обращают внимание на правильный выбор предложно-падежной формы указательного слова, зависящего от того или иного глагола-сказуемого в главном предложении. Продолжается работа по конструированию предложений при помощи синонимичных союзов и союзных слов, закрепление синтаксического разбора многозначных (синкретичных) сложноподчиненных предложений.

Урок 33. Повторение. Развитие речи. С. з. 420, 419, 421. На дом: з. 422. РТ -28.

(p) Материалы заданий предлагают ситуации, в которых необходимо употребление предложений с прямой и косвенной речью. Синонимия таких конструкций представлена в заданиях 419 и 420.

Уроки 34 - 35. (p) Изложение с предварительным анализом текста. С. з. 423.

Урок 36. Придаточные обстоятельственные. Сложноподчиненные предложения с придаточными места. У. пар. 247. С. з. 424, 425, 426, 427 (1 - 2). На дом: з. 430, определите виды односоставных предложений в составе сложноподчиненных; 432. РТ - 57, 55.

(p) На уроке проводится кропотливая работа по сопоставлению синонимичных простых и сложноподчиненных предложений, одновременно учащиеся знакомятся с системой СПП с обстоятельственными придаточными (з. 425).

(p) Изучение СПП с придаточными места происходит на основе конструирования разных видов сложноподчиненных предложений: по соотношению союзного и указательного слов, на основе подбора крылатых выражений и пословиц и т.д.

При наличии времени проводится словарно-орфографическая работа, которая продолжается дома.

Урок 37. Повторение. Развитие речи. С. з. 431, охарактеризуйте составные именные сказуемые; 434. На дом: з. 428, 429. РТ - 56.

Продолжается знакомство с многозначными сложноподчиненными предложениями (определительно-пространственными). Вторая часть урока посвящена анализу текста. Домашнее задание дается в форме самостоятельного лингвистического анализа художественных текстов А. С. Пушкина.

Урок 38. Сочинение. Проводится сочинение-повествование на одну из тем, предложенных учащимися (им заранее

стр. 55


--------------------------------------------------------------------------------

дано домашнее задание подобрать наиболее интересные и актуальные для них темы). Жанр сочинения - рассказ на основе услышанного. Примерные темы: "Так поступают настоящие друзья", "Устарела ли истина: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты", "Нет страшнее пустыни, чем жизнь без друзей", "Единственный способ иметь друга - самому быть им", "То, что идет от сердца, до сердца и доходит". Такое сочинение включает не только повествование при воспроизведении различных ситуаций из жизни учащихся, но и описание и рассуждение.

Урок 39. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. У. пар. 247. С. з. 435, 436, 437. На дом: з. 438, определите виды односоставных предложений в составе сложноподчиненных; 439. РТ - 58.

В начале урока учащиеся знакомятся с временными союзами, уясняют, что запятая при составных союзах ставится один раз - перед союзом.

(p) При анализе СПП с обстоятельственными придаточными обращается внимание на союз, который является обобщенным выразителем синтаксического значения всего предложения.

Синонимические ряды обстоятельственных союзов надо заучить, чтобы быстро ориентироваться при анализе СПП в их значении.

В теоретической грамматике считается, что придаточное времени относится ко всему главному предложению в целом. Но, производя синтаксический анализ, девятиклассники убеждаются, что вопрос можно поставить и от сказуемого, поэтому сказуемое главного предложения можно обозначить как опорное слово.

(p) В задании 436 изучается синтаксическая синонимия простого и сложноподчиненного временного предложения. Задания этого типа учащиеся выполняли в VI классе при изучении темы "Вид глагола", в VII классе при изучении темы "Союз" (конструирование сложных предложений). Задание 437 требует особого внимания: выбор видовой формы глагола при выполнении творческой работы часто вызывает затруднения учащихся.

Урок 40. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. С. з. 440, 441, 442. На дом: з. 445, укажите неполное предложение в составе сложноподчиненного (8). РТ - 59.

(c) Продолжается отработка навыка правильно выбирать видовую форму глагола-сказуемого. В русском языке наиболее богато представлено союзами именно сложноподчиненное предложение с придаточным времени, в заданиях даны многие из этих союзов, но тончайшие оттенки значений временной зависимости двух ситуаций передают и соотношения форм вида и времени глаголов-сказуемых в частях СПП.

Урок 41. Употребление временных союзов в сложноподчиненных предложениях с придаточными времени. С. з. 443, 444, 446, охарактеризуйте однородные члены предложения. На дом: з. 446. РТ - 60.

(p) Учащиеся осознанно употребляют синонимичные временные союзы, анализируют оттенки выражения временной зависимости двух ситуаций, прогнозируют изменения значения предложения в зависимости от употребления того или иного союза.

Анализ текста (з. 446) проводится в классе. Списывание текста и последующие задания ученики выполняют дома.

Урок 42. Повторение. Развитие речи. С. з. 424, 460, 447, укажите односоставные предложения в составе сложных; докажите, что они односоставные; какую роль они играют в построении типа речи? На дом: з. 445. РТ - кроссворд 2.

(p) Урок начинается со словарно-орфографической и лексической работы. Затем проводится комплексный анализ текста (з. 447).

Урок 43. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. У. пар. 427. С. з. 448, укажите безличные предложения в составе сложноподчиненных, докажите, что они безличные (2, 3), 450, 452. На дом: з. 449. РТ - 61.

Сложноподчиненные предложения с придаточными причины являются вто-

стр. 56


--------------------------------------------------------------------------------

рыми по частотности после СПП с придаточными времени. Обращаем внимание на союзы с причинным значением в рамке на с. 184. На доске подробно обозначается алгоритм анализа СПП с придаточными причины. Опорным словом, от которого ставится вопрос к придаточному предложению, обычно является глагол-сказуемое. Чаще всего это глагол эмоционального или физического состояния. Придаточное указывает на причину возникновения или протекания этого состояния.

(p) Учащиеся конструируют СПП с различными причинными союзами, определяют и доказывают стилистическую принадлежность этих предложений.

Урок 44. Правописание причинных союзов и омонимичных им форм. С. з. 451 (1 - 4), охарактеризуйте составные именные сказуемые; 453, 454. На дом: з. 458. РТ - 63.

Урок посвящен анализу трудных в правописании союзов оттого что, потому что и других и отграничению их от указательных местоимений с предлогами от того, по тому, по этому и т.д.

(p) Пополняются сведения о языковых особенностях научного и официально- делового стилей.

Урок 45. Повторение. Развитие речи. Языковые средства выражения официально-делового стиля. С. з. 455, охарактеризуйте однородные члены предложения; 456, 463. На дом: 3.459, подчеркните обособленные члены предложения, объясните постановку выделительных знаков препинания при них. РТ - 62.

(p) Проводится углубленная стилистическая работа, учащиеся повторяют правописание предлогов с причинным значением и образованных на их основе составных причинных союзов по причине того что, в связи с тем что, ввиду того что и т.д., составляют официальные бумаги, анализируют употребительные в них стандартизованные языковые средства; проводится словарно-орфографический диктант с комментарием - подготовка к контрольному диктанту.

Уроки 46 - 47. Контрольный диктант и его анализ.

Живые слова

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение в пажитями и лесами, водами, старыми ивами, пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий в лесистой и луговой стороне Средней России. Случилось и у меня одно такое лето с обильными грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами. В это лето, живя в Мещере, я узнал снова много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми...

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные, скатные дожди и, наконец, ливни (проливные).

Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживут, окрепнут, наполнятся выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (К. Паустовский.) 270 слов.

Грамматическое задание.

1 вариант. Произведите синтаксический разбор последнего предложения, составьте его схему.

2 вариант. Произведите синтаксический разбор предложения в предпоследнем абзаце, составьте его схему.

Урок 48. Развитие речи. Комплексный анализ текста (з. 462). На дом: 3.371 (повторение).

стр. 57


Похожие публикации:



Цитирование документа:

Л. Д. БЕДНАРСКАЯ, ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ КЛАССОВ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. IX класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017350&archive=1206184559 (дата обращения: 17.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии