План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Коршунова Н. С.

На изучение поэмы отводится 3 часа. К моменту самостоятельного чтения поэмы учащиеся знают наизусть стихи Лермонтова "Бородино", "Парус", "Тучи", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "Молитва", "Когда волнуется желтеющая нива..."; читали и обсуждали в классе "Песню про Ивана Васильевича...", балладу "Беглец", стихи поэта "Родина", "Прощай, немытая Россия...", "Предсказание", "Нищий", "Смерть поэта", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...", "И скучно и грустно..." 1 .

Таким образом, у учащихся имеется довольно значительный опыт общения с поэзией Лермонтова, с миром его образов; во многом пока интуитивно, но уже отчасти самостоятельно они могут рассуждать о мировосприятии поэта, о мире его ценностей, приоритетов, о том, что для него дорого, а что неприемлемо, т.е. об авторской позиции.

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

Исходя из этого, работу над поэмой можно построить так.

1. Самостоятельное чтение поэмы дома.

2. Первый урок: работа в группах над проблемными вопросами (учитель выступает в роли консультанта).

3. Второй урок: семинар, отчет групп о возможных решениях по данным проблемам, обсуждение в классе (учитель является организатором обсуждения).

4. Третий урок: самостоятельная письменная работа учащихся (учитель выступает в роли эксперта).

На первом уроке учащиеся произвольно делятся на группы, учитель при необходимости вносит корректировку, исходя из двух посылок:

1) в каждой группе 5 - 6 участников;

2) в каждой группе есть потенциальный лидер 2 .

Группы получают "Рабочую карту урока" (см. приложение) 3 и индивидуальное задание. Проблемный вопрос дается группе с учетом состава участников и сложности вопроса.

Вопросы подобраны таким образом, чтобы участники каждой группы должны были

1) работать с текстом в целом;

2) работать аналитически с отдельными структурными частями текста.

Вопросы

1. Поставьте поэму "Мцыри" в ряд других известных вам стихов поэта. Проведите аналогию, обоснуйте каждый случай.

2. Почему Лермонтов сменил эпиграф поэмы (сначала была французская пословица "Родина бывает только одна")?

3. Как построено художественное время в поэме? Почему мы заранее знаем, что произойдет с героем?

4. Что видел Мцыри на воле?

5. Что значит для Мцыри жить ?

6. Какую роль в поэме играет пейзаж? Как он изменяется и почему?

Пять-шесть минут можно отвести на организацию работы в начале урока и на завершение ее в конце с выставлением в рабочей карте самооценки и оценки группы. Остальное время полностью посвящено работе в группах. Учащиеся 1) обсуждают проблему; 2) выдвигают гипотезу и ищут подтверждение ей в тексте, отмечают необходимые фрагменты; 3) ведут запись ключевых мыслей и выписывают страницы, где отмечены "доказательства"; 4) в случае необходимости консультируются с учителем; 5) составляют план сообщения- доклада на семинаре. Учитель по мере необходимости индивидуально консультирует каждую группу, ориентируясь на прогнозируемое содержание семинара.

В конце работы каждая группа сдает "Рабочую карту урока". В ней 1) записан вопрос, над которым работала группа; 2) состав участников; 3) самооценка каждого участника; 4) оценка каждого участника с точки зрения группы. Самооценка и оценка даются по точным критериям, указанным в карте.

Второй урок строится как семинар с элементами дискуссии. Порядок обсуждения таков: 1) первым от группы высказывается назначенный учителем ученик; 2) далее дается возможность по желанию высказаться всем участникам группы с добавлениями или комментариями; 3) последними получают возможность возразить, добавить, исправить участники других групп; 4) в заключение учитель подводит итоги обсуждения данного вопроса, и с помощью учителя и отчитывающегося ученика все учащиеся делают в тетради записи по данному вопросу.

Примерное (прогнозируемое) содержание этих записей таково.

Вопрос первый. Поэма "Мцыри" ассоциируется (связывается, соотносится)

- по психологическому состоянию одиночества героя со стихами "Парус", "На севере диком...", "Листок", "Утес", "И скучно и грустно...";

- по мечтам героя о Родине со стихами "Тучи", "Родина", "Завещание", "Сон";

- по мятежности, мужеству, воинственности героя со стихами "Парус", "Песня про царя Ивана Васильевича...";

- по взаимоотношениям героя с природой со стихами "Когда волнуется...", "Горные вершины...", "Тучи";

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

- по кавказским мотивам со стихами "Беглец", "Завещание", "Сон", "Горные вершины...".

(В сильном классе можно составить соотносительную таблицу сходства и различия поэмы и названных стихов.)

Вопрос второй. Первоначальный эпиграф не подходил

- по неорганичности для данного произведения французского языка;

- по причине сужения темы поэмы до темы "побега на Родину" (в то время как главная тема "Мцыри" - побег из "тюрьмы" на свободу);

- в первом варианте эпиграфа акцент на чувстве патриотизма, во втором - на чувстве жизни;

- второй эпиграф - ключ к пониманию идеи поэмы: смерть Мцыри - плата за три дня истинной (в его понимании) жизни.

Вопрос третий. Ответ представляется в виде оси времени:

- художественное время направлено противоположно реальному: от настоящего к прошлому;

- мы заранее знаем о неизбежной смерти героя - это придает героический и трагический тон его рассказу-исповеди о трех днях свободы.

Вопрос четвертый. Во всем природном мире Мцыри видит

- родственность ("деревья... как братья в пляске круговой", "приросли к скале две сакли дружною четой", "семейство барсов");

- или разлученную родственность ("... груды темных скал, когда поток их разделял", "облачко за облачком... как будто белый караван залетных птиц из дальних стран").

Вопрос пятый. "Жить" для Мцыри значит

- жить на свободе,

- жить на Родине,

- жить с родными,

- жить единой с природой жизнью.

Вопрос шестой. Природа прекрасна и едина с Мцыри в главах 6 - 14, но в главах 15 - 22 грозна и враждебна Мцыри. За годы жизни в монастыре Мцыри отвык жить единой с природой жизнью (сравнение-противопоставление с выросшим в темнице цветком, с конем).

В конце урока учитель объявляет оценки каждой группы.

На третьем уроке учащимся предлагается вопрос для самостоятельной работы с текстом поэмы и письменного развернутого ответа: "Что узнал Мцыри о себе, оказавшись на воле?"

Работы учащихся строятся по-разному, используются разные способы аргументации, но принципиально важно, чтобы ученики увидели и осмыслили следующие ключевые моменты самосознания Мцыри.

1. Он впервые ощутил в душе бурные человеческие страсти: любовь, страх, восторг. Он впервые плакал.

2. Он почувствовал и уверился в том, что "мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов".

3. Он осознал, что на нем "печать свою тюрьма оставила": он никогда не сможет сам вернуться на Родину.

Если все три мысли любым образом отражены в тексте письменной работы, она оценивается отметкой "5", если две из них - отметкой "4", если хотя бы одна - "3". Если ученик не смог самостоятельно выйти на необходимый уровень понимания поэмы, позиции героя и авторской позиции, работа не может быть положительно оценена. Отдельно оцениваются речевой и грамматический уровни письменной работы.

Данная система уроков позволяет ученику при сотрудничестве с одноклассниками и учителем подняться с уровня первоначального восприятия сложного поэтического текста на уровень детального и контекстуального его осмысления.



стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------



стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

--------------

1 Изучение ведется по программе, разработанной кафедрой школы N 444 в соавторстве с доцентом МГЛУ им. Ленина, д.п.н. С. А. Леоновым.

2 Распределение учащихся по группам и выбор представителя для отчета осуществляется по принципам, разработанным В. В. Гузеевым ("Системные основания образовательной технологии". - М., 1995, с. 80 - 89)

3 Карта разработана по технологии Н. П. Капустина.

стр. 32

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Коршунова Н. С. , План-конспект уроков по поэме М. Ю. Лермонтова "Мцыри". VIII класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205414158&archive=1206184753 (дата обращения: 20.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии