Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© Т.В. Потемкина

Во втором полугодии для обобщения и изучения предлагаются темы: "Текст и его строение. Основные виды переработки текста", "Стили речи. Научный стиль". На изучение этих тем отводится 18 часов, из них 2 часа на лабораторные работы.

Урок 17. Признаки текста. Абзац. (Упр. 288-298.)

Урок начинается с "синтаксической разминки". Под диктовку записывается текст.

Ночь явилась в виде красных, зеленых и желтых фонариков. Пока их не было, не было и ночи, а теперь всюду легла она, заползла в кусты, прохладною темнотою, как водой, залила весь сад, и дом, и самое небо. Стало так прекрасно, как в самой лучшей сказке с раскрашенными картинками (Л. Андреев.)

- Объясните расстановку знаков препинания.

- Определите, является ли данная группа предложений текстом. Обоснуйте свой ответ.

- Какие признаки текста вам известны?

С признаками текста учащиеся знакомятся на с. 141 учебника. Далее проводится работа по определению видов связи предложений в тексте (с. 141-142) и выполняется упр. 290. В процессе выполнения упражнения выясняется также, сколько абзацев содержит текст.

На следующем этапе урока десятиклассники вспоминают признаки абзаца (с. 146-147). После устной работы по упр. 297 проводится письменная творческая работа (упр. 298).

Домашняя работа: упр. 292, 293.

Урок 18. Типы речи. Повествование. (Упр. 299-304.)

Из домашней работы в классе проверяется упр. 293; сочинение по материалам упр. 292 учитель проверяет после урока.

Затем обобщаются знания по теме "Типы речи" (с.149):

- Какие типы речи вам известны?

- В чем заключаются главные отличия типов речи? Далее проводится анализ текста (предварительное знакомство с текстом можно провести в виде зрительного или слухового диктанта).

Повод для визита в редакцию был найден.

Осведомившись у секретаря о том, что все комнаты справа и слева во всю длину коридора заняты редакцией, Остап напустил на себя простецкий вид и предпринял обход редакционных помещений: ему нужно было узнать, в какой комнате находится стул.

Он влез в местком, где уже шло заседание молодых автомобилистов, и, так как сразу увидел, что стула там нет, перекочевал в соседнее помещение. В конторе он делал вид, что ожидает резолюции; в отделе рабкоров узнавал, где здесь согласно объявлению продается макулатура; в секретариате выспрашивал условия подписки, а в комнате фельетонистов спросил, где принимают объявления об утрате документов.

Задания

Объясните расстановку знаков препинания. Определите принадлежность текста к стилю речи.

Подберите однокоренные слова к слову объявление.

стр. 57


--------------------------------------------------------------------------------

Подчеркните слова с орфограммой "сомнительная согласная".

Подберите синоним к слову резолюция.

Найдите в тексте слово, пришедшее из французского языка, которое первоначально обозначало "узкую галерею вокруг укрепления". Это слово звучит по-русски так же, как и по-французски.

Устно объясните лексическое значение слов фельетонист (фельетон), секретариат.

Определите, к какому типу речи относится текст.

Предполагаемые ответы на некоторые вопросы:

"Объявление - явить, явиться, явление, заявление, заявиться, проявляться, проявление и т.д." (Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1991. - С. 573).

"Резолюция - решение, постановление" (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 6-е изд. - М., 1989. - С. 383-384).

"Коридор - из французского corridor - "узкая галерея вокруг укрепления" (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - СПб., 1996. -Т. 2.-С. 328).

"Фельетонист - писатель, журналист, автор фельетонов. Фельетон - газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приемы изложения" (Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990. - С.848).

Проводится работа по заданиям к упр. 299, 301 учебника. Цель - закрепить умение выделять признаки текста-повествования (особенности композиции, языковых средств).

В заключение урока - комментарий к домашнему заданию: на с. 152 даны "Советы по написанию текста-повествования". Творческое задание (составить текст повествовательного типа) по материалам упр. 302 обсуждается вместе с десятиклассниками (выбор темы, план и т.д.).

Урок 19. Типы речи. Описание. (Упр. 305-315.) В центре внимания - анализ текста-описания. На доске записывается предложение для разбора:

Вошел человек лет тридцати пяти, высокого роста, несколько сутуловатый, курчавый, смуглый, с лицом неправильным, но выразительным и умным, с жидким блеском в быстрых темно-синих глазах, с прямым широким носом и красиво очерченными губами. (И.С. Тургенев.)

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

- Объясните все орфограммы.

- Подберите синонимический ряд к слову выразительный.

- Определите тип речи текста, обоснуйте свой ответ. (При затруднении десятиклассники обращаются к с. 153 учебника.)

Затем проводится наблюдение над текстом упр. 305 с целью выявления композиционных особенностей текста-описания. Далее учащиеся анализируют текст упр. 306 (задания 1, 3, 4, 5). При выполнении заданий к упражнению проверяется умение разбивать текст на микротемы, выделять его языковые особенности. В центре внимания - портрет, поэтому проведенная работа служит ступенькой к следующему этапу урока: знакомству с понятиями "психологический потрет", "портретный очерк" (с. 252-258). В продолжение урока десятиклассники уясняют: кто может быть героем очерка (с. 252), что значит "внутренний" и внешний портрет (с. 253), как начать портретный очерк (с. 256).

Выполняются упр. 413, 414 (устно), 417 (письменно), подводятся итоги урока.

Домашнее задание: упр. 309, 412 (для всего класса), 306 (задание 2) - индивидуально.

Урок 20. Типы речи. Рассуждение. (Упр. 316-321.)

В начале урока проверяется домашнее задание: учащиеся (выборочно) читают сочинения, доклады. Затем проводится орфографическая разминка (производные предлоги).

Вопреки здравому смыслу, наперекор всем, благодаря успехам, по причине плохой погоды, в течение лета, иметь в виду, несмотря ни на что, ввиду недостатка времени, в отличие от других, вследствие полученной травмы, договориться насчет поездки.

Продолжается работа над текстами, принадлежащими к разным типам речи. Обращается внимание учащихся на отличительные черты текста- описания, текста-повествования и текста-рассуждения (с. 164, 170); проводится работа над понятиями "тезис", "аргумент", "доказательство". Анализируя текст упр. 317, десятиклассники уясняют, в чем заключаются особенности композиции текста-рассуждения, выделяют грамматические и лексические средства языка.

С целью закрепления умения составлять текст-рассуждение выполняется упр. 318. Школьники читают составленные тексты и обсуждают творческие работы одноклассников.

Домашнее задание: упр. 316, 320, 321.

Урок 21. Лабораторная работа: "Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя".

Проводится лингвистический анализ текста.

Стоял полный штиль. Море растянулось кругом неподвижной скатертью свинцового цвета. Оно казалось невеликим; густой туман лежал на нем, заволакивая самые концы мачт, и слепил и утомлял взор своей мягкой мглою. Солнце висело тускло-красным пятном в этой мгле; а перед вечером она вся загоралась и алела таинственно и странно.

Длинные прямые складки, подобные складкам тяжелых шелковых тканей, бежали одна за другой от носа парохода и, все ширясь, морщась да ширясь, сглаживались наконец, колыхались, исчезали. Взбитая пена клубилась под однообразно топотавшими колесами; молочно белея и слабо шипя, разбивалась

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

она за змеевидные струи, - а там сливалась, исчезала тоже, поглощенная мглою.

Непрестанно и жалобно, не хуже писка обезьяны, звякал небольшой колокол у кормы.

Изредка всплывал тюлень - и, круто кувыркнувшись, уходил под едва возмущенную гладь. (И.С. Тургенев.)

Задания

1. Определите стиль текста, обоснуйте свой ответ.

2. Выпишите языковые средства, характерные для данного стиля, распределите их по группам (лексические, синтаксические и др.).

3. Охарактеризуйте синтаксическую структуру текста:

а) выделите наиболее употребимые обороты;

б) назовите наиболее употребимые синтаксические конструкции. К какому виду предложений их можно отнести?

4. Определите микротему каждого абзаца.

5. Выделите особенности образного видения И.С. Тургеневым описываемого явления.

6. Сделайте вывод и запишите его в виде небольшого сочинения- рассуждения; в чем заключается своеобразие авторского стиля И.С. Тургенева.

Урок 22. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. (Упр. 322-325.)

Цель урока: ознакомиться с видами сокращения текста. Десятиклассники учатся составлять тезисы, делать выписки, закрепляют умение составлять сложный и сокращенный план.

При проверке домашнего задания (упр. 319) учащиеся устно составляют план текста упражнения. Далее учитель определяет актуальность темы урока через серию наводящих вопросов:

- Кто из вас пользуется планом при составлении письменных работ?

- С какими трудностями вы сталкиваетесь, составляя план своего сочинения или устного выступления?

- Какие еще виды сокращения текста вам известны?

После записи темы урока выполняется упр. 322 (если учащиеся испытывают затруднения, то задания 3 и 4 выполняются под руководством учителя). Далее проводится работа по тексту, записанному под диктовку.

О материальном благополучии

...Современное общество в изобилии рождает соблазны. Но оно одновременно создает возможности довольствоваться малым. Оно создает возможность иметь все, не имея ничего.

Лучше не иметь, чем терять. Надо суметь жизнь построить так, чтобы иметь, не имея. Значит, надо установить, обладание чем означает одновременно отсутствие его. Надо установить, в чем можно свести потребности к минимуму и в чем развить до максимума. Причем с минимальными затратами и максимальным успехом. Учись терять. Учись оправдывать свою потерю и находить ей компенсацию. Не приобретай того, без чего можно обойтись. (А. Зиновьев.)

Задания

- Определите стиль текста и тип речи.

- Определите тему и основную мысль текста.

- Выпишите фразы, которые помогают выстроить логическую последовательность текста.

- Можно ли выписанные вами фразы отнести к тезисам?

Понятие "тезис" (с. 173) дается в сравнении с понятием "выписки" (с. 175). Сопоставляя данные два вида сокращения текста, школьники приходят к выводу об уместности и целесообразности использования определенного вида сокращения текста в конкретной ситуации (ситуации могут быть предложены как учителем, так и учащимися).

Домашняя работа: упр. 325 (сделать выписки); подготовиться к словарному диктанту "Правописание производных предлогов".

Урок 23. Конспект. Тематический конспект. Реферат. (Упр. 326-330.)

В процессе урока десятиклассники знакомятся с видами конспекта, уясняют план работы над конспектом, закрепляют умение составлять конспект.

В начале урока проводится орфографическая разминка ("Правописание производных предлогов").

В течение дня, в отличие от других, вопреки здравому смыслу, несмотря на непогоду, вследствие произошедшего события, в целях улучшения ситуации, в связи с эвакуацией, услышать благодаря хорошей трансляции, сократить ввиду недостатка времени.

После проверки домашней работы (упр. 325) выясняется, что такое конспект и можно ли сделанные выписки назвать конспектом.

Знакомство с планом работы над конспектом, составленным на одну тему по отдельному тексту, и тематическим конспектом проводится по материалам на с. 179-181.

Далее закрепляется умение составлять конспект по отдельному тексту (упр. 326). При составлении конспекта рекомендуется воспользоваться планом на с. 179- 180. Работа проводится под руководством учителя.

При предварительном знакомстве с планом составления реферата (с. 181 - 182, упр. 330) предлагается выбрать тему реферата, который является годовой итоговой работой. Темы учащиеся формулируют самостоятельно или под руководством учителя.

Примерный список тем рефератов (для учащихся гимназий):

1. Русская фразеология (тему формулирует учащийся).

2. Русские лингвисты XIX в. (А.А. Потебня, Ф.И. Буслаев, А.Х. Востоков).

3. М.В. Ломоносов - филолог и поэт.

4. О способах словообразования в русском и французском (английском или немецком) языках.

5. В.И. Даль - лексикограф.

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

6. О происхождении русской письменности.

7. Современные лингвистические словари (обзор).

8. Особенности стиля писателя (автор по выбору).

9. О проблеме культуры речи в современном обществе (Д.С. Лихачев, Л.И. Скворцов и др.).

Урок 24. Сокращение текста. Аннотация. (Упр. 331-339.)

Орфографическая разминка: повторяется правописание разделительных ъ и ь .

Адъютант, объем, адъюнктура, подьячий, объятие, пьедестал, пьеса, объективный, трехэтажный, необъятный, сверхизысканный, съябедничать, объегорить, объезжать, двухъярусный, объявить.

При объяснении трудных случаев написания слов обращаемся к этимологии. Например:

Объегорить - "обмануть, надуть". Вероятно, связано с днем памяти св. Георгия (Егор, Юрий), 23 апреля и 26 ноября, когда истекали сроки сельскохозяйственных повинностей; объегорить, таким образом, - "обмануть кого-либо к Юрьеву, Егорьеву дню" (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. -СПб., 1996.-Т. 3. - С. 110- 111).

Затем, переходя к теме урока, выясняем, какие виды сокращения текста известны учащимся.

О происхождении и значении понятия "аннотация" школьники узнают со страниц учебника (с. 182). Далее записывается под диктовку предложение:

Это был роман псевдонима, объявившегося где-то в Южной Америке, человека пессимистичного, но с такою страстью презрения писавшего о несчастьях, что они увлекали и манили к быту тяжелому, рискованному, заквашенному на мучительной помеси из приключений и борьбы. (К.А. Федин.)

- Объясните постановку знаков препинания.

- Дайте толкование слова псевдоним, вспомните слова, имеющие морфему псевдо- (псевдоклассицизм, псевдонаучный, псевдоученый, псевдоним и др.).

- Какова тема высказывания?

- Можно ли назвать высказывание аннотацией? Почему?

При выполнении упр. 332, в котором представлены тексты аннотаций, содержащие элементы оценки, выясняется, может ли аннотация содержать отрицательную оценку. В упр. 335 проводится сравнение аннотация, а в упр. 337 школьники учатся редактировать тексты аннотаций. В заключение урока аннотация составляется учащимися самостоятельно (упр. 333).

Домашнее задание: упр. 338, 336 (по выбору).

стр. 60

Похожие публикации:



Цитирование документа:

Т.В. Потемкина , Примерное планирование уроков русского языка по пособию А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой. Х класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718253&archive=1205324254 (дата обращения: 24.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии