Цель творчества - самоотдача. Урок по теме: "Поэт и поэзия" в творчестве русских поэтов XX в.
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предварительная подготовка

1. Распечатать дидактический материал (прилагается к конспекту).

2. Разделить учащихся для работы по группам.

3. На доске записать эпиграф урока.

4. Подготовить на доске таблицу с нумерацией.

I
II
III

1.
7.
16.

2.
8.
17.

...
...
...

6.
15.
19.


I. Вступительное слово учителя

Тема поэтического самоопределения важна для любого поэта. Мы говорили об этом на уроках о Пушкине, Лермонтове, Некрасове, Фете, Тютчеве; сегодня посмотрим, как звучит тема поэта и поэзии в стихах русских авторов XX века.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт - сын ошибок трудных, и гений - парадоксов друг" - эти пушкинские слова вполне подходят в качестве девиза научному обществу учащихся (НОУ), ставшему школой научного поиска для поколений старшеклассников Челябинской области.

Тридцать пять лет НОУ существует под эгидой пединститута (ныне Челябинский государственный педагогический университет) и Дворца учащейся молодежи. Среди многочисленных секций НОУ - литературоведческая.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Души прекрасные порывы..." Интерпретация стихотворения А.С. Пушкина "К Чаадаеву"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В исследовательской литературе о лирике Пушкина можно выделить три разбора стихотворения "К Чаадаеву":

это подробный и содержательный комментарий Ю. Лотмана, предназначенный для учителя литературы 1 , блестящий анализ композиции стихотворения, сделанный Е. Эткиндом 2 , и достаточно убедительный историко- литературный анализ А. Лужановского 3 . Выбрав определенный угол зрения для осмысления духовного содержания хрестоматийного стихотворения Пушкина, попробуем увидеть в нем новые смысловые грани.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В. Распутин - рассказчик
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Валентин Распутин пришел в литературу вслед или вместе с такими писателями, как Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Астафьев, Б. Можаев, которые начиная с 60-х годов существенно изменили дух современной им русской литературы, повернув ее к тревогам земли, природы, деревни, к этическим проблемам - совести и добра, их утратам и искажениям в человеке. Основа художественного подхода В. Распутина к реальности - измерение ее критерием вековых общенациональных и всечеловеческих нравственных ценностей, соединение в его прозе философско-этической, экзистенциальной проблематики с остросоциальной. В повестях В. Распутина - "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", "Прощание с Матерой", "Пожар" (1967- 1981) - развертывался спор писателя с обществом, тем более смелый и значимый, что он начинался еще в годы глухой безгласности, диалог по кругу проблем - о "цене" технического прогресса, о разладе человека с природой, об утрате корней, о памяти и беспамятстве в общественном сознании, о духовной "эрозии" в людях.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Письменный экзамен по литературе в XI классе: традиции, поиск... К вопросу об итоговой аттестации по литературе в 2002 г.
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В последнее время школьное литературное образование вновь находится в центре общественного внимания. Широкий охват обсуждаемых вопросов убеждает в том, что, с одной стороны, нами пройден многолетний путь в осмыслении "стратегической" значимости этой важнейшей дисциплины школьного цикла, а с другой - очерчивает границы проблемного поля, где вопросов больше, чем однозначных ответов. Это и раздумья над целями литературного образования, критериями отбора его содержания; и размышления о соотношении воспитательных и образовательных аспектов преподавания предмета, о требованиях к программно-методическому его обеспечению, об оптимальных способах передачи знаний учащимся и т.п. "Внутрипредметная" дискуссия давно вышла за пределы профессионального сообщества - факт, свидетельствующий об особом месте литературы в системе учебных дисциплин и о здоровых тенденциях жизни общества, неравнодушного к судьбе молодого поколения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Поэты "Пушкинской плеяды". Литературная викторина
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 1. Перечислите поэтов, входящих в состав "Пушкинской плеяды". Откуда возникло обозначение плеяда?

2. Определите, кому из них принадлежат стихи:

а) Стукнем чашу с чашей дружно!

Нынче пить еще досужно;

Завтра трубы затрубят,

Завтра громы загремят.

б) От сердца дружные с вином,

Мы вольно, весело живем:

Указов царских не читаем,

Права студентские поем,

Права людские твердо знаем.

в) Когда еще я не пил слез

Из чаши бытия, -

Зачем тогда, в венке из роз,

К теням не отбыл я!

г) Прости, халат! товарищ неги праздной,

Досугов друг, свидетель тайных дум!

С тобою знал я мир однообразный,

Но тихий мир, где света блеск и шум

Мне в забытьи, не приходил на ум...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового зарубежья"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В иранскую группу индоевропейской этноязыковой семьи объединяются более двух десятков генетически родственных народов и их языков (немногим менее половины языков - мертвые). Различают четыре подгруппы:

1) юго-западная - персы, таджики, таты, а также мертвые языки - древнеперсидский и среднеперсидский;

2) северо-западная - курды, талыши, а также мертвые языки - мидийский, парфянский;

3) юго-восточная - пашто, памирцы, а также мертвый язык - сакский, или хотанский.

4) северо-восточная - осетины, ягнобцы, а также мертвые языки - скифский, аланский, согдийский, хорезмийский.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Поэт Ленский. Статья вторая
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Поэт Ленский. Статья вторая 1

Поколениям достался Ленский - "божественный принц", "славный русский юноша" - в оперном исполнении Собиновым, Лемешевым, Козловским.

Когда дискуссионно обсуждался вектор общественных эстетических (музыкальных) вкусов: "Кому он нужен, этот Ленский!" (Читатели выдвигают свои аргументы // Литературная газета. - 20.01.82), то, конечно, подразумевался Ленский теноровый, "виолончельный" - Чайковского, окруженный венком перифрастических музыкальных аллюзий 2 . "" Куда, куда, куда ...?" Ленский Собинова рассуждал, а не плакал... "Что день грядущий..." произносил как вопрос, на который желал бы получить ответ..." 3

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование на IV четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В.В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки 131-132. Понятие о частице.

Первый урок новой четверти начинаем с повторения изученного о частях речи.

Задание. Записать текст под диктовку. Подписать части речи.

Встречу ль яркую в небе зарю,

Ей про тайну мою говорю,

Подойду ли к лесному ключу,

И ему я про тайну шепчу.

А как звезды в ночи задрожат,

Я всю ночь им рассказывать рад;

Лишь когда на тебя я гляжу,

Ни за что ничего не скажу.

(А.А. Фет)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Трудные встречи корней и суффиксов
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сколько согласных может стоять рядом?

Перепишите следующие слова, подчеркните в них стоящие рядом согласные и подсчитайте их, после чего ответьте на вопрос.

Братский, скользкий, громоздкий, участвовать, здравствовать, безжалостный, агентство, бесчувственный, соответствовать, мудрствовать, неистовствовать, безмолвствовать, праздновать.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Словарь природы". Пять минут поэзии
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Снятого класса на уроках развития речи, на уроках литературы мы проводим поэтическую пятиминутку. Эта работа, позволяет вести детей от чтения стихотворений о природе к сочинению своих стихов, что создает непринужденную творческую атмосферу на уроке, обостряет внимание к поэтическому слову, к усвоению литературоведческой теории.

Константин Паустовский писал: "Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанными".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Углубленное изучение русского языка в малых группах
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Главное стратегическое направление развития системы образования - решение проблемы личностно ориентированного обучения. Оно "предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, а также подготовки его по данному предмету, его способностей и задатков" 1 . Каждый ученик должен быть вовлечен в процесс активной познавательной деятельности. Выполнить эту задачу помогает технология обучения в сотрудничестве, которая "обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этой технологией" 2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ пространственных отношений текста
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одной из важнейших сторон художественного произведения является художественное пространство. По мнению Ю. Лотмана, "структура художественного пространства становится моделью пространства Вселенной автора... ее организующим моментом. Пространство в художественном произведении моделирует разные связи картины мира: временные, социальные, этические и т.д. Это происходит потому, что в той или иной модели мира категория пространства слита с ... понятиями, существующими в нашей картине мира".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Роман Т. Толстой "Кысь" глазами учителя и ученика. Мифологическая концепция романа
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Помните: в единственном монологе пьесы Константина Треплева, произнесенном Ниной Заречной, "Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом, - словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли..."

Прежде чем наступит "ужас" (читай монолог дальше), видимо, будет еще одно звено, еще одна фаза цивилизации (или деградации?). Об этом - роман Т. Толстой "Кысь".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Роль художественной детали в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Тургенев принадлежал к тем писателям, которые стремились при соблюдении внешней объективности повествования ненавязчиво, внелогическими способами направлять читательское восприятие. И случайные, казалось бы, детали в тургеневской поэтике начинали вдруг приобретать глубокий смысл.

Так, например, в романе "Отцы и дети" Тургенев вскользь упоминает, что в гостиной у стариков Базаровых висит портрет Суворова. У Кирсановых тоже хранился портрет полководца, но оказался он в задней половине дома, в комнате Фенечки. Вошедший к Фенечке Павел Петрович увидел "лампадку перед большим темным образом Николая чудотворца", по стенам - плохие фотографические изображения Николая Петровича и самой Фенечки, "а над Фенечкой - Ермолов, в бурке, грозно хмурился на отдаленные Кавказские горы"

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мотив слухов в русской художественной литературе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одно из самых распространенных явлений в общественной жизни - слухи. Они стары как мир. Более того, слухи - константа истории - "тут ни убавить, ни прибавить": слухов не было разве что на том острове, где пришлось жить Робинзону с Пятницей, да в Телемской обители из романа Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль", куда принимали только идеальных во всех отношениях людей, т.е. там, где нет общества, либо в обществе воображаемом. "Из-за чего иной раз врет человек?" - спрашивает Дмитрий Карамазов у товарища прокурора во время предварительного следствия. "Это очень трудно решить, Дмитрий Федорович, из-за чего врет человек, - внушительно проговорил прокурор" (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч. 3. Кн. 9. Гл. VII). Так же нелегко однозначно ответить и на вопрос, почему люди распространяют слухи, почему одни им верят, другие нет и т.п. Причины слухов кроются в особенностях сознания людей, языка, общественного настроения, коммуникации и др. Они распространяются как отдельными индивидами, так и группами и даже государствами, изустно и с помощью технических средств. Это особая тема, сфера компетенции социальной психологии, социологии.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мотив слухов в русской художественной литературе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одно из самых распространенных явлений в общественной жизни - слухи. Они стары как мир. Более того, слухи - константа истории - "тут ни убавить, ни прибавить": слухов не было разве что на том острове, где пришлось жить Робинзону с Пятницей, да в Телемской обители из романа Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль", куда принимали только идеальных во всех отношениях людей, т.е. там, где нет общества, либо в обществе воображаемом. "Из-за чего иной раз врет человек?" - спрашивает Дмитрий Карамазов у товарища прокурора во время предварительного следствия. "Это очень трудно решить, Дмитрий Федорович, из-за чего врет человек, - внушительно проговорил прокурор" (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч. 3. Кн. 9. Гл. VII). Так же нелегко однозначно ответить и на вопрос, почему люди распространяют слухи, почему одни им верят, другие нет и т.п. Причины слухов кроются в особенностях сознания людей, языка, общественного настроения, коммуникации и др. Они распространяются как отдельными индивидами, так и группами и даже государствами, изустно и с помощью технических средств. Это особая тема, сфера компетенции социальной психологии, социологии.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мотив слухов в русской художественной литературе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Одно из самых распространенных явлений в общественной жизни - слухи. Они стары как мир. Более того, слухи - константа истории - "тут ни убавить, ни прибавить": слухов не было разве что на том острове, где пришлось жить Робинзону с Пятницей, да в Телемской обители из романа Ф. "Гаргантюа и Пантагрюэль", куда принимали только идеальных во всех отношениях людей, т.е. там, где нет общества, либо в обществе воображаемом. "Из-за чего иной раз врет человек?" - спрашивает Дмитрий Карамазов у товарища прокурора во время предварительного следствия. "Это очень трудно решить, Дмитрий Федорович, из-за чего врет человек, - внушительно проговорил прокурор" (Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч. 3. Кн. 9. Гл. VII). Так же нелегко однозначно ответить и на вопрос, почему люди распространяют слухи, почему одни им верят, другие нет и т.п. Причины слухов кроются в особенностях сознания людей, языка, общественного настроения, коммуникации и др. Они распространяются как отдельными индивидами, так и группами и даже государствами, изустно и с помощью технических средств. Это особая тема, сфера компетенции социальной психологии, социологии.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Их поколенье миновало". Рудин и Лаврецкий
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Печально я гляжу на наше поколенье.

М.Ю. Лермонтов

Лермонтовская печаль словно перешла на страницы произведений Тургенева, окрасив их в элегические тона. Так же как лермонтовская дума о судьбах поколения тридцатых- сороковых годов легла в основание четырех тургеневских романов от "Рудина" (1856) до "Отцов и детей" (1862), составивших некое идейно-художественное единство, в глазах самого писателя все его произведения - развитие одной большой темы. В ответ на упреки "в отступничестве" (особенно в связи с романом "Дым", 1867), он заявил, что его, напротив, можно было бы обвинить в излишнем постоянстве: на протяжении двух десятилетий он "стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы и то, что Шекспир называет "the body and pressure of time * , и ту быстро изменявшуюся физиономию русских людей культурного слоя, который преимущественно служит предметом" 1 его наблюдений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Что такое хорошо и... что такое конкурс
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Представляете, как мне, в общем-то, еще очень молодому словеснику, было, как это говорят эстрадники, "волнительно" идти на уроки коллег конкурса "Учитель года России 2001". Тем более что Россия была представлена действительно вся. Судите сами: Тында, Магадан, Алтай, Пермь, Владимирская область, Ханты-Мансийский край, Астрахань, Выборг, Кабардино-Балкария, Бурятия, Сибирь, Калмыкия, Воронеж, Абакан, Калининград. Перечень авторов, чьи произведения были исходным материалом работы учителей, значительно скромнее, хотя и в нем были неожиданные всплески. Опять же судите сами: четыре Александра Пушкина, Леонида Андреева аж целых два, и по одному: Михаил Лермонтов, Гай Валерий Катулл (!), Александр Блок, Марина Цветаева, Александр Островский, Иван Гончаров, Тимур Кибиров, Владимир Маяковский. И один эпос, причем бурятский. И детей не обидели - были все: от V до XI класса.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Чувства добрые" и урок литературы
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Как замечательно хорошо мы жили в конце восьмидесятых - начале девяностых! Как упоительны были наши надежды! Наши надежды на невероятную, захватывающую дух скорость перемен вокруг нас и в нас самих. Теперь это уже история: борьба за отмену знаменитой шестой статьи Конституции, расшатывающие устои номера? "Огонька" Коротича, "Так жить нельзя" Говорухина.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Творческий зачет "Древняя Греция: литература, философия, театр"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Чтобы обнаружить свое собственное лицо, т. е. найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни, - писал русский философ, педагог С. И. Гессен. - Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры... возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой..."1. Погружению в иную культуру способствует такая форма урока, как творческий зачет, о методике проведения которого мы рассказывали в статье "Диалоговые технологии в современном уроке литературы"2. Представленный сценарий творческого зачета "Древняя Греция: литература, философия, театр" применим как на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, так и во внеклассной работе по предмету.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Творческий зачет "Древняя Греция: литература, философия, театр"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Чтобы обнаружить свое собственное лицо, т. е. найти свое жизненное назначение, необходимо столкнуться с другими лицами, с иным, непривычным укладом жизни, - писал русский философ, педагог С. И. Гессен. - Через сопоставление с другими приходим мы к осознанию своего личного достояния. Глубокое постижение родного языка, родной культуры... возможно лишь через ознакомление с чужим языком, чужой культурой..."1. Погружению в иную культуру способствует такая форма урока, как творческий зачет, о методике проведения которого мы рассказывали в статье "Диалоговые технологии в современном уроке литературы"2. Представленный сценарий творческого зачета "Древняя Греция: литература, философия, театр" применим как на уроках литературы, истории, мировой художественной культуры, так и во внеклассной работе по предмету.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Петербург прекрасный, фантастический, умышленный...
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ:
Мне чудится в Рождественское утро
Мой легкий, мой воздушный
Петербург...
Мой девственный, мой призрачный!..
Навеки
В душе моей, как чудо, сохранится
Твой легкий лик, твой воздух
несравненный,
твои сады, и дали, и каналы...

В. Набоков

Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит...

А. С. Пушкин

О Петербург, проклятый Петербург!
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!

В. А. Жуковский

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


От хаоса слов - к речевому творчеству (межпредметная деятельность учащихся)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Какова природа речевых способностей? Ответить на этот вопрос - значит найти путь к решению множества насущных проблем языкового (и шире - гуманитарного) образования. Между тем ответ на этот вопрос дан еще в 60-х годах XX в. отечественным психолингвистом Н. И. Жинкиным: речь - это, безусловно, творческая функция человеческой психики, а не "набор" неких умений и навыков. Речевые способности - речевой магнетизм, речевая память, речевая рефлексия, эмоциональность, ассоциативность, воображение, субъективность, метафоричность, синестезия (греч. - "соощущение") - вне всякого сомнения, являются творческими.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


| 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций


Ваши комментарии