Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 05 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© О.А. Сальникова


Уроки 97, 98. Понятие о прилагательном.

Урок начинаем традиционно с порядка морфологического разбора прилагательного (вопросы к плану см. в упр. 444).

После чтения пар. 121 анализируем прилагательные из упр. 445: синтаксическая функция, морфемный состав, морфологические признаки, правописание.

Составление словосочетаний с прилагательными - упр. 446.

Игра "Кто больше?": подобрать определения-прилагательные к существительным дом, ветер, Москва.

Задание: записать под диктовку стихотворение, подчеркнуть грамматические основы и прилагательные как члены предложения, выделить морфемы в прилагательных, сделать - морфологический разбор: I вариант - вечного, II вариант - русскому.

Завижу ли облако в небе высоком,

Примечу ли дерево в поле широком -

Одно уплывает, одно засыхает...

А ветер гудит и тоску нагоняет.

Что вечного нету - что чистого нету.

Пошел я шататься по белому свету.

Но русскому сердцу везде одиноко...

И поле широко, и небо высоко.

(Ю.П. Кузнецов)

(Р) Творческая работа. Составьте текст-описание предмета, которым часто пользуетесь. Д/з: пар.121, упр. 447.

Уроки 99, 100. ( Р) Роль прилагательных в речи.

В начале урока проведем языковой эксперимент: упр. 448, 449, 451.

(Р) Повторяем постоянные эпитеты (упр. 452), составляем небольшой текст.

Устная работа с пословицами (упр. 450), фразеологизмами (упр. 453), загадками (упр. 454, 455).

Упр. 456, 458, 459 предполагают работу с текстом, ее целесообразно провести в группах (каждая группа анализирует свой текст).

Готовимся к сочинению-описанию. Тему учащиеся выбирают и формулируют сами. Это может быть описание природы (см. упр. 460), описание улицы (см. упр. 462), описание внешности (упр. 463, 464). Записываем ключевые слова и словосочетания и составляем план. Д/з: пар.122, упр. 461.

Урок 101. ( Р) Сочинение-описание. Используя заготовленный материал, учащиеся пишут сочинение на самостоятельно выбранную и сформулированную тему.

Урок 102. ( Р) Анализ сочинений.

Уроки 103, 104. Разряды прилагательных по значению.

Объяснение нового материала начинаем с анализа языковых единиц (см. таблицу и вопросы в упр. 465).

Читаем пар. 123, ч. I, делаем опорный конспект, приводим свои примеры (см. упр. 466, 467, 468, 469). Тренировочные упражнения - определение разрядов прилагательных - упр. 470-473, 475.

По упр. 475 можно провести словарный диктант с предварительной подготовкой.

(Р) Повторяем паронимы, составляем с ними предложения (упр. 485).

Д/з: пар. 123, ч. I, упр. 487 (подготовиться к словарному диктанту).

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Уроки 105, 106. Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Начинаем урок со словарного диктанта по домашнему упр. 487.

Задание: записать текст под диктовку, определить разряд прилагательных, подчеркнуть их как члены предложения.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

(А.К. Толстой)

Определяем разряды прилагательных из упр. 476.

Читаем ч. II пар. 123. Тренировочные упражнения - определение разряда прилагательных в трудных случаях - упр. 481 - 484, 486.

(Р) Повторяем метафоры (упр. 478-480). Составляем небольшой текст на тему "Зимний лес", используя метафоры.

Д/з: пар. 123, упр.477.

Уроки 107, 108. Полные и краткие прилагательные.

Соответствующий пар. 124 целесообразно прочитать после выполнения упр. 488.

Задание: образовать от прилагательных краткую форму, обозначить орфограмму. Составить с прилагательными словосочетания. Дремучий, колючий, пахучий, линючий, могучий, хороший, неуклюжий, свежий.

Синтаксические функции полных и кратких прилагательных - упр. 489, 490, морфологический разбор - упр. 491.

(Р) Важно показать, в чем состоит смысловое различие полных и кратких форм прилагательных. Для этого выполняем упр. 492-494, составляем предложения с полными и краткими формами.

Д/з: пар. 124, упр. 495.

Урок 109. ( Р) Устное изложение.

Проводим устное изложение по упр. 496. Чтобы у всех учащихся была возможность пересказать текст вслух, целесообразно организовать работу в парах или четверках.

Урок 110. ( Р) Сочинение-рассуждение на тему "Кого можно назвать образованным?"

После анализа текста А.П. Чехова (упр. 497) составляем его смысловую схему, обращая внимание на виды аргументов.

Перед сочинением проводим подготовительную беседу по проблеме, после чего учащиеся составляют текст, используя смысловую схему текста А.П. Чехова.

Урок 111. ( Р) Анализ сочинений.

Уроки 112, 113. Склонение прилагательных.

В начале урока диктуем стихотворение К. Бальмонта (упр. 498), комментируем правописание окончаний прилагательных.

Читаем пар. 125 выборочно, обратим внимание на рассуждение (с. 192) о выборе гласной в безударном окончании прилагательного. При выполнении упр. 500 рассуждаем по образцу.

(Р) Комплексный анализ текста - упр. 501.

Диктант с подготовкой по упр. 502.

(Р) Завершает урок творческая работа - составление текста по опорным словосочетаниям (упр. 503).

Д/з: пар. 125, упр. 504.

Урок 114. Степени сравнения качественных прилагательных.

Цель урока - познакомиться со степенями сравнения прилагательных.

Анализ языкового материала (упр. 505) предваряет чтение пар. 126. Составляем опорную схему.

Задания. 1. Распределить слова по рубрикам таблицы.

Простая сравнительная степень
Составная сравнительная степень
Простая превосходная степень
Составная превосходная степень















Смелее, более светлый, чудеснейший, самый красивый, легче, честнее, менее большой, превосходнейший, добрее всех, самый интересный, менее привлекательный, гуще, удивительнейший.

2. Образовать все возможные формы сравнения от прилагательных: дорогой, сильный, короткий, молодой, теплый, богатый.

Выделить корни слов, подчеркнуть чередующиеся гласные.

Д/з: пар.126, упр. 510.

Урок 115. Образование сравнительной степени.

Начинаем урок с диктанта по упр. 510.

Читаем пар. 127, составляем план.

Тренировочные упр. 506-509.

(Р) Мини-сочинение по пословице (см. упр. 509).

Д/з: пар. 127, упр. 511,515.

Урок 116. Образование превосходной степени.

В начале урока работаем с пар. 128. Можно читать параграф и составлять его план. Можно предложить учащимся искать в тексте пар. 128 ответы на вопросы, например:

стр. 50


--------------------------------------------------------------------------------

- Какие формы имеет превосходная степень прилагательных?

- Как образуется простая форма превосходной степени?

- Какие суффиксы являются формообразовательными? И т. п.

Выполняем упр. 512-514.

(Р) Комплексный анализ текста (упр. 516). Д/з: пар. 126- 128, упр. 516 (подготовиться к диктанту).

Урок 117. Словообразование прилагательных. Цель урока - познакомить с основными способами образования прилагательных.

Начинаем урок с диктанта по упр. 516. Словообразовательные упражнения 517-519, Задание: определить способ словообразования.

Бревенчатый, орлиный, беловатый, премудрый, волжский, грошовый, карманный, бездонный, небольшой, молоденький, антивоенный, ветвистый.

(Р) Составить текст на лингвистическую тему "Какими способами могут быть образованы прилагательные?".

Д/з: пар. 129, ч. I; пар. 130, ч. I, упр. 520.

Уроки 118, 119. Правописание н-нн. Знакомимся с правилом (с. 200 учебника), составляем опорную схему.

Тренировочные упр.: 522, 523, 525-527. Задание: записать текст под диктовку, выделить суффиксы прилагательных.

Величественный царь в золотой гриве-короне. Когда ветер мотает львиные космы, а раннее солнце пронизывает их лучами, львиная "корона" полыхает костром! Пожалуй, одному соловью досталось столько же восторженных слов, сколько и льву. (Н. Сладков.)

(Р) Составить текст-описание какого-либо животного с использованием сравнений.

Д/з:с. 200, упр. 524.

Уроки 120, 121. Правописание суффиксов прилагательных.

Знакомимся с правилом (с. 201), составляем опорную схему.

Упражнения на правописание суффиксов -ов-/-ев- - упр. 521, -к-/-ск- - упр. 528, -оньк-/-еньк- - упр. 531,532.

Задание: записать текст, обозначить суффиксы прилагательных.

...Тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. (К. Паустовский.)

(Р) Образовать прилагательные от существительных: немец, грек, француз, поляк, чех - и составить с ними предложения или связный текст.

Д/з: с. 201. Упр. 530.

Уроки 122, 123. Не с прилагательными.

Начнем урок с проверки домашнего задания в виде словарного диктанта.

Читаем правило (с. 202), составляем опорную схему.

Задания:

1) подобрать антонимы с не- , составить с ними словосочетания:

здоровый, вежливый, легкий, большой;

2) распределительный диктант (слитное и раздельное написание):

небольшой, небольшой, но удобный, не большой, а маленький, небогатый, не чистый, а грязный, невеселый, не веселый, а грустный, невежественный, некультурный, небрежный, нерадивый, негромкий голос, не громкий, а тихий стук, невзрачный;

3) записать пословицы:

Невидное ремесло, а славу принесло. Без хвоста и ворона некрасива. Добрая совесть злому ненавистна. Хоть не богат, а гостям рад. Не пригож лицом, да хорош умом.

(Р) По любой из пословиц написать сочинение-миниатюру.

Д/з: с. 202, упр. 529.

Урок 124 ( Р) Сочинение-описание по картине.

Описывать лучше всего пейзажи, желательно каждому ученику предложить свою иллюстрацию (это могут быть обычные открытки).

Предварительная подготовка: написать опорные слова (предметы, которые изображены на картине и которые будете описывать), подобрать к ним определения-прилагательные, составить план в соответствии с композицией картины.

Урок 125. ( Р) Анализ сочинений.

Уроки 126, 127. Сложные прилагательные.

Начинаем урок с образования сложных прилагательных и их морфемного разбора (упр. 533).

Читаем пар. 131, составляем опорную схему к правилу.

Выполняем упр. 534.

(Р) Опишите только прилагательными внешность и характер своего друга (подруги).

Тренировочные упр. 535, 538.

В конце урока диктант с подготовкой по упр. 537.

Д/з: пар.131, упр. 536.

Урок 128. ( Р) Подробное изложение.

Готовимся и проводим изложение по тексту упр. 539.

стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Урок 129. ( Р) Анализ изложений.

Уроки 130, 131. Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное".

Предлагаем провести зачет в группах. Каждая группа получает задание; подготовить ответ на вопрос, составить письменно план ответа, подобрать и записать в тетрадь свои примеры.

Вопросы:

I группа - прилагательное как часть речи,

II группа - разряды прилагательных,

III группа - полные и краткие прилагательные,

IV группа - степени сравнения прилагательных,

V группа - словообразование прилагательных,

VI группа - правописание прилагательных.

Представитель каждой группы отвечает на вопрос, а остальные ученики готовят и задают ему вопросы по данной теме. Каждый удачный вопрос и правильный ответ на него оцениваются дополнительными баллами группе. В конце урока подсчитываются набранные баллы, выставляются оценки.

Урок 132. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Весенний лес

Была ранняя весна.

Когда они пришли впервые, вечерняя заря только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья еще и не появились. Все внизу в темных тонах: стволы, прошлогодние темно-коричневые листья, коричнево-серые сухие стебли трав, даже плоды шиповника, густо- рябиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались кофейными зернами.

Ветви слегка шумели от легкого ветра, жидко и голо; они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев: жив ли? Верхушки стволов легонько покачивались. Деревья казались живыми даже и безлистные. Все было таинственно- шуршащим и густо-пахучим: и деревья, и листва под ногами, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (Г. Троепольский.)

Дополнительные задания:

1. Морфологический разбор: I вариант - жидко; II вариант - голо.

2 . Морфемный разбор: I вариант - ранняя; II вариант - вечерняя.

3. Определить разряд прилагательных: I вариант - во 2-м абзаце; II вариант - в 3-м абзаце.

Урок 133. Анализ контрольного диктанта.

Уроки 134, 135. Понятие о числительном.

Как обычно, начинаем урок с порядка морфологического разбора числительного (см. упр. 540).

Читаем пар. 132.

Морфологический разбор числительных - упр. 541,542.

Анализ числительных - упр. 543, 544. Игровые задания - упр. 545, 546.

(Р) Мини-изложение.

Колокольчик крупноцветковый занесен в Красную книгу. Крошечное - высотой всего сантиметров в пять - растеньице выбрасывает, однако, цветок, по сравнению со своим ростом огромный - диаметром сантиметра три, а глубиной и того больше. И цветок этот - высокохудожественная чаша волшебно синего цвета, утонченной, изящной формы. Увеличенная точная копия его сделала бы честь любой нашей выставке, соразмерности и гармонии ее позавидовал бы самый искусный мастер. (Ю. Аракчеев. "В стране синих махаонов".)

Д/з: пар. 132, упр. 547 или 548 (на выбор).

Урок 136. Разряды числительных по строению.

После проверки домашнего задания читаем пар.133.

Тренировочные упр. 549, 551.

Задание: запишите словами: 60 см, 5 дм, 80 м, 500 км, 600 кг, 12 дм, 11 км, 800 г, 15 мм.

Д/з:пар. 133, упр. 550.

Уроки 137, 138. Количественные числительные.

Начинаем урок со склонения числительного (упр. 552).

Читаем выборочно пар. 134.

Выполняем упр. 553, 555.

(Р) Орфоэпические упражнения 554, 556.

Работа с фразеологизмами - упр. 557.

Морфологический разбор - упр. 558.

Склонение числительных - упр. 559, 560.

Занимательные задания - упр. 561, 562.

(Р) Составляем сказочные задачи (упр. 563).

Д/з: пар. 134, упр. 569.

Уроки 139, 140. Склонение и правописание количественных числительных.

Начинаем урок с упражнений на различение числительных и существительных (упр. 564-567).

(Р) Рассуждение на лингвистическую тему: обоснование принадлежности слова к данной части речи.

Повторяем правописание ь в числительных - упр. 568.

Склонение числительных - упр. 570 (устно), упр. 571 -575 (письменно).

Работаем с таблицей (упр. 581) о склонении числительных. Тренировочные упр. 582, 583, 585, 586.

Игра "Кто больше?" - упр. 584.

(Р) Составление текстов с использованием числительных - упр. 576 - 579 (на выбор).

Д/з: упр. 578 или 580,

стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

Уроки 141, 142. Собирательные числительные.

Анализ языкового материала - упр. 589.

Читаем пар. 135.

(Р) Употребление собирательных числительных и существительных в речи - упр. 591 - 595.

Диктант с предварительной подготовкой - упр. 596. Тренировочные упр. 597 - 600.

Д/з:пар.135, упр. 601.

Уроки 143, 144. Дробные числительные.

Проверяем домашнее задание.

Устно склоняем дробные числительные - упр. 602,603.

Записываем цифры словами - упр. 604-607.

Задание: записать предложения из сказки А.С. Пушкина. Подчеркнуть числительные как члены предложения, указать разряд.

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря,

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор...

Гости видят: во дворце

Царь сидит в своем венце,

А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят,

Четырьмя все три глядят.

(Р) Составить предложения или связный текст на тему "Наш кабинет", используя числительные разных разрядов.

Д/з:пар. 136, упр. 608.

Уроки 145, 146. Порядковые числительные.

В начале урока работа с текстом (упр. 609).

Учимся заменять количественные числительные порядковыми (упр. 610).

Образование порядковых числительных - упр. 611.

Запись цифр словами - упр .612-614.

(Р) Редактирование - упр. 616.

(Р) Составляем диалоги с использованием числительных - упр. 617.

Д/з: пар. 137, упр. 618.

Уроки 147, 148. Образование слов других частей речи от числительных.

Читаем пар. 138.

Образование слов разных частей речи - упр. 619.

Морфологический разбор числительных - упр. 620.

Замена словосочетаний с числительными сложными прилагательными - упр. 621.

(Р) Рассуждение на лингвистическую тему - упр. 623.

Д/з:пар. 138, упр.622.

Урок 149. ( Р) Подробное изложение.

Вопросы и задания к тексту - упр. 624.

Урок 150. ( Р) Анализ изложений.

Уроки 151, 152. Обобщающий урок по теме "Имя числительное".

Можно провести зачет в группах. Каждая группа получает два задания:

1) расскажите об одном из разрядов числительных (склонение, образование, правописание);

2) расскажите о слове все, что можете (фонетические, морфемные, морфологические особенности, употребление в речи, правописание и т.п.).

I группа: количественные числительные; слово четыре .

II группа: порядковые числительные; слово пятисотый.

III группа: собирательные числительные; слово семеро .

IV группа: дробные числительные; слово полтора .

Урок 153. Контрольный диктант с дополнительными заданиями.

Ревень

Ревень - многолетнее холодостойкое растение, растет на одном месте одиннадцать-пятнадцать лет. Сбор урожая начинают на второй-третий год, когда растения имеют по четыре-пять крупных листьев, длина черешков достигает тридцати сантиметров, а толщина - не менее двух сантиметров. К уборке приступают примерно через три-четыре недели после оттаивания почвы.

В пищу используют листья и их мясистые черешки, которые богаты витаминами, яблочной и другими кислотами, а также минеральными солями. Из черешков ревеня готовят кисели, компоты, начинки для пирогов, варенье, квас, соусы и даже вина, а из молодых листьев - щи и борщи. Урожай черешков с куста достигает 3-5 килограммов. (З. Сапожникова.)

Дополнительные задания

1. Синтаксический разбор: I вариант - 3-го предложения; II вариант - 6-го предложения.

2. Морфологический разбор: I вариант - двух;

II вариант - тридцати .

3. Указать разряд числительных: I вариант - в 1-м абзаце; II вариант - во 2-м абзаце.

Урок 154. Анализ контрольной работы.

Урок 155. ( Р) Сочинение-повествование. Предложите учащимся совершить путешествие в Страну Числительных и написать об этом лингвистическую сказку.

Урок 156. ( Р) Анализ сочинений.


Похожие публикации:



Цитирование документа:

О.А. Сальникова , Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 05 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204718180&archive=1205324254 (дата обращения: 19.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии