"К ЧИНАМ И ВЫСОКИМ ЗВАНИЯМ ПИТАЮ ОТВРАЩЕНИЕ..."
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (Фрагменты комментария к комедии "Горе от ума" А. С. Грибоедова)

Князь Федор знать чинов не хотел. Мы же их в массе своей просто не знаем. Однако этой темы (точнее, наверное, даже проблемы) касаются едва ли не все действующие лица комедии А. С. Грибоедова. И это понятно: Табель о рангах во многом определила судьбы нашего отечества. Чины и служба - важнейшие культурно- исторические реалии, с которыми нельзя не считаться при изучении подавляющего большинства произведений XVIII - начала XX столетия, изучаемых в школьном курсе литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Саморазвитие - это движение к максимально полному и многогранному осознанию себя "здесь и теперь", к пониманию своей отдельности, автономности, невозможное без открытости опыту переживаний - сложному непрерывному процессу ("потоку") субъективного переживания событий внутреннего мира, включающих и отражение событий мира внешнего. И в то же самое время саморазвитие есть движение к пониманию и принятию других людей - такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права на свой "опыт переживаний", к признанию их как безусловной ценности. Это связано с осознанием себя частью целого и с чувством глубинной сущностной общности между людьми.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ЩЕДРИНИСТИКА (ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ И САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В первую очередь стоит с горькой, хотя и вполне объективной категоричностью констатировать, что литературное начало XX века не жаловало М. Е. Салтыкова-Щедрина особым вниманием. Как символисты, так и постсимволисты, производя чрезвычайно интенсивную "переоценку" классических русских (впрочем, не только русских) литературных ценностей, не то что забыли о Щедрине, а попросту держали его на периферии своих идейно-эстетических интересов и изысканий. Здесь наблюдается удивительное единодушие самых разных представителей так называемого нового искусства.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАССУЖДЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Рассуждение - емкое понятие. В широком смысле слова рассуждение едва ли не синоним мышления. Без него нет не только художественного произведения, но и самого человека, этого "мыслящего тростника" (Б. Паскаль). Рассуждения, суждения, рассудок, предрассудок и т.д. - однокоренные слова, обозначающие акты сознания человека, выражающего свое отношение к окружающей действительности, свою оценку. Исследование правил рассуждений, т.е. движения мыслей, выраженных в совокупности суждений (предложений), связанных друг с другом, - в компетенции логики. Именно она занимается нормативными, т.е. правильными рассуждениями, квалифицируя их по разным основаниям: истинные - ложные, дедуктивные, индуктивные, от противного, правдоподобные и др. "Неправильные" рассуждения типа софизмов, парадоксов логика также изучает, указывая, в чем их ошибочность. Логические законы и теории показывают, как должно рассуждать, чтобы добыть истину.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СМЫСЛОВЫЕ РЕГИСТРЫ ОДНОГО ДИАЛОГА (РОМАН М. А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА")
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Светильник телу есть око.

(Евангелие от Матфея. 6.22.)

Одним из основных произведений в творческом наследии М. А. Булгакова, безусловно, является роман "Мастер и Маргарита", над которым автор работал более десяти лет и не прекращал правки до последних дней своей жизни. По мнению М. О. Чудаковой, изучившей архив писателя, насчитывается 8 редакций произведения, каждая из которых во многом отличается от других: стилем, наличием или отсутствием персонажей, сменой имен или изменением их транслитерации 1 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РИТОРИКИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сегодня в образование пришли новые ценности и понятия: языковая личность, самостоятельное независимое мышление, лингвориторическая компетенция, творческие способности. Видя несовершенство существующих методик, творчески работающие педагоги стали искать новые формы, методы, приемы работы, нацеленные на формирование тезауруса школьников.

Поэтому администрация и учителя гимназии N 1 г. Армавира Краснодарского края на протяжении нескольких лет занимаются разработкой, развитием и внедрением различных инновационных образовательных программ и методик преподавания. Одним из направлений научно-методической работы является лингвориторическое развитие гимназистов как основы личностно ориентированного образования. Его реализация осуществляется посредством комплексной работы, одним из звеньев ее является введение в программу со II класса (I - IV) такого предмета, как риторика.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЗНАКОМСТВО С ОДУШЕВЛЕННЫМИ И НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ НА УРОКАХ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В настоящей статье рассматриваются возможные варианты нетрадиционного знакомства школьников со специфической для русского языка особенностью - делением существительных на одушевленные и неодушевленные.

Как показывают наши наблюдения, школьные знания по этой теме обычно довольно поверхностны: учащиеся определяют одушевленность- неодушевленность существительных по вопросам (как советуют и практикующие учителя, и авторы существующих школьных учебников 1 ): одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?, неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? Однако, как справедливо замечает А. И. Моисеев, по вопросам 2 не всегда легко определить одушевленность- неодушевленность существительного: вопрос кто? в определенных ситуациях может быть поставлен и к неодушевленным существительным, а вопрос что? - к одушевленным. Например, К обеду подавали жареных уток (что подавали?); Девушка приколола к шляпе позолоченного жучка (что приколола?); с другой стороны: С развитием капитализма рос и промышленный пролетариат (кто рос?); Завод выполнил свои планы ( кто выполнил?) 3 . Поэтому целесообразно обращать внимание учащихся на определяющий признак одушевленных существительных - способность называемых ими предметов к самостоятельному перемещению, передвижению, которой не обладают неодушевленные предметы 4 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Использование художественных текстов в качестве учебного средства на уроках русского языка является источником информации о быте и культуре народов Ставропольского края, о его природе.

В Ставропольском крае осуществляется социальная политика, направленная на усиление культурной самобытности региона.

Краевой компонент государственного стандарта образования предусматривает развитие у школьников положительного отношения к Ставрополью и Северному Кавказу, формирование самосознания россиянина - ставропольчанина, осознающего себя одновременно гражданином России и Ставрополья.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В НОВОМ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ ДЛЯ X КЛАССА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В основу учебного пособия для X классов гуманитарного профиля*, написанного коллективом авторов под руководством доктора

филологических наук, профессора, лингвиста с мировым именем Галины Александровны Золотовой, положены идеи концепции коммуникативной грамматики - современного направления в русской грамматической науке. Эта концепция, основываясь на идеях академика В. В. Виноградова, развивает лучшие традиции русской грамматики.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОТ ЛЮБЕ К САШИ. ПРИЧИНЫ ОШИБОК В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Пиши: в четверг,
одно уж к одному, А
может в пятницу, а
может и в субботу, Я
должен у вдовЕ, у
докторшЕ, крестить
(А. Грибоедов)1.
Стихи твои прелесть - не хочется мнъ отдать ихъ въ Альманахъ; лучше отошлемъ ихъ Дльгу. Обозы, поросята и бригадирь удивительно забавны - Яковлевъ издастъ къ масленицЫ Альманахъ Блинъ (А. Пушкин) 2 .

Дяде ГенЫ от НадеждЕ (10-летняя девочка, письмо).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЧИНЕНИЕ КАК ШКОЛЬНЫЙ ЖАНР
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В овладении культурой устной и письменной речи в процессе обучения учащихся хороши все жанры, кроме скучного. Каждый из них по-своему способствует будущей активной производственной и научной деятельности человека, пробуждает интерес к сокровищам русской и мировой культуры. Но особое значение на уроках русского языка я придаю коллективному сочинению в стихах. Этот жанр помогает сплотить класс, добиться от него слаженной и целенаправленной работы. Коллектив учащихся становится в творческом процессе единым организмом, решающим общие задачи. Поистине получается: один за всех, и все - за одного. При этом зримо присутствует элемент индивидуального соперничества, так как при подведении итога урока я непременно отмечаю тех учеников, которые внесли наибольший вклад в общее дело. Немаловажно и то обстоятельство, что учащиеся на практике чувствуют, на сколько выразительной, эмоциональной должна быть их речь и на сколько зависит это от лексического разнообразия, богатства грамматического строя, пестроты интонационных оттенков. Класс погружается в живую творческую атмосферу. И, конечно же, это происходит не вдруг. Необходимы предварительная кропотливая работа по систематизации школьной терминологии в области стихосложения, глубокое осознание того, что стоит за каждым термином. Потом можно уверенно ставить творческую задачу: слушатели поймут.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ДОРОГА НЕ СКАЖУ КУДА..." (К АНАЛИЗУ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. АХМАТОВОЙ "ПРИМОРСКИЙ СОНЕТ")
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух
вешний,
Морской свершивший
перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...

Там средь стволов еще
светлее,

И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ДЕНИСЬЕВСКИЙ ЦИКЛ" Ф. И. ТЮТЧЕВА. УРОК В X КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок, посвященный "денисьевскому циклу" Ф. И. Тютчева, естественно входит в систему уроков по творчеству поэта. Его может предварять разговор о ранней любовной лирике, которая носит несколько иной характер, но, безусловно, является той почвой, на которой впоследствии возрос и расцвел знаменитый цикл, посвященный горькой и в то же время счастливой любви стареющего поэта к молодой девушке.

Наверное, не стоит стремиться перегружать урок подробностями из личной жизни двух любящих людей. Лучше использовать факты биографии лишь тогда, когда это помогает восприятию и пониманию поэтического текста.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МОТИВ ЗВЕЗД В ЛИРИКЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Ф. И. Тютчев, при всей своей неповторимой самобытности, ощущал себя прямым наследником предшествующих поэтических традиций. В его ранних произведениях встречаются перефразированные цитаты и образы из лирики XVIII - начала XIX в. В 17 лет в стихотворении "Урания", рассказывая о том, как его, восторженного отрока, увлек мир высокой поэзии, Тютчев пишет о "бессмертных певцах", которыми гордится русская земля. Один из них - "восстал от Холмогор, - как сильный кедр, высокой..." 1 . Тютчев имел в виду М. В. Ломоносова. От Ломоносова перешел в творчество Тютчева образ звездного неба - как символ бесконечности и вечности Вселенной...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЛЕРМОНТОВ И БАЛЬЗАК. К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ПРОЗЫ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Особый интерес русские писатели проявляют к западноевропейской литературе в первой трети XIX в. К этому же времени относится начальный этап формирования новой русской прозы. Обращение русских авторов к чужой литературной традиции и ее творческое осмысление было закономерным явлением для рассматриваемого периода: молодые литераторы тщательно осваивали опыт европейских писателей и впоследствии вырабатывали на его основе собственную манеру письма.

Проблема заимствований и влияний по отношению к творчеству Лермонтова ставилась критикой уже в XIX в. и впоследствии также рассматривалась во многих исследованиях 1 . Однако проза в этом отношении изучена менее обстоятельно. В частности, остается неясным вопрос о соотношении прозы Лермонтова с романами Бальзака. В некоторых статьях были намечены возможные сопоставления, однако в большинстве случаев это лишь краткие наблюдения в рамках общей характеристики творчества писателя. В некоторой степени это обусловлено отсутствием достоверных свидетельств о знакомстве Лермонтова с произведениями Бальзака. Но, учитывая необычайную популярность многих романов "Человеческой комедии" в России, можно предположить их чтение и Лермонтовым.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


КЛЮЧ К РОМАНУ И КЛЮЧИ В РОМАНЕ В. В. НАБОКОВА "ДАР"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "Дар" - роман, состоящий из пяти частей, причем авторство четвертой, которая является самостоятельным произведением - биографией Н. Г. Чернышевского, принадлежит главному герою остальных четырех. "Действие "Дара" начинается 1 апреля 1926 года, а кончается 26 июня 1929-го, охватывая три года из жизни Федора Годунова-Чердынцева, молодого эмигранта в Берлине" 1 . Произведение представляет собой сложную литературную постройку со множеством ложных дверей, сквозных проходов, фальшивых балконов и подземных тупиков. Сам Набоков так определял композиционный замысел романа: "Мир "Дара" существует теперь как иллюзия... и героиня его... Русская Литература.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ ЕСТЬ ЛОЖЬ...": МОТИВ МОЛЧАНИЯ И БЕЗМОЛВИЯ В СТИХОТВОРЕНИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА "SILENTIUM!"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В работах о творчестве Ф. И. Тютчева неоднократно отмечалась особая внесловесная природа созданного им поэтического мира. Определяя позицию поэта по отношению к нему, современники называли его "философом" (Ф. М. Достоевский), сам себя он назвал "зрителем", перед которым развертывается "зрелище божьего суда", в современном исследовании пейзажной лирики он назван "наблюдателем" природного мира 1 . Эта природа поэтического слова в лирике Тютчева обусловлена трансцендентностью поэтического "я" и экзистенциальным оттенком его позиции во времени и в пространстве, характерным для многих стихотворений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДВОЙКА ПО НРАВСТВЕННОСТИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Давным-давно, теперь уже в кажущееся каким-то сказочно далеким время "перестройки", отец Александр Мень, обсуждая планы введения курса "История религий" в учебные планы отечественной школы, больше всего заботился о том, чтобы не ставить по этому предмету отметок. Смотря на рукопись своей книги, отец Александр, характерно морщась, говорил: "Нельзя за ЭТО ставить "тройки" и "двойки"". И ведь действительно - нельзя!

Есть такие области знания, есть такие сферы человеческого опыта, о которых судить - лучше или хуже, больше или меньше - сколь бессмысленно, столь и безнравственно. Сфера переживания, какой бы она ни была, какими бы ни были ее природа и происхождение, - дело личное, глубоко интимное для каждого отдельного человека. "И с товарищем нельзя этим поделиться...", - как сказал поэт. Есть такой уровень понимания жизни, до которого человек должен самостоятельно подняться. Очень часто отмеренных школой одиннадцати лет просто не хватает. Страшно в этом случае дискредитировать примитивным заучиванием непонятного текста нечто жизненно важное, то, что может в зрелости стать сокровенным.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В ЗАЩИТУ РУССКОЙ КЛАССИКИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Закончился Первый всероссийский съезд методистов и учителей словесников. У подавляющего большинства делегатов и гостей съезда осталось одно: непонимание - а зачем он вообще собрался. Если для того чтобы свести его решения по сути к двум пунктам: 1) одобряем действия Министерства образования и 2) просим о социальной помощи учителям русского языка и литературы, то это слишком дорогостоящее и бессмысленное шоу. Если для того чтобы услышать самоотчеты отдельных сотрудников Министерства образования, методических и научных групп о проделанной работе, то вряд ли стоило так высоко именовать это собрание съездом. Если необходимо было придать решениям видимость легитимности, то нужно было попытаться сохранить кворум. А так - мирно и тихо - делегаты покидали зал заседаний, обрушивая последние надежды устроителей. Чего, собственно, было ждать от съезда? Не буду, естественно, утверждать, что выбор пал на худших из наших словесников, но уж точно, что не были приглашены лучшие.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Несмотря на довольно долгую историю изучения, а об ошибках писали такие большие ученые, как В. А. Богородицкий, Д. Н. Ушаков, М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, М. В. Панов и др., ошибки, как орфографические, так и пунктуационные, пока не удостоились того внимания, на которое они могли бы претендовать как полноценный и важный лингвистический материал: сегодня ошибки являются по большей части предметом исследований дидактических, в то время как они могут дать идеи и для теоретических исследований. Укажем некоторые из возможных направлений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ. IX КЛАСС
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Примерное планирование по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углубленным изучением русского языка, IX класс

ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

20+10 = 30 часов

В третьей четверти продолжается изучение видов сложноподчиненных предложений. Девятиклассники изучают сложное бессоюзное предложение в его системных синонимических взаимосвязях с союзными.

Урок 49. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. У. § 247. С. з. 464, 465, подчеркните обособленные определения, объясните пунктуацию; 466. На дом: з. 467, 468. РТ - 64.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СМЕШИВАЕМЫЕ НАПИСАНИЯ. КОРНИ, РАЗЛИЧАЮЩИЕСЯ ГЛАСНОЙ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: При изучении орфографин нередко встречаются внешне сходные явления, которые школьники не всегда различают, смешивая их, что неизбежно приводит к ошибочным написаниям. Путем сопоставления внешне сходных явлений мы помогаем учащимся установить осознанные, правильные соотношения между лингвистическими единицами, те самые соотношения, систему которых и представляет наша орфография. Ведь орфография и есть не что иное, как "система соотношений одних написаний с другими родственными и противоположными написаниями" 1 . И дифференцирующие написания - это не отдельные случаи, а целая система написаний. Однако проблема осмысления и отбора лингвистического материала с точки зрения его дифференциации остается пока нерешенной.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ИЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СИНКРЕТИЧНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: По семантике члены предложения делятся на типичные и синкретичные. Практика грамматического анализа обычно связана с типичными членами предложения, синкретичные члены предложения еще не стали предметом постоянного внимания в процессе преподавания русского языка. Основными причинами этого являются недостаточная теоретическая освещенность синкретичных членов предложения и отсутствие соответствующего материала в большинстве учебных программ и учебных пособий. Однако учителю полезно знать о синкретичных членах предложения, чтобы не стремиться в процессе грамматического разбора свести их к типичным членам предложения. Впервые сведения о синкретичных членах предложения в школьных учебниках были введены В. В. Бабайцевой. (См.: Бабайцева В. В. Русский язык. Теория: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., 1994. - С. 301.) Цель нашей статьи - элементарно изложить сведения об основных типах синкретичных членов предложения и предложить практические задания по грамматическому анализу этих членов предложения. По определению В. В. Бабайцевой, синкретизм в системе членов предложения - это совмещение (синтез) в одном члене предложения дифференциальных признаков разных членов предложения, разных их функций. Следовательно, синкретичными называются члены предложения, которые совмещают дифференциальные признаки разных членов предложения. Синкретизм - это объективно существующий, универсальный и широко распространенный факт языка и речи. Причиной синкретизма в области членов предложения является потребность в выражении более сложной семантики - с одной стороны, и в более экономном способе конденсации смысла - с другой.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПУНКТУАЦИЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ*
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Задание 4

Укажите условия обособления приложений при помощи тире и причины, по которым второе тире в некоторых предложениях опускается. Поставьте знаки препинания в предложениях II части задания.

I. 1. На горизонте показался Кронштадт - город-крепость в Финском заливе. 2. Непрекращающийся мистраль - сильный северо-западный ветер - задерживал поисковые работы аквалангистов у Черных скал Севастопольской бухты. 3. Используя специальное устройство для дыхания под водой - акваланг, можно погружаться на глубину в десятки метров. 4. На совещании министров иностранных дел стран - членов ООН выступил глава МИДа РФ. 5. Свидетель бурных революционных событий - Иван Бунин из-за несогласия с методами, которыми внедрялись добро и справедливость, был вынужден эмигрировать из Советской России. 6. В ботаническом саду росли магнолии, камелии - розы без шипов, орхидеи и цикламены. 7. Все эти люди, любители художественной гимнастики - спортсмены и болельщики, замерли на последних фигурах гимнастки из Москвы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НАПРОТИВ - КАКАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ? ПОДРОБНОСТИ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Звуковой комплекс напротив объединяет пять функциональных омонимов 1 . Это: наречие, предлог, союз, модальное (вводное) 2 слово и частица. Однако границы между ними расплывчаты и подвижны. При более подробном рассмотрении оказывается, что этих групп явно недостаточно: звуковой комплекс напротив имеет массу гибридных образований, которые трудно приписать к определенной части речи. В конкретном речевом контексте напротив может проявлять дифференциальные признаки одновременно наречия и предлога, союза и вводного слова и т.д.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии