РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 20 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Н. П. ШУЛЬГИНА, П. М. КУХТЕНКОВ

Каждый подлинно художественный текст - сокровищница знаний о культуре и истории народа. Исходя из этого, национальная идея применительно к урокам русского языка, на наш взгляд, должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения и реализоваться в языковом анализе лучших образцов русской классики и современной литературы.

Для глубокого и полного восприятия текста, для раскрытия "того духовного мира, который скрывается за словами" 1 (Л. В. Щерба), подчас необходимо осмысление заключенного в нем культурологического фона. По словам М. М. Бахтина, происходит "встреча между лингвистикой и другими науками, сферами культуры и жизни" 2 . Отсутствие сведений по истории, географии, топонимике, культуре, о традициях народа порой затрудняет восприятие текста. И в то же время, какой эмоциональный отклик вызывает узнавание мест, людей, событий! Создать на уроках русского языка культурный фон и развивающую речевую среду помогает целенаправленный отбор текстов для анализа 3 .

Признание культуроведческого аспекта преподавания русского языка условием формирования личности, в том числе языковой личности, требует, на наш взгляд, практического решения следующих задач:

отобрать тексты, подготовить к ним задания, способствующие формированию языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенции;

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

определить круг фоновых культурологических знаний, необходимых для понимания этих текстов, и форму их предъявления школьникам;

разработать формы проведения уроков культуроведческой направленности, определить место этих уроков в системе обучения русскому языку.

В муниципальных образовательных учреждениях Курска накоплен богатый опыт работы по изучению истории и культуры Курского края. Введена в действие "Муниципальная программа духовно-нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях города Курска на 2003 - 2005 годы", предполагающая создание духовно-нравственной среды в образовательных учреждениях города, повышение уровня духовно-нравственного развития подрастающего поколения, гражданского и патриотического сознания, обогащение знаний по отечественной истории и культуре. За счет муниципального компонента содержания образования в образовательных учреждениях введено изучение православной культуры, истории Курского края и города Курска, литературного краеведения, издан "Дневник курского школьника", а в День знаний традиционно проводится урок по теме "Мой любимый город".

Расскажем только об одном направлении этой работы: о реализации регионального компонента в обучении русскому языку и литературе на основе языкового анализа и культурологического комментария текстов, включенных в муниципальное учебное пособие по литературному краеведению 4 . В это пособие включены не только произведения членов Курской областной писательской организации, но и образцы устного народного творчества, и рассказы о святых земли русской Феодосии Печерском и Серафиме Саровском, и произведения И. Богдановича, "Записки актера Щепкина", стихотворения А. Фета и Н. Асеева, рассказы А. Гайдара, Ю. Германа, В. Овечкина, Е. И. Носова.

Мотивацией учебной деятельности школьников является, на наш взгляд, потребность в изучении истории, культуры родного края, своего народа, желание прочесть произведения, посвященные родным местам, сравнить свои впечатления с впечатлениями известных людей, высказать свои мысли и чувства.

Чтение и анализ произведений о родном крае становятся эффективным средством приобщения к материальной и духовной культуре русского народа, к его истории, обычаям и традициям. При отборе фрагментов для работы на уроке русского языка учитываем весь текст художественного произведения (чтение и анализ его проходит в рамках факультативных занятий и на уроках литературы).

"Вот пишут: малая родина... Но что это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? Как исчислить, измерить, обсказать?" - спрашивает Е. И. Носов в эссе "Малая родина". И тут же сам отвечает: "По-моему, малая родина - это окоем нашего детства...". Этот текст, как и многие другие, включенные в пособие, предоставляет учителю богатейшие возможности для формирования нравственных основ и духовного потенциала личности.

А сколько любви к своей малой родине - родному Курску в стихотворении курского поэта Вадима Корнеева "Курск родной!":

Курск родной! Под вечер ветер нежно
Крон коснется - и по листьям дрожь...
Ты и летом, и зимою снежной
Для меня пленительно хорош.
Под твоей родительскою сенью
Для меня начало всех начал.
Здесь закаты провожал над Сеймом,
Зори здесь над Тускарью встречал.
<...>
С добрым чувством день встречая новый,
Кланяюсь знакомым по пути -
Мне до Мирной, Золотой, Садовой
И легко, и радостно идти.
<...>
Древний - никогда не будешь старым,
Спину пред врагами ты не гнул,
Предков в "Слове о полку" недаром
Добрым словом автор помянул.
Вихрь веков над городом, над лугом...
И, спасая вновь свою страну,
Курская дуга разящим луком,
В сердце вражье выпустит стрелу. <...>
стр. 40


--------------------------------------------------------------------------------

Однако восприятие поэтического образа может быть затруднено, если не знать, что Тускарь и Сейм - реки, протекающие в черте города, а Мирная, Золотая, Садовая - названия курских улиц. Трудно понять чувства автора, если не знать истории древнего Курска, не прочитать "Слова о полку Игореве", не иметь представления о подвиге курян в годы Великой Отечественной войны, о Курской дуге.

"Я родился в Курской губернии Обоянского уезда в селе Красном, что на речке Пенке", - так начинаются "Записки актера Щепкина", на наш взгляд, - важнейший литературный источник, помогающий курским школьникам соприкоснуться с историей родного края, познакомиться с местами, связанными с именем великого актера. Школьники знакомятся с подробностями жизни Курска в начале XIX века, больше узнают об Обоянском уезде (ныне Обоянском районе), селе Красном и речке Пенке, о курском губернаторе того времени Аркадии Ивановиче Нелидове, "со вступления которого в управление губерней... общество начало расстраиваться и делиться на партии...", о генерале Александре Дмитриевиче Черткове, который "дарил своим вниманием" Щепкина.

Работая с текстами из учебного пособия, школьники обращаются к литературной карте Курского края: Фет долго жил в Воробьевке Золотухинского района; города Щигры и Льгов связаны с именем А. П. Гайдара; в Курске, Обояни, Льгове и Дмитриеве служил фининспектором отец Юрия Германа (а первые уроки журналистики преподала писателю газета "Курская правда"); в курских краях прошло детство Н. Асеева (он родился во Льгове); в Нижнем Реутце Медвенского района родился К. Д. Воробьев.

О народных традициях узнают школьники, знакомясь с народными песнями, сказками, частушками. Работая с текстом рассказа Е. И. Носова "Кулики- сороки", школьники находят слова и выражения, свойственные речи жителей Курского края, выясняют у бабушек, как понять выражения: "заходила по нему обоими кулаками, ловко, со шлепками, подтетешкивая", "хлеб неклеклый" и др. Восхищаются поэтичностью и красотой народных "закликаний" весны.

А в рассказе Носова "НЛО нашего детства" юные куряне встречают знакомые названия улиц, местечек, районов родного города. Много интересного узнают они об истории города: в 30-е годы стало появляться на окраинах электричество, а до того "с угасанием дня, особенно в глухое осеннее ненастье, курские окраины погружались в кромешную тьму", в то же время впервые увидели горожане в небе над Знаменским собором "дирижабль" - "воздухоплавательный прибор". Обратившись к своему "Дневнику курского школьника", ученики прочитают о строительстве Знаменского собора, об истории чудотворной иконы Знамения Божией Матери. Читая и перечитывая рассказ Носова, размышляют ребята: "Почему Мурыновку называет писатель "ямской", почему "запредельной"? - и обращаются к карте города, рассматривают фотографии старого и современного Курска. Или исследуют, например, как изображает автор курские окраины, какими эпитетами определяет, сравнивают с современными видами города. Выполняя задания учебного пособия, описывают "увиденное на улицах города значительное, интересное событие".

Как показывает опыт, эффективнее такая работа проходит на уроках- исследованиях, уроках-семинарах, практикумах, в деловых играх, дискуссиях, на уроках словесности (интегрированного типа).

В процессе работы с произведениями курских писателей мы определили круг необходимых фоновых культурологических знаний и форму их предъявления школьникам: готовые справки, составленные учителем; справочники, словари, учебные пособия "История Курского края и города Курска", "Дневник курского школьника" и другие; индивидуальные домашние задания, предполагающие работу с историческими и литературными источниками, книгами по географии, культуре и т.п.

стр. 41


--------------------------------------------------------------------------------

В качестве примера предлагаем несколько текстов и заданий к ним.

Задание 1. Прочитайте отрывок из рассказа Е. И. Носова "НЛО моего детства". Какие знакомые названия местечек, районов родного города вы встретили в нем?

Раннее мальчишество мое приходится на то далекое время (самое начало тридцатых годов), когда даже такой обыденный пустяк, коим считается ныне электрическая лампочка, воспринимался как непостижимая диковинка.

С угасанием дня, особенно в глухое осеннее ненастье, курские окраины: все эти подгорья и понизовья, затускарные и куровые закоулки, прогонные и луговые, полевские и песковские обываловки - погружались в кромешную тьму. А еще - непроглядная казацкая сторона за девятью логами, окутанная тоскливым собачьим лаем. Да запредельная ямская Мурыновка. Да вспомнить цыгано- бугорскую картежную вольницу! Да стрелецкую глухомань за Кривецкой протокой... Или же очаковские переулки с их неизбывными хлябями, хлипкими мостушками, кладями в одну-две доски над черной застойной погибелью, поросшей ядовитым чемером и стрелолистом. Лишь отсветы тусклых керосиновых огней в калюжинах и канавах да робкое голубоватое сияние лампад в окнах темных, необитаемых в будние вечера горниц служили кое- каким указателем в лабиринте тесовых сараюшек, заборов и хибар.

Какими языковыми средствами изобразил автор курские окраины 30-х годов? Какая картина вам представляется?

Подумайте (для ответа используйте знания по истории Курской области и города Курска, обратитесь к карте города и к "Дневнику курского школьника"), почему автор называет Казацкую слободу "непроглядной стороной за девятью логами", Цыганский бугор - "цыгано-бугорской картежной вольницей", а Мурыновку - "ямской" и "запредельной"?

Опираясь на контекст и используя имеющиеся на столах словари, объясните значение слов: кромешная тьма, застойная погибель, калюжины, лампада, горница, лабиринт, тесовая сараюшка, хибара. Как их использование помогает автору нарисовать картину курских окраин?

Что представляют собой растения чемер и стрелолист? В случае затруднения обратитесь к справочнику.

Какова роль прилагательных в данном тексте? Проведите лингвистический эксперимент: прочитайте текст без прилагательных. Что изменилось?

Выберите из текста примеры, иллюстрирующие следующие орфограммы: а) правописание безударных гласных в корне слова; б) правописание не с различными частями речи; в) н, нн в суффиксах различных частей речи; г) дефисные написания слов.

Графически объясните постановку знаков препинания.

Выполните синтаксический разбор первого предложения.

В тексте рассказа встретились названия рек: Тускарь, Кур ("затускарные и куровые заулки"); названия улиц города: Херсонская /ныне ул. Дзержинского), Московская, Красноармейская, Мясницкая (ныне улица М. Горького); названия местечек: Казацкая и Стрелецкая слободы, Цыганский бугор, Мурыновка. Познакомьтесь с их историей по "Дневнику курского школьника".

Домашнее задание: попробуйте нарисовать описанное автором. Сравните свой рисунок с современными видами города.

"Покормите птиц!" - завещал на излете своей жизни Носов, с особой, трепетной любовью рассказывая нам, вечно куда-то спешащим, а потому ничего не замечающим, о нелегком существовании пернатых крох. Одноименный рассказ пронизан тревогой и сердечной болью за тех, кто неминуемо погибнет без людской помощи. Услышали Евгения Ивановича далеко от родных мест - в далекой Сибири, на иркутской земле - и организовали культурно- экологическую акцию памяти Е. И. Носова "Покормите птиц!". Куряне всей душой поддержали эту акцию. С особым чувством читали школьники это произведение на занятиях факультатива и на уроках литературы А на уроке русского языка мы предлагаем такое, например, задание.

Задание 2. Вы уже познакомились с рассказом Е. И. Носова "Покормите птиц". Найдите строки, в которых писатель выражает тревогу за птиц, иронию по отношению к некоторым людям. Докажите,

стр. 42


--------------------------------------------------------------------------------

что автор - тонкий знаток природы и ее законов. Перечитайте данный отрывок.

Стрижи исчезли в самый день Яблочного Спаса, когда в соседнем школьном саду еще дозревали, багряно полосатели отяжелевшие штрифели, аромат которых в открытое окно опахал и мой письменный стол, отчего казалось, будто лето остановилось в своем необратимом благоденствии. Но как раз в этом голубом августовском безвременье внезапно обломившаяся тишина повисла гнетущей пустотой и неуютом. Нас всегда смущает всякое прикосновение времени, его рокового перста. Неожиданный отлет стрижей и был знаковым предвестником надвигавшихся перемен, к которым мы, пребывая в ложном ожидании грядущей вечности, не всегда горазды уловить эти вкрадчивые перемены.

Справка. 19 августа (6-е по старому стилю) - Преображение Господне. В это время бывает Успенский пост, и Преображение приходится почти на его середину. Первый Спас - медовый (14.08), второй Спас - яблочный (19.08). Праздник Преображения Господня в народе зовется еще Яблочным Спасом. В этот праздник по церковному уставу предписывается освящение первого виноградного урожая, из которого будет изготовляться литургическое вино. В наших краях вместо винограда освящаются яблоки, сливы, груши - все то, что созревает к этому времени. Часто прихожане приносят их в красивой посуде, украшенной вышитым полотенцем. Часть плодов остается в церкви как пожертвование.

Замечательно описан этот праздник И. С. Шмелевым в "Лете Господнем". Открываем книгу и читаем:

"Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви - не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебром и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам - передаются - "К празднику!" Проплывают над головами узелочки - все яблоки, просвирки, яблоки..."

Докажите, что отрывок из рассказа Е. И. Носова - текст. С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

Найдите в тексте слова, образованные автором. Что помогает вам понять их значение? Составьте словарные статьи, разъясняющие лексическое значение этих слов.

Объясните значение слова благоденствие. Обратитесь за советом к словарю. Какой словарь вам потребуется?

Как вы поняли фразу: будто лето остановилось в своем необратимом благоденствии"? Как вы думаете, почему здесь не использовано стилистически-нейтральное слово благополучие? Использование каких еще слов может помочь вам сделать вывод?

Справка. Благоденствие, -я, ср. (книжн). То же, что благополучие. Благополучие -

1. Спокойное и счастливое состояние.

2. Жизнь в довольстве, полная обеспеченность.

Рокового (высок.), перста (устар.), безвременье (устар.), предвестник (книжн.).

Проиллюстрируйте примерами из текста следующие орфограммы: а) правописание безударных гласных в корне слов; правописание не с различными частями речи; б) правописание приставок, в том числе при - - пре-.

Сравните слова: прибывать - пребывать. Составьте с ними предложения.

Выпишите из текста причастия с определяемыми словами; определите их разряд, род, число, падеж; выполните морфологический и словообразовательный разбор одного (но это не значит: одного и того же) причастия.

Какова роль причастий в данном тексте? (Чтобы ответить на этот вопрос, замените причастия конструкцией "тот, который".)

Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Выполните морфологический разбор слова пребывая.

Большое количество заданий к текстам дает возможность каждому ученику осуществить их выбор - по характеру, объему, способу выполнения. Такой подход также способствует реализации личностно ориентированного изучения русского языка.

На этих небольших примерах мы хотели показать, что использование регионального материала на уроках русского языка носит интегрированный характер:

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

здесь и обогащение словарного запаса топонимической лексикой, и знакомство с географией, биологией, историей, литературой, работа по развитию речи и формирование "русской языковой личности" (Ю. Караулов).

Нельзя не сказать еще и о том, что как явление искусства художественный текст требует при анализе внимательного, вдумчивого, бережного отношения, когда мы не только опираемся на знания, логику, память, но и откликаемся всем миром наших чувств, души, сердца, делаем нравственно-интеллектуальные усилия. Эту индивидуальность восприятия текста мы также постоянно имеем в виду, организуя учебный процесс. Мы стараемся создавать на уроке русского языка такую обстановку, чтобы каждый ученик в процессе работы с текстом мог сказать (написать) о своем личном (индивидуальном) его понимании (восприятии), выразить свои мысли и чувства; а тот, кто затрудняется в чем- либо, мог получить необходимую помощь. Ошибки, связанные с непониманием смысла текста, предупреждаются благодаря активизации фоновых знаний, обогащению словарного запаса фоновой лексикой.

В качестве иллюстрации приведем урок словесности по теме "Родная природа в стихах курских поэтов. Обучение комплексному анализу текста".

Цель: познакомить учащихся с работой Курской писательской организации; продолжить обучение лингвистическому анализу текста; учить школьников выразительному чтению поэтических текстов.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Курской писательской организации более 40 лет. Литература курской земли вправе считать своими могучими истоками мудрое духовное слово Феодосия Печерского и героическое "Слово о полку Игореве", а куряне, надо понимать, не только с конца копья, но и с конца пера вскормлены...

Плодородная нива курской истории представлена выдающимися именами- судьбами: Сильвестр Медведев, Ипполит Богданович, Афанасий Фет, братья Николай и Константин Полевые и их сестра Екатерина Авдеева, Мария Марич, братья Владислав и Ростислав Марковы, Николай Асеев, Аркадий Гайдар, Юрий Герман, Валентин Овечкин, Пимен Карпов.

Но не только прошлое, но и сегодняшний день дает немало оснований для гордости. За четыре десятка лет Курская писательская организация дала путевку в литературу многим мастерам пера.

Этими словами начиналось интервью газете "Курская правда" писателя, ответственного секретаря Курской писательской организации Владимира Павловича Деткова.

II. Экскурсия по книжной выставке. (Экскурсия подготовлена и проводится учащимися класса.)

Особое место на нашей выставке занимает сборник рассказов К. Воробьева. Кажется, в этой книге от каждого слова писателя исходит свет душевности, который озаряет нас... Для нас, рожденных на курской земле, его книги духом и солью земли пропитаны. Они помогают налаживать связь времен и душ.

"Прочитай и передай другому!" - на наш взгляд, самое верное предисловие для этой светлой книги. Всем она будет в радость, во здравие.

Читать книги Е. Носова - истинное наслаждение. "Страницы книги Евгения Ивановича благоухают лесом и елью, парным молоком, цветочным лугом, духовитым хлебом, зноем, утренней рекой...", - так пишет о его творчестве критик В. Васильев. И с этими словами нельзя не согласиться. Прочитайте его произведения - сами убедитесь.

"Господа офицеры..." - новый роман Александра Харитановского - посвящен военным начала XX века, в основном морякам, личностям исторически подлинным. Поступки героев, для которых Долг и Честь явились путеводными ориентирами не только в служебной, но и в обыденной жизни, помогут нам, читателям, всмотреться в прошлое отчизны, соразмерить нравственные высоты и глубины поколений.

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

Важное место на нашей выставке отведено сборникам стихов. Здесь произведения Валентины Морозовой, Валентины Коркиной, Александра Судженко, Сергей Бабкина, Егора Полянского, Вадима Корнеева, Владимира Чемальского. Все в этих стихах: радость, грусть, печаль, восторг, горе и, конечно, любовь.

В стихах курских поэтов размышления о жизни, о душе и судьбе, но больше, на наш взгляд, любования родной природой, восхищения ее красотой. Весна, осень, солнце, небо, утро - любимые образы курских поэтов.

Чтобы убедиться в этом, почитаем стихи.

III. Конкурс на лучшее прочтение стихотворения курского поэта.

Дети читают стихотворения Валентины Морозовой "Как будто в эту ночь дождаться осень...", Валентины Коркиной "Кипящее черное варево туч...", Александра Судженко "Октябрьский снег".

IV. Лингвистический анализ стихотворения.

1. Вчитайтесь в текст стихотворения Владимира Чемальского "Осень золотая" (из учебного пособия "Связь времен. Поэтическое слово земли Курской" школьники узнали, что Владимир Чемальский - псевдоним Владимира Дмитриевича Мухи, ректора Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И. И. Иванова). Согласны ли вы с мнением критиков, что душа В. Чемальского в картинах рисуемой им природы?

Холоднее просинь, птицы сбились в стаи - Значит, здравствуй, осень! Осень золотая. Листья пожелтели, с веток облетают. Бабье лето - осень, осень золотая. Движется ненастье, тучи собирая, Это тоже осень, осень золотая. Листьями кружатся годы, пролетая: Зима - лето - осень, осень золотая. Так и не заметишь, - голова седая... Ты ли, моя осень? Осень золотая. А пока живу я, седины не зная, Пусть бушует осень, осень золотая.

(По мнению учащихся, это стихотворение - не просто художественное описание осени. В. Чемальский проводит параллель между состоянием природы и состоянием своей души (осень природы - осень жизни).

2. Каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленными нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Речь идет о словах-поэтических символах. Есть ли такой поэтический символ в стихотворении В. Чемальского? (Это слово осень. Осень - это грусть, "унылая пора", раздумья о сущности бытия и, конечно, "очей очарованье".)

3. Литература немыслима вне языка. Говорить о поэте, его творчестве и не сказать, как он владеет словом, как использовал возможности языка, - все равно, что оценивать, скажем, певца только по его репертуару, ничего не говоря о его голосе, о мастерстве. Если мы не отнесемся со вниманием и пониманием к языку, то не только не почувствуем эстетических достоинств, но не поймем глубоко и всесторонне содержание литературного произведения. Литература - искусство изображения словом.

Покажите, что стихотворение оптимистично. Какие языковые выразительные средства использованы автором? (В стихотворении использовано только одно лексическое средство языковой выразительности - эпитет: "золотая осень, осень золотая". Других эпитетов нет, нет здесь ни олицетворений, ни метафор, ни сравнений - всего того, что привыкли видеть ученики в художественных текстах. Зато есть в этом тексте лексический повтор.)

С какой целью использует автор лексический повтор? (Лексический повтор дает мощный эмоциональный заряд. Путем повтора словосочетания осень золотая автор выделяет ключевое понятие текста. Кроме того, это не механическое повторение: каждый раз выражение получает новый оттенок содержания.)

Перечитайте стихотворение еще раз, проверьте, действительно ли это так.

Подводя итог разговору о лексических средствах языковой выразительности, вспоминаем слова Н. Старшинова (за-

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

дание N 29 пособия Т. М. Пахновой "Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку". - М,, 1997):

"...Нередко даже в самых сильных стихах самых прекрасных поэтов эпитеты и сравнения или почти, или совсем отсутствуют. Вспомним пушкинское:

Я вас любил, любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем.
Или лермонтовское:

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
Мне остается жить!
Ни одного эпитета, ни одной метафоры, а сколько энергии в стихе, сколько чувства, какова сила разговорной интонации!..

...лучше вообще не обращаться к ним, чем использовать явно неполноценные, стершиеся, ничего не прибавляющие для усиления поэтической речи..."

4. Какие же языковые средства использует автор, чтобы передать свое оптимистическое отношение к осени года и осени жизни? (Это интонация стихотворения.)

V. Итог урока.

Заканчивая разговор о лирике курских поэтов, учитель обращается к детям:

- Читайте, перечитывайте книги наших земляков. И пусть чтение будет вам в радость и во здравие.

Таким образом, использование текстов произведений курских писателей, привлечение пособия по литературному краеведению помогают нам создать условия для реализации культурологического аспекта в обучении русскому языку; работа с такими текстами не только положительно влияет на качество знаний, умений и навыков учащихся, способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, но и помогает развитию чувства слова, языкового чутья, рождению языковой индивидуальности.


--------------------------------------------------------------------------------

1 Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. - Л., 1974.

2 Бахтин М. М. Язык в художественной литературе //Собр. соч.: В 5 т. - М., 1997. - Т.5. - С.297.

3 Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М., 1998; Пахнова Т. М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. - 2000. - N 4. - С. 3.

4 Связь времен. Поэтическое слово земли Курской: Литература, учебное пособие / Под общей ред. В. А. Ачкасова. - Курск, 2002.

стр. 46

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Н. П. ШУЛЬГИНА, П. М. КУХТЕНКОВ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 20 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1206017273&archive=1206184559 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии