РИТОРИКА И ВОСПИТАНИЕ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Ничто так не привлекает сердец, как добродушие.

М. Ф. Квинтилиан

Каждый из нас стремится к тому, чтобы его понимали, относились к нему доброжелательно и негневливо, как говорили древние ораторы. Однако это станет возможным, если мы будем задумываться над тем, как мы поступаем, что и как говорим, если будем стремиться достичь высшего уровня нравственного сознания (добродетели), когда этические нормы станут для нас глубоко осознанными, личными.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Как сделать изучение морфологии интересным, полезным, значимым для школьника? Рассмотрение слова как одной из функциональных единиц языка предполагает усвоение функционального диапазона данной единицы, т.е. совокупности отдельных функций (М. А. Шелякин)1 . В статье, описывающей особенности функционально-системного подхода и его реализацию при изучении глагола, были обозначены и охарактеризованы этапы в изучении морфологической темы: мотивационный, ориентировочный, исполнительный, контрольный, корректирующий2 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Цель занятии по русскому языку в выпускном классе - закрепить, обобщить и углубить лингвистические знания, уметь применять их на практике, подготовиться к новой форме сдачи выпускного экзамена и успешно выдержать испытания при поступлении в вуз.

С введением ЕГЭ, направленного на аттестацию всех абитуриентов и отбор наиболее подготовленных из них, задача учителя-словесника усложняется. С одной стороны, он должен обеспечить обязательный уровень знаний, умений и навыков учащихся, с другой - развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И здесь на помощь учителю может прийти компьютер. В последнее время начали создаваться электронные учебные пособия. Электронное издание (ЭИ) "Готовимся к ЕГЭ. Русский язык", разработанное ЗАО "Просвещение-МЕДИА", является, на наш взгляд, одним из наиболее доступных пособий такого типа. Настоящее издание предназначено для подготовки к экзамену по русскому языку и ориентировано на сдачу экзамена в тестовой форме. Оно рассчитано преимущественно на работу с учениками выпускного класса.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБ ОДНОМ ФЕНОМЕНЕ ПИСЬМА (ОШИБКИ ТИПА ПРИДОВАЛ, ИЗВЕНИ)
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Ошибки употребления буквы о для обозначения фонемы <а>: трОва, раздОется и гиперфонемы <а/о>: Обзац, бОнально, а также буквы е для обозначения фонемы <и>: извЕни, до свЕдания, фонемы <а> в безударной позиции после мягкого: пЕтерка и гиперфонемы <и/э/а/о>: принЕмал, недосЕгаемая - представляют своего рода орфографический парадокс: буквы о и е выбираются здесь вопреки произношению. Эти ошибки универсальны - в том смысле, что они свойственны всем возрастам и всем временам. Так, 76-летний самоучка пишет: поЕвилОсь саранча, неувязкО, в тОком, прикрОтили; в том числе под ударением: кОрточку (карточку), кОждова (каждого), она былО; 66-летний (образование 2 класса): дОвление, насОдили кОртошки, работОть, извЕни; 7-летняя девочка: зОвод, кОнава, кОпуста, высокОя горка, оглЕнулась, пЕщали; 11-летний В. Маяковский: провОлялся; студенты-филологи: анОлогия, симпОтичен, предвОряет, предлОгает, принЕмать.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ ЭВОЛЮЦИЯ? НОВОЕ В МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Современная методика развития речи учащихся как особая область методики обучения русскому языку находится на качественно новом этапе своего развития.

Во-первых, она синтезирует данные культурологии, философии, логики, дидактики, психологии, физиологии, психолингвистики, социолингвистики, этнолингвистики и других научных дисциплин, изучающих язык, речь, речевую деятельность. Необходимость изменений в содержании и технологии методики развития речи диктуют такие фундаментальные лингвистические новации, как языковая личность и когнитивная лингвистика.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К ВОПРОСУ О ЗНАКОМЫХ ТЕРМИНАХ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: "Происходят волшебные события, мероприятия..." - рассказывает на радио "Культура" представительница издательства, готовящего очередной том о любимце читателей Гарри Поттере. Наверно, многие слушатели почувствовали тут слово, которое не в ту компанию попало. Мероприятия - из делового, казенного обихода (что, их партбюро там организует?). Мероприятия - и волшебные - не совмещаются. События и мероприятия - тоже не из одного ряда. Наконец, происходят события - нормально, а вот происходят мероприятия - сказать нельзя. Почему?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НИКОЛАЙ РУБЦОВ ДЛЯ ЮНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В наше время у школьников наблюдается спад интереса к истории культуры, к чтению классических произведений.

Знакомство учеников с творчеством Николая Рубцова, на наш взгляд, может стать почвой для общей активизации чтения русской классической литературы. Сам нравственно-эстетический пафос, накал чувств его творчества близок отроческому и юношескому мироощущению.

В данной статье предлагаю вариант планирования поэтапного развития восприятия творчества Н. М. Рубцова.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОБЕЛИАНА Б. Л. ПАСТЕРНАКА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Наш очередной сюжет Нобелианы посвящен Борису Леонидовичу Пастернаку. Тема "Художественный мир Б. Л. Пастернака (1890 - 1961)" рассчитана на 6 аудиторных часов. Примерный план тематических занятий:

1. Влияние семьи и среды, в которой рос будущий поэт, на формирование личности поэта. 1 ч.

2. Музыка, живопись, философия, литература, искусство. Их место в творческой биографии поэта. 1 ч.

3. Начало литературной деятельности. Первые опыты. Характеристика первых сборников. 1 ч.

4. Проза поэта. Роман "Доктор Живаго" (1946 - 1955), темы, идеи, образы. Нобелевская премия - история награждения. 2 ч.

5. Б. Л. Пастернак - крупнейший представитель мировой поэзии XX века. Значение его творчества для русской и мировой культуры. 1 ч.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СОН ОНЕГИНА КАК ЭЛЕМЕНТ "ЗЕРКАЛЬНОЙ" КОМПОЗИЦИИ РОМАНА В СТИХАХ А. С. ПУШКИНА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: При всей кажущейся изученности художественной структуры романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин"1 совершенно "упущенным" в литературоведческих исследованиях является, на наш взгляд, эпизод сна Онегина. Между тем этот эпизод играет существенную роль в раскрытии идейной проблематики пушкинского произведения; кроме того, его важнейшая композиционная функция - усилить впечатление "зеркальности", симметричности романа.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - КЛАССИЧЕСКИЙ РОМАН, ПРЕДВОЗВЕСТИВШИЙ ИСКУССТВО XX ВЕКА?
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Чаще всего творчество А. С. Пушкина рассматривают как "чистейший образец" искусства классического, а о влиянии его на изящную словесность последующего столетия говорят исключительно в смысле наследования его авторами традиций золотого века. А между тем Пушкин-художник предвосхитил многие экспериментальные тенденции, определявшие лицо литературы в XX в. Творческое наследие нашего национального гения заключает в себе зародыши ее эстетических открытий.

И если под этим углом зрения посмотреть на художественный текст "Евгения Онегина" - самого "классического" из творений самого канонического из всех русских "классиков", то в нем неожиданно отчетливо проявятся многие отличительные признаки сочинения ультрамодернистского.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЗНАКИ РАЗНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЭПОХ В ПОСЛЕДНЕМ ЛИЦЕЙСКОМ СТИХОТВОРЕНИИ ПУШКИНА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: В лирике Пушкина выделяется так называемый лицейский цикл из пяти стихотворений 1825, 1827, 1828, 1831 и 1836 гг., написанных к годовщинам открытия Лицея. По поводу последнего из них существует мнение о его незаконченности, опирающееся на свидетельство лицейского друга Пушкина Яковлева, которое содержится в протоколе празднования четвертьвекового юбилея Лицея: "Пушкин начинал читать стихи на 25-летие Лицея, но всех стихов не припомнил и, кроме того, отозвался, что он их не докончил, но обещал докончить, списать и приобщить к сегодняшнему протоколу"1 . Эта же версия по поводу незавершенности стихотворения содержится и в письме Яковлева к их лицейскому однокашнику Вольховскому от 24 ноября 1836 г.: "Пушкин было начинал читать стихи на 25-летие, но не вспомнил. Обещал их докончить и доставить...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТРИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНИХ КЛАССАХ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Сначала несколько вступительных замечаний.

Замечание первое. Три предлагаемых ниже урока проведены в пятом классе пермской гимназии имени С. П. Дягилева, но, возможно, кому-то из читателей покажется, что материал для пятиклассников слишком сложен, поэтому в подзаголовке мы обобщили: в средних классах. Наверное, лучше всего для этого цикла уроков подойдет шестой класс, когда обычно происходит знакомство с Библией, тем более что герой рассказа современного автора - шестиклассник. Просто у нас замечательные пятиклассники, и мы, условно говоря, "привязали" материал к урокам русского языка по теме "Лексика и фразеология".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛИТЕРАТУРНАЯ ЗАГАДКА В РОССИИ XVIII ВЕКА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Для нашего литературоведения XX в. характерно представление о загадке исключительно как "жанре народно-поэтического творчества", предмете "забавы и полезного досуга детей"1 . Вместе с тем история отечественной словесности знает немало страниц, связанных с загадкой как общепризнанным и достаточно популярным литературным жанром, к которому охотно обращались даже видные наши писатели, а загадки были предметом "забавы и полезного досуга" самого широкого круга читателей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ГРАНИЦАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ЛИТЕРАТУРА", ИЛИ "НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ" РАЗМЫШЛЕНИЯ НАД СТАТЬЕЙ Б. ЭЙХЕНБАУМА
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Когда делаешь некую работу, последним приходит понимание того, с чего надо было начинать.

Паскаль "Мысли"

В последние годы современные исследователи все чаще и чаще обращаются к вопросам истории методики: активно защищаются кандидатские и докторские диссертации, издаются достаточно большими тиражами хрестоматии1 , вводящие в обиход прежде запретные или незаслуженно забытые имена, в педагогических вузах читаются лекционные курсы по истории отечественного литературного образования. Сей факт чрезвычайно отраден: он несомненное свидетельство тому, что методика преподавания литературы все активнее начинает разрабатывать свои методологические основания, так как включает в предмет своего исследования "проблемы развития самой методики как науки" (И. Бим), что позволяет посмотреть на многие вопросы современной методики с более широких философско-мировоззренческих позиций. Однако надо признать и тот факт, что эти проблемы обсуждаются, что называется, в узком кругу специалистов, а их решение, к сожалению, не оказывает практически никакого влияния на то, что на сухом языке документа называется модернизацией литературного образования. Попробуем проиллюстрировать сказанное, обратившись к конкретному примеру, а именно к статье Б. М. Эйхенбаума "О принципах изучения литературы в средней школе" (1915), и покажем, как осмысление ее концептуальных положений может помочь нам в решении чрезвычайно сложных, но неотложных задач.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЕСТЬ ЛИ ВЫХОД? СЛОВО ОБ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМ СОЧИНЕНИИ
03 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: До июня, до времени выпускных экзаменов - полгода. Что готовит выпускникам, и их родителям, и учителям этот месяц? Не знаю, как у химиков, биологов, математиков, но, судя по всему, у нас, учителей русского языка и литературы, всё по-прежнему, всё, как всегда. Как всегда - четыре возможные формы отчитаться в полученных школьниками знаниях по предмету. Самое старое, проверенное временем и, очевидно, достойное - выпускное сочинение. Сочинение, пусть и модифицированное, укороченное, упрощенное, проходит и через те формы экзаменов, которые появились в последнее время, - единый государственный экзамен как по русскому языку, так и по литературе. Сочинение, с не очень понятными объемом, контурами и целями должно как довесок дополнить и расширить выпускное изложение. Но здесь есть одна на первый взгляд неуловимая тонкость. Выпускник имеет право уже после начала экзамена изменить форму испытания - уйти из класса, где пишется сочинение, и в соседнем классе написать изложение. И надо сказать, что в прошедшем учебном году были отмечены случаи повального бегства из одного класса в другой - от сочинения к изложению. Весьма символическая картина.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон" и ее художественное воплощение в творчестве Н. А. Врубеля и А. Г. Рубинштейна
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Урок 1. "Собранье зол его стихия..." Поэма М. Ю. Лермонтова "Демон"

...Это сатанинская улыбка на жизнь... это с "небом гордая вражда", это - презрение рока и предчувствие его неизбежности... Львиная натура! Страшный и могучий дух!

В. Г. Белинский



И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня...





М. Ю. Лермонтов. Мой демон

...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Культура электронного общения и e-mail (лингвометодический этюд)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ:
В этом сумасшествии есть своя система.


Шекспир - "Гамлет"

Поводом для данной публикации стал активно развивающийся новый тип коммуникации посредством электронных средств связи - этого замечательного изобретения последних лет. Сбывается многовековая мечта человечества - получать информацию мгновенно, несмотря на расстояние в тысячи миль, что могут разделять нас. Электронное общение со всем миром стало простым, удобным и естественным. Мы быстро привыкли посылать друг другу SMS-эски и писать друг другу электронные письма (e-mail). Стиль электронного общения прочно вошел в повседневное деловое общение и нашу частную жизнь. Более того, быстро развивается определенная зависимость, информационный голод, если мы по какой-то причине отрезаны от Интернета. Данный вид коммуникации быстро входит в образовательное пространство и превращает виртуальное общение в неотъемлемую часть будущих образовательно-информационных проектов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Мотив "встреча" и способы его языковой представленности в стихотворениях Я. Полонского и И. Бунина
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Синтетическое, комплексное рассмотрение природы художественного текста, преодолевающее поаспектное, поуровневое его изучение, позволяет обнаружить целенаправленное взаимодействие языковых единиц разных уровней, выступающих в произведении в качестве средств объективации личностных смыслов автора и маркеров текстовых эмотивных доминант, благодаря чему в тексте во всей полноте реализуются и эстетические функции. С позиций вышесказанного рассмотрим способы вербализации авторских эмотивно-смысловых доминант в стихотворении И. Бунина "Мы встретились случайно..." (1905) и в близком ему по сюжету стихотворении Я. Полонского "Встреча" (1844). Казалось бы, И. Бунин специально написал небольшую пьесу на ту же тему, что и его учитель. Вот стихотворение Я. Полонского:



Вчера мы встретились; - она остановилась -
Я также - мы в глаза друг другу посмотрели.
О боже, как она с тех пор переменилась;
В глазах потух огонь, и щеки побледнели.
И долго на нее глядел я молча строго -
Мне руку протянув, бедняжка улыбнулась;
Я говорить хотел - она же ради бога
Велела мне молчать, и тут же отвернулась,
И брови сдвинула, и выдернула руку,
И молвила: "Прощайте, до свиданья".
А я хотел сказать: "На вечную разлуку
Прощай, погибшее, но милое созданье".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Словесная клоунада в текстах русского авангарда
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Автор предисловия к книге П. Г. Богатырева о народном театре (под псевдонимом ОПОЯЗ) писал: "...народная аудитория тяготеет именно к восприятию чисто словесных построений. Сюжет отступает в народном театре на второй план и часто служит только мотивировкой словесных игр"1. "Жонглирование" словами, игра слов занимают значимое место в структуре произведений авангарда и представлений народного театра.

Д. С. Лихачев определяет "балагурство" как одну из "национальных русских форм смеха, в которой значительная доля принадлежит "лингвистической" его стороне. Балагурство разрушает значение слов и коверкает их внешнюю форму. Балагур вскрывает нелепость в строении слов, дает неверную этимологию или неуместно подчеркивает этимологическое значение слова, связывает слова, внешне похожие по звучанию, и т.д."2.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Односоставные и неполные предложения в поэзии Пушкина
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Обучение русскому языку на современном этапе развития школы все более требует подхода к изучению языковых единиц не только со стороны их грамматической сущности, но и с точки зрения той роли, которую они выполняют в процессе коммуникации - в разных сферах человеческой деятельности, в различных стилевых и жанровых разновидностях речи. Функционально-стилистическая ориентация при изучении языковых единиц проявляется прежде всего в усилении внимания к воспитанию стилистического чутья у школьников - с целью создания ими собственных речевых произведений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Средства выразительности устной публичной речи. Градация
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Цель урока в X классе (2 часа) - знакомство с основными средствами выразительности; формирование умения распознавать тропы и фигуры в речи и использовать в собственных высказываниях; представление понятий антитеза и градация.

1. Проверка домашнего задания.

2. Техника речи. Выразительное произнесение отрывка из речи Цицерона против Каталины. (Текст раздается учащимся.) Работа над интонацией.

Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен; в делах безразличных - горячишься, в страстных вопросах - холоден; если когда надо молчать - ты кричишь; когда следует говорить - молчишь; если ты здесь - хочешь уйти; если тебя нет - мечтаешь возвратиться; среди мира требуешь войны, в походе мечтаешь о мире.

При подготовке к произнесению текста учащиеся должны подчеркнуть слова, на которые падает смысловое ударение, и попробовать интонационно показать, какие слова являются основными. Этот текст будет затем использован при изучении такой фигуры речи, как антитеза.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Цельные словосочетания в составе предложения
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Среди различных проблем синтаксиса, новых и старых, достаточно и недостаточно изученных, вопросы о членах предложения являются по-прежнему интересными и актуальными. Всегда найдутся темы, требующие повторного внимания. К ним мы относим - трудные случаи выделения членов предложения в методике преподавания синтаксиса русского языка в школе.

Примеры, в которых члены предложения - как главные, так и второстепенные - выражены одним словом, усваиваются учащимися в основном без трудностей.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Работа по развитию речи (при изучении сложного предложения с противительно-сопоставительным значением)
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Начиная изучать предметы из образовательной области "Филология", учащиеся знакомятся с языком в его различных функциях. Уроки русского языка и литературы исповедуют язык по-разному. Р. Барт отмечал, что "для науки язык лишь орудие, его желательно сделать как можно более прозрачным и нейтральным. Для литературы язык - самое существо"1. Наука, в отличие от литературы, не живет внутри языка, хотя и нуждается в нем. На уроках словесности учитель должен раскрывать перед учащимися различные стороны языка. Любая языковая единица, которая изучается на уроках русского языка, должна быть увидена и прочувствована в ее художественно-эстетической функции на уроках литературы. Только в этом случае язык предстает перед учащимися целостно и служит полноценным средством развития речи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обучение аудированию на основе речеведческих понятий
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: Курс русского языка на современном этапе призван обеспечить в единстве и взаимосвязи языковое, речевое, интеллектуальное, нравственное и духовное развитие школьника. Это становится возможным благодаря синтезу ведущих компетенций, составляющих систему целей обучения русскому родному языку.

Аудирование - восприятие на слух речи - является составляющей не только коммуникативной компетенции - хотя, конечно, в первую очередь коммуникативной, - но и лингвистической, языковой и культуроведческой. Это обусловлено особым местом аудирования в жизни человека. Оно является, во-первых, важнейшим источником получения информации, во-вторых, средством удовлетворения эстетических и культурных потребностей и, наконец, средством овладения речевыми умениями, навыками и способами действий.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Обобщение на уроках орфографии и пунктуации русского языка
02 апреля 2008
АННОТАЦИЯ: 1. Системный принцип обобщения

Как предмет изучения правописание вторично. Поэтому в школьном курсе русского языка орфография и пунктуация не представлены в качестве отдельных, целостных разделов. Орфографические и пунктуационные правила как бы "пристёгиваются" к многообразным вопросам фонетики, словообразования, морфологии и синтаксиса, и часто далеко не в той последовательности, какая была бы для них наиболее рациональна. Так, например, чтобы освоить употребление букв о/ё (е) после шипящих, надо знать классификации звуков, части слова и части речи, уметь устанавливать словообразовательные связи. Вследствие всех этих - объективных! - требований единый орфографический материал оказывается разорванным, чередуется с инородным и изучается не в одном учебном году. Единство же правил, согласно которым гласный после шипящих обозначается буквой о либо ё (е), выявляется сразу же, как только возникает необходимость использовать их в полном объёме. Обнаруживаются ошибки, в основном, трёх типов: не все правила выучены; не во всех правилах содержание усвоено достаточно точно; не хватает умения применять правила по назначению. И если для многих учебных дисциплин обобщение - один из способов повысить уровень знаний, то в правописании это обязательное условие овладения нормой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии