Развитие речи учащихся на основе театральных впечатлений

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Л. З. Красновский

найти другие работы автора

Материалы к уроку

Выдающиеся русские методисты наметили пути развития устной и письменной связной речи на основе впечатлений от произведений искусства. Более разработанными оказались проблемы использования произведений живописи на уроках русского языка и связанных с этим творческих работ учащихся.

Вопрос же об использовании театральных впечатлений на уроках русского языка остался неразработанным.

На важность и необходимость проведения этой работы в школе указывал С. И. Абакумов, который считал, что путь к грамматико-стилистическому совершенствованию устной речи идет через письменную речь, и в качестве одного из эффективных при-

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

емов рекомендовал написание отзывов о театральных постановках 1 . На необходимость проведения на уроках русского языка сочинений на основе театрального спектакля указывают известные методисты К. Б. Бархин, М. А. Рыбникова, Т. А. Ладыженская 2 .

Просмотр театральных и телевизионных спектаклей, анализ речи актеров после посещения театра, просмотра телеспектаклей, прослушивание постановок по радио - все это способствует повышению речевой культуры учащихся.

К. С. Станиславский со всей страстностью учил актеров безукоризненному владению сценической речью. Он говорил: "Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Произношение на сцене - искусство не менее трудное, чем пение, требующее большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности. Когда актер с хорошо упражненным голосом, обладающий виртуозной техникой произношения, звучно говорит свою роль со сцены, он захватывает своим мастерством" 3 .

В театре зритель находит образцы живого, трепетного, выразительного и точного слова, которое передает, доносит и смысловую, и эмоциональную сущность пьесы.

Явно недостаточны для формирования эстетических взглядов и развития речи учащихся существующие формы изучения на уроках русского языка и литературы и во внеклассной работе драматических произведений в VIII -XI классах. Исследование зрительских интересов показало, что с возрастом интерес молодежи к театральным и телевизионным спектаклям не повышается. Если со школьной скамьи ребенку не были привиты навыки восприятия и анализа спектакля, в зрелом возрасте он будет глух к серьезным произведениям, его эстетические увлечения будут неразвиты, потому что, как писал В. А. Сухомлинский, "...стихийное, неорганизованное воздействие на детей кино, радио, телевидения не способствует, а скорее вредит правильному эстетическому воспитанию" 4 .

Институтом художественного воспитания РАО создана экспериментальная программа факультативного курса "Основы театральной культуры" для VII -XI классов, в которой ставится задача "...проверить методику формирования навыков восприятия сценического искусства, методику обсуждения спектаклей, умение учащихся старших классов анализировать увиденное, писать рецензии, отзывы, сочинения по просмотренным спектаклям, эмоционально и лексически грамотно оформлять свои мнения и суждения" 5 .

В ряде челябинских, пермских, самарских, саратовских, петербургских, московских школ созданы театроведческие классы, где вместе с учителями и классными руководителями студенты институтов культуры ведут экспериментальные курсы "Искусство быть зрителем".

Определенный интерес представляет книга Т. С. Зепаловой 6 , в которой детально разработана система анализа драматургических произведений, изучаемых в старших классах школы, с учетом зрительских восприятий учащихся.

Будет полезным для словесника и учащихся IX -XI классов пособие Г. Г. Граник и Л. А. Концевой "Драматурги, драматургия, театр" 7 , которое знакомит читателей с известными драматургами и их пьесами, содержит рассказы о некоторых постановках и выдающихся актерах.

Искусство театра с его показом борьбы идей, мнений, чувств, поступков, столкновений сил добра и зла как нельзя лучше отвечает возрастным особенностям старших подростков с их поиском истины, подверженностью эмоциональному "заражению".

Сочинения на основе театральных впечатлений учащихся будут лишь тогда интересны по содержанию и языку, когда каждое слово ученика будет результатом его эмоциональных переживаний, прочувствованных представлений. Ученик должен хотеть писать такие сочинения. "Слова расположены в нашем сознании не так, как в словарях, не порознь, не по алфавиту и не по грамматическим категориям. Они тесно связаны с многообразными нашими чувствами и ощущениями. Нам не придет на память гневное, острое, меткое слово, пока мы по-настоящему не разгневаемся. Мы не найдем горячих, нежных, ласковых

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

слов, пока не проникнемся подлинной нежностью" 8 .

Большое место в работе по развитию связной речи учащихся на основе их театральных впечатлений занимают беседы с театроведческой направленностью. В процессе этих бесед ученики знакомятся с такими понятиями, как сценическое воплощение, режиссерский замысел, сверхзадача спектакля, театральная атмосфера и некоторыми другими.

Одновременно активный словарный запас учащихся обогащается специфической театральной лексикой: сцена, занавес, кулисы , актер, роль, грим, диалог, монолог, мизансцена, свет, музыкальное оформление спектакля, декорации, сценический костюм. Полезный прием - составление толковых словариков, подбор слов- синонимов по теме "Театр".

Нередко учителя дают задания ученикам V-VI классов написать сочинение - рассказ о случае из жизни на тему "Посещение театра". Нам представляется, что в этих классах еще рано предлагать такие темы. Программа по развитию речи для V - VI классов ориентирует учителя на обучение сочинениям типа описания предмета или места; тема же "Посещение театра" уводит ученика в сторону, ориентирует на изложение последовательных событий. Поэтому такие сочинения мы рекомендуем проводить в VIII - IX классах, когда ученики уже приобрели умение описывать помещение, природу, трудовые процессы, действия, внешность человека, местность, памятник архитектуры и т.д.

На основе театральных впечатлений учащиеся пишут сочинения-рассуждения по поводу просмотренного спектакля, характеристику героя, сравнительную и групповую характеристику персонажей, сочинения-рассуждения публицистического стиля по какой- либо проблеме, поднятой в спектакле, отзыв, рецензию на спектакль, творческий портрет актера и т.д.

Нами были составлены памятки, которыми могли пользоваться как учителя русского языка и литературы, так и классные руководители, учителя других дисциплин, посещающие с детьми театр. Разумеется, учителя русского языка интересует, прежде всего, методика обучения писать на тему, раскрывать основную мысль, собирать и систематизировать материал к сочинению. Приведем некоторые вопросы из памяток. Они помогают подготовить учащихся к восприятию спектакля, а в дальнейшем и к его обсуждению:

1. О чем говорится в спектакле?

2. Основная мысль спектакля.

3. Главные герои спектакля (положительные, отрицательные).

4. Поступки героев и мое отношение к ним.

5. Как оформлена сцена? Какой костюм на герое?

6. Что понравилось и что не понравилось в постановке спектакля?

С учетом обогащения учащихся театральными впечатлениями, их участия в работе драматических кружков, подготовки письменных инсценировок, самостоятельных сценариев сказок, басен, небольших рассказов, устных пересказов ролей с акцентированием внимания на воспроизведение речи действующего лица, устных сочинений вопросы памятки усложнялись:

1. Тема и идея спектакля.

2. Время, эпоха, о которой говорится в пьесе.

3. В чем сущность конфликта?

4. Как этот конфликт находит свое разрешение в сюжетно-фабульном построении произведения?

5. Как композиция связана с идеями, образами?

6. Анализ характера, созданного актером.

7. Речевой портрет героя.

8. Значение художественно-пластических средств (декорации, костюмы, мизансцены, освещение, грим и т.д.).

Без уяснения этих и других вопросов перед посещением спектакля и в процессе его обсуждения невозможно подготовить учеников к написанию сочинений на основе театральных впечатлений. Основным мы считаем научить ребят писать на предложенную тему (а не вообще о посещении спектакля).

Вот удачный фрагмент из сочинения "Пьеса А. Н. Островского 'Волки и овцы на сцене Малого театра". Автор пишет о речевом портрете героев спектакля, на который мы просили обратить внимание при посещении спектакля.

"Речь действующих лиц пьесы Островского позволяет понять воспитание и образование героя, его темперамент, раскрыть индивидуальные

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

особенности, присущие только этому персонажу. Когда я смотрела, как актеры воплощает в жизнь эпизод из знаменитой сцены на скамейке, то заметила одну очень интересную уловку, с помощью которой эта сцена "летит".

В речи Глафиры не было ни одной точки. Все запятые, запятые, многоточия, восклицания, вопросы... Кажется, такое нехитрое; такое чисто техническое, незаметное для слуха зрителей приспособление, но какие удивительные возможности дает оно для поисков ритма! Каждая фраза словно не окончена, ожидает ответа, звучит полувопросом, а потому "летит" вперед. И так построена вся сцена. Она обрела ритм, целеустремленность...

На сцене мы видим и тех, кто владеет запасом нужных слов (Глафира, Мурзавецкая, Лыняев, Беркутов), и тех, кто страдает отсутствием слов, заторможенностью речи. Примером служит персонаж - Анфуса Тихоновна. Характеристика ее отчетливо встает перед зрителем-слушателем, хотя она произносит на протяжении пяти действий комедии не более 20 слов, причем в их числе 12 глаголов и 8 существительных. Слушая Анфусу Тихоновну, невольно воспринимаешь ее речь как жужжание. Роль Анфусы Тихоновны - редчайшая находка драматурга, убеждающего в том, что охарактеризовать человека можно не только богатством, разнообразием и сочностью его речи, но и почти полным отсутствием ее.

Роль Анфусы Тихоновны играет народная артистка России Т. П. Панкова - жена великого Игоря Ильинского. С восхищением могу сказать, что ее Анфуса Тихоновна неподражаема. Что это за удивительный образ, состоящий всего из нескольких реплик - знаменитых "Да уж... куда уж", которые в устах актрисы имели свой особый смысл...".

На рекомендацию "писать не вообще, а на предложенную тему" работают и систематизация материала, выбор жанра сочинения, языковых средств в зависимости от задачи высказывания, стилистическое, интонационное (если это устное сочинение) оформление.

Мы ввели в употребление понятие "внутренняя тема" сочинения. "Внутренняя тема" - это тот аспект сочинения, который избирается юным автором. В этом аспекте строятся логические рассуждения, избираются языковые средства, даются оценочные характеристики. Приведем удачный пример глубокого понимания ученицей X класса сущности внутренней темы сочинения по пьесе А. Н. Островского "Лес" на сцене Малого театра:

"...Кончается в этой пьесе, вроде бы, все хорошо. Этакий "хэппи энд" - Гурмыжская идет замуж за молоденького, Аксюша - за любимого человека, актеры уезжают дальше по своей неизвестной дороге... Но от несправедливости душат слезы бессилия. Вечная проблема - социальное неравенство - остается. И пока богатое зло побеждает бедное добро. И прав Геннадий, восклицая: "Люди - крокодилы!" Да, в той жизни, в том обществе - крокодилы, которые, не задумываясь, сожрут любого ставшего на их пути. И то, с какой силой, душевной проникновенностью актеры доносят это до зрителя, невольно вызывает вопрос: "А как у нас-то?" Ведь это, вроде, и про наше время! Не зря, наверное, режиссер поставил эту пьесу и вложил в нее столько боли, души, что страсти на сцене потрясают, поглощают, завораживают... А главное, заставляют задуматься о времени и о себе, об окружающих людях, об их поступках... Неужели и до сих пор мы остались жить в лесу?"

Очень важно научить ребят выбирать правильное заглавие, особенно на стадии исправления, улучшения, проверки, редактирования написанного. Заглавие должно соответствовать внутренней теме.

Надо научить школьника собирать материал к сочинению. Это могут быть записи после просмотра спектакля с первоначальными впечатлениями, ведение дневников посещения спектаклей, изучение театральных программ, чтение пьесы до и после спектакля, изучение дополнительной информации по теме спектакля (работа с книгой, газетой), чтение рецензий на спектакль в прессе и т.п.

Вот отрывок из сочинения (заключение) выпускника школы на тему "Мой любимый театр", подтверждающий эту мысль.

"...В купленном в фойе театра журнале "Театральная жизнь" я прочел: "Долгое время театр считался оппозиционно настроенным против концептуальной режиссуры, подчиняющей все сценические элементы собственной сверхзадаче...". Надо полагать, театр обвиняли в "излишней" приверженности классике во всем: актерской игре, декорациях, режиссуре. И вот я смотрю на этот замечательный по жизненной силе, убедительности и красоте спектакль и думаю: "Слава богу, что сохранились еще в Москве вот такие островки классики, не тронутые никакими новомодными веяниями, так глубоко и искренне трогающие душу!". Большое спасибо главному режиссеру театра Юрию Мефодьевичу Соломину, поставившему перед коллективом Малого театра задачу: "В России должен быть театр, где классика звучит чисто".

Опытная проверка показала, что там, где учителя русского языка при проведении устных и письменных упражнений использовали театральные впечатления учащихся, дети быстрее усваивали понятия о композиции текста, так как театральный спектакль, как художественное

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

произведение, обычно представляет собой образец законченной композиции с экспозицией, завязкой, кульминацией действия и развязкой. Сочинения учащихся VIII -XI классов, где проводилось опытное обучение, были гораздо более высокого уровня, чем сочинения на эти же темы в контрольных классах.

Интересно сопоставить сочинения у одних и тех же учеников до и после проведения работы по развитию речи на основе театральных впечатлений. Вначале приведем сочинение-отзыв о спектакле ученицы IX класса, написанное в начале учебного года.

"Год назад я ходила в театр Ленинского комсомола на пьесу "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Спектакль мне очень понравился. Театр мне тоже очень понравился. Там очень красиво: висят портреты артистов, всюду ходят люди. В зале тоже очень красиво. Кресла, сцена создают очень хорошее настроение. Спектакль тоже очень понравился, так как в нем звучат очень хорошие песни, которые исполняет оркестр. В спектакле играют замечательные артисты Караченцов и Абдулов. Они также часто снимаются в кино. Спектакль мне очень понравился, потому что в нем хорошо играют артисты и в театре было очень красиво.

Это был очень хороший и интересный спектакль..."

А вот сочинение этой же девятиклассницы, средней по успеваемости, после проведения работы по развитию речи на основе театральных впечатлений.

"В прошлом году мне посчастливилось попасть в театр Ленком на современную оперу Рыбникова "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты". Впервые мне пришлось столкнуться с подобным спектаклем. Его неординарность, яркость, зрелищность, прекрасная музыка не просто взволновали, а оставили глубокий след. Это произошло потому, что герои заставляли плакать и смеяться, сопереживать и ненавидеть, осуждать и сочувствовать на протяжении всего спектакля. Хоакин (Н. Караченцов) был живым человеком. Он ошибался, но упрямо шел к своей цели, беззаветно любил свою Родину - Чили, свободу. Все это, как мне кажется, удалось воплотить в своем образе Н. Караченцову. Тереса - главный женский образ, покорил меня своей женственностью и совершенной кристальной чистотой. Пабло Неруда воплотил в образе Тересы свою многострадальную Родину, и образ Родины, ее поддержка чувствовались все время благодаря образу Тересы.

Говоря о спектакле, нельзя не упомянуть о музыке. Рыбникову удалось передать дух того времени, нравы и обычаи чилийцев, их неукротимый дух и волю, раскрыть содержание и помочь понять главную мысль. Эти впечатления заставили меня полюбить мужественный чилийский народ..."

В первом сочинении почти ничего не сказано о спектакле. Речь ученицы невыразительна, лексически бедна. Второе сочинение (хотя и оно еще далеко от совершенства), отличает умение очертить и осмыслить границы темы, держать курс на основную мысль, последовательно развивая ее. В нем больше доказанных суждений, подчеркнута идейно- художественная роль пластических средств (музыки, света, декораций).

Великий реформатор сцены, замечательный театральный педагог К. С. Станиславский считал, что "...вслед за изучением сценических чувств актера должно прийти и изучение чувств зрителя...". Нам кажется, что обучение написанию сочинений на основе театральных впечатлений - лучшее средство не только для изучения чувств зрителя (школьника), но и, главное, для формирования и совершенствования этих чувств, для развития его речи, для приобщения к творчеству.

------------------------------

1 См.: Абакумов С. И. Грамматико-стилистические упражнения // Труды Всероссийской конференции преподавателей-словесников школ политпросвета. - М., 1928. - Вып. 1. - С. 43.

2 См.: Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей. - М., 1980. - С. 224 - 225.

Станиславский К. С. Собр. соч. В8т. -М., 1955. -Т. 3. -С. 322.

4 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 52.

5 Леваньшина Т. В. Уроки литературы и комплекс искусств // Театр и школа. - М., 1980. - Вып. 8. - С. 131.

6 См.: Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр. Пособие для учителей. - М., 1982.

7 См.: Граник Г. Г., Концевая Л. А. Драматурги, драматургия, театр. - М., 2001. (Б- ка учителя-словесника).

8 Маршак С. Воспитание словом. - М., 1961. - С. 86 - 87.

стр. 52


Отправить на принтер


Готовая ссылка для списка литературы

Л. З. Красновский , Развитие речи учащихся на основе театральных впечатлений // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414399&archive=1206184753 (дата обращения: 26.04.2017).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):


Ваши комментарии