КРИТИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Поэт В. А. Жуковский дал такое определение критики: "Критика есть суждение, основанное на правилах образованного вкуса, беспристрастное и свободное. Вы читаете поэму, смотрите на картину, слушаете сонату - чувствуете удовольствие или неудовольствие - вот вкус; разбираете причину того и другого - вот критика. И все ваше несходство с настоящим критиком состоит единственно в том, что вы рассуждаете наедине с собою (курсив наш. - К. В.) о таком предмете, о котором он говорит в присутствии многих, имеющих полное право соглашаться с ним или не соглашаться"1. В этой связи Жуковский, говоря о пользе критики, рассуждал о двух типах читателей: "Два рода читателей: одни, закрывая прочтенную ими книгу, остаются с темным и весьма беспорядочным о ней понятием - это происходит или от непривычки мыслить в связи, или от некоторой беспечности, которая препятствует им следовать своим вниманием за мыслями автора и разбирать впечатления, в них производимые красотами или недостатками его творения; другие читают, мыслят, чувствуют, замечают прекрасное, видят погрешности - ив головах их остается порядочное, полное понятие о том, что они читали" (с. 69 - 70). Но и для тех, и для других критика оказывается полезной. "Для первых благоразумная критика полезна бывает тем, что она может служить Ариадниною нитью их рассудку и чувству (курсив наш. - К. В.), которые без того потерялись бы в лабиринте беспорядочных понятий и впечатлений; она облегчает для них работу ума; соединяет и приводит в систему то, что им представлялось без связи и по частям <...> Другим доставляет она случай сравнивать собственные понятия с чужими... и, следовательно, представляет им с другой точки зрения те предметы, которые они уже с одной или с некоторых рассматривали; от такого сравнения рождаются новые понятия или объясняются и становятся положительнее старые" (с. 69 - 70).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЧЕХОВСКАЯ "ЧАЙКА" В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Т. УИЛЬЯМСА И Б. АКУНИНА
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: На крыльях чеховской чайки взлетело не одно поколение американских драматургов. Не будет преувеличением сказать, что буквально каждый второй из заметных мастеров сцены США упоминал о том влиянии, какое оказал на него Чехов, но пальма первенства в этом ряду, безусловно, принадлежит Теннеси Уильямсу. Теннеси Уильямс с юности увлекался творчеством русского драматурга, считал его своим учителем, носил его фотографию в нагрудном кармане, а пьесу "Чайка" называл "первой и величайшей современной пьесой"1. (Здесь и далее перевод мой. - В. Ш.) Он открыл для себя Чехова, когда ему было всего 24 года, и стал воспринимать жизнь своей собственной семьи как одну из чеховских пьес, в которой несчастливые люди связаны друг с другом обстоятельствами или кровными узами. Тогда же, будучи студентом Вашингтонского университета, он написал восторженное эссе "Рождение искусства (Антон Чехов и новый театр)"...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Тургеневский вечер в Х классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (Затемненная сцена. Луч прожектора направлен на портрет Тургенева.)

Чтец 1.

Стихотворение в прозе "Русский язык".

Ведущий.

Вот так с самого начала и до конца своей литературное Деятельности Тургенев неустанно и воодушевленно заявлял о величии, о духовном богатстве русского народа, о его высоком предназначении. Русский народ он называл не иначе как великим, а русский язык считал самым лучшим в мире.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Речевой этикет и обращение
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Среди ситуаций и единиц речевого этикета обращение занимает самое заметное место по ряду причин. Причины эти будут последовательно рассмотрены. Сейчас же достаточно сказать, что с обращения начинается любое общение, так как именно обращение служит началом речевого контакта. В самом деле, прежде чем сообщить своему собеседнику какую- либо информацию, к нему надо обратиться: Иван Иванович!, Таня!, Вовочка!, Господин (товарищ) Петров! - или привлечь его внимание: Простите..., Извините...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Этнолингвистическая панорама России и "нового" зарубежья
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В современном мире насчитывают несколько тысяч языков, которые объединяются в родственные по происхождению семьи. Таких семей ученые выделяют 12. Они составляют основу так называемой генеалогической классификации языков.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование на II четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Уроки 46-47. Признаки глагола у причастия.

Повторяем изученное о причастии. Вопросы для беседы.

1) Что называют причастием? Каково общее грамматическое значение причастий?

2) Признаками каких частей речи обладает причастие?

3) Какие вы знаете морфемные признаки причастий?

4) Какова синтаксическая функция причастий?

5) Какие речевые качества характерны для причастий?

6) Какие признаки прилагательных есть у причастий?

7) Какие морфологические признаки глагола вы знаете? Записываем предложение.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Сочинение по картине И.И. Шишкина "Рожь" в V классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Цель: обучение словесному описанию картины; эстетическое воспитание учащихся; привитие любви к родной природе.

Оборудование: репродукции картин Шишкина "Рожь", "Корабельная роща", "Лесные дали" и др.; звукозапись: В. Калинников. Симфония N 1. Ч. 1.

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор...

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

Н.А. Некрасов

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Проверьте знания своих учащихся. Контрольные диктанты II четверть
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: V класс (Морфемика) 1

I

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками деревьев ветер, когда четко обозначаются на фоне неба их черные вершины. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Росистым утром пахнет смолой. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Игра на уроках словесности в IX классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Множество игр, помогающих увидеть богатства языка и свойства произведения словесности, полезно использовать на уроках в IX классе. Можно наполнить новым, соответствующим возможностям девятиклассников содержанием знакомые 1 игры: Например:

Анаграммы

Попробуйте отгадать, какая пословица или афоризм зашифрованы по принципу анаграммы (перестановки букв в словах, при которой образуются новые слова): Волос ей не боров, не вылетишь - поймает (Слово не воробей, вылетит - не поймаешь). На лотосе я и притемнил (Слона-то я и не приметил). Команды игроков могут составить подобные загадки для соперников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Урок-семинар по "Толковому словарю живого великорусского языка" В.И. Даля
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Урок-семинар пока еще не стал традиционной формой проведения уроков в школе, поэтому в нескольких словах расскажем об особенностях его проведения. "Классический" вариант школьного семинара описывается в учебнике по методике преподавания русского языка: "Специфика семинара заключается, во-первых, в самостоятельной подготовке учащихся по определенной частной теме; во-вторых, в сообщениях школьников по этим темам; в-третьих, в обсуждении всеми присутствующими заслушанного; в- четвертых, в подведении итогов обсуждения темы преподавателем. Такая форма урока наиболее рациональна при проверке знаний по ряду сходных тем и при изучении таких тем, о которых учащимся кое-что известно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Формирование понятия "поэтический мир" при изучении Творчества О. Э. Мандельштама в XI классе
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В XI классе поэзия Серебряного века рассматривается как целостное историко-литературное явление, как художественный феномен. К этому времени уже накоплены фактические знания о поэтах (имена, творческие биографии, стихи, особенно те, что "на слуху"). Сознание учащихся уже вполне готово к восприятию иного, отличного от классического, модернистского творчества. Соответственно, у выпускников завершается процесс первоначального усвоения основных теоретических понятий, в частности, о художественном мире писателя, поэта, формируется чутье к поэтическому слову, восприятие особенностей мировидения, внутренней направленности творчества И.А. Бунина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой и др.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Лирика А. Ахматовой на уроках литературы. XI класс
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Анна Андреевна Ахматова - великая русская поэтесса, глубокий и тонкий мастер лирического стиха. Она внесла свой особенный, неповторимый вклад в развитие отечественной поэзии, заслуги ее бесспорны, а творчество увлекает современных юношей и девушек. К сожалению, учитель- словесник при всем желании не сможет выделить на изучение ахматовской лирики более трех учебных часов, а потому систему уроков можно построить следующим образом:

1-й урок. Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. Ахматова и Пушкин.

2-й урок. Послеоктябрьская лирика Анны Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в поэме "Реквием".

3-й урок. Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. "Поэма без героя".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Родина! Исток и устье!.." Опыт сравнительного анализа (А. Ахматова и М. Цветаева)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Поразительно, как много общего и как много различий в восприятии России у двух замечательных наших поэтов Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Есть два "знаковых", очень известных стихотворения - "Мне голос был. Он звал утешно..." А. Ахматовой и "Тоска по родине! Давно..." М. Цветаевой. Оба стихотворения связаны с важным, принципиальным поворотом в судьбах их авторов, когда сама история поставила их перед главным жизненным выбором, и решения они приняли разные - противоположные. И для каждой из них сделанный ими выбор был единственно возможным, неизбежным.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Про ум Молчалина"
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Почти в каждом учебнике литературы, в котором идет речь о комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", можно найти утверждение, что такие герои, как Молчалин и Фамусов, - люди умные, но по-своему. Они, мол, "умеют жить", то есть приспосабливаться к жизни; все свои интеллектуальные силы тратят на то, чтобы "и награжденья брать и весело пожить".

С этим не поспоришь. И Фамусов, и Молчалин, и Софья, и прочие герои комедии, которые в известном смысле противостоят Александру Андреевичу Чацкому, действительно по-житейски умны. Они приспособились к тому самому образу жизни, что так раздражает прогрессивно мыслящего дворянина Чацкого, персонажа, который, по меткому выражению И.А. Гончарова, "положительно умен". Не ясно, правда, где взять ИНУЮ жизнь, ДРУГОЕ общество, ДРУГИЕ взаимоотношения между людьми, если жизнь такова, какова она есть, да и люди, видимо, в ближайшее время кардинально меняться не собираются, как бы этого ни хотелось Чацкому.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


К понятию "пушкинской традиции" (Пушкин и поздний Жуковский)
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Для представления о собственно пушкинской традиции предварительно сразу же отрешиться от расхожего мнения, так красиво впервые заявленного Аполлоном Григорьевым: "Пушкин - наше все". Вообще-то, если всмотреться в эту красоту, Григорьев вовсе не утверждает, что в Пушкине можно найти все, а с другой стороны, что и для нас он исчерпывает все необходимое или присутствует во всем. Григорьев говорит, что "Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами" 1 . То есть Пушкин - главная (после, конечно, религии) наша духовная ценность. Только это он говорит, а привычное расширительное понимание проистекает от нашей растроганности или умиленности.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Русский языковой этикет. Сколько способов поздороваться?
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Русский языковой этикет. 1 Сколько способов поздороваться?

А в самом деле, сколько способов и средств заготовил для нас родной язык, чтобы поздороваться или попрощаться, извиниться или поблагодарить, поздравить или посочувствовать, утешить, одобрить или попросить...? Оказывается, очень много! И понятно, почему: названные речевые действия очень важны для членов общества, они создают благоприятную атмосферу общения, выражают уважение к другим людям с помощью ритуализованных благопожеланий: ведь Здравствуй(те) - этимологически пожелание здоровья; Добрый день - пожелание хорошего дня, удачи. Разные выражения связаны с тем, что различны "житейские" ситуации, различны партнеры по общению - по возрасту, положению, по социальным и психологическим признакам; общение бывает официальным и неофициальным, дружеским и "строгим".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Ирония как стилистический прием
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Ирония (греч. eironeia - "притворство") - употребление слова (словосочетания, предложения) в противоположном смысле, с целью насмешки. Например, в басне И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей" ироничны заключительные слова Муравья, обращенные к "попрыгунье Стрекозе":

"Ты все пела? это дело:

Так поди же, попляши!"

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование на I четверть по русскому языку для VII класса на основе учебного комплекса В. В. Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаемое планирование предназначено для учителей, работающих в классах с углубленным изучением русского языка по новому учебному комплексу В. В. Бабайцевой, состоящему из учебника "Теория. 5-11 класс", "Сборника заданий. 6- 7 класс" и "Рабочей тетради. 7 класс".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Между приставкой и корнем
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Казалось бы, что может оказаться между приставкой и корнем? Уж если они срослись, их ничто не может разделить. Но это не совсем так. В некоторых словах все же встречается что-то, что может разделить приставку и корень. Вспомните, что это такое и в каких словах встречается. Только после того как сделаете все возможное, читайте дальше.

Конечно, вы вспомнили: если приставка оканчивается на согласный звук, а корень начинается на одну из четырех гласных: е, ю, я, е - между ними возникает разделительный твердый знак - ъ.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Проверьте знания своих учеников. Контрольные диктанты. I четверть
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: V класс (Синтаксис и пунктуация) 1

I

Кончается лето. Все ярче костры листопада. Березы и клены осень покрасила в желтый цвет, а листья осинок разрумянила. Отправилась она в леса, в поля, в луга, убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие стога.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Стилистический разбор текста на уроке русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стилистический разбор теста - комплексный вид языкового анализа, который позволяет решить ряд методических задач. Во-первых, развивать языковую компетенцию учащихся путем активизации имеющихся и пополнения недостающих знаний о языковых единицах разных уровней и стилистических возможностях системы языка в целом. Во-вторых, закреплять и расширять знания о стилистических ресурсах языка, речевых структурах, особенностях построения текста; в-третьих, формировать практические умения строить высказывание в научном стиле.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Стилистический разбор текста на уроке русского языка
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Стилистический разбор теста - комплексный вид языкового анализа, который позволяет решить ряд методических задач. Во-первых, развивать языковую компетенцию учащихся путем активизации имеющихся и пополнения недостающих знаний о языковых единицах разных уровней и стилистических возможностях системы языка в целом. Во-вторых, закреплять и расширять знания о стилистических ресурсах языка, речевых структурах, особенностях построения текста; в-третьих, формировать практические умения строить высказывание в научном стиле.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Повторение в начале года. VII класс. По учебнику под ред. М. В. Панова
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Повторение учебного материала в начале учебного года - главная "осенняя" забота учителя. В учебниках русского языка под редакцией М. В. Панова, опыт работы по которому мы представляем, этот раздел программы не нашел отражения. Мы хотим поделиться с коллегами своей системой уроков повторения в начале учебного года в VII классе.

В соответствии с тематическим планированием уроков русского языка в VII классе по учебнику М. В. Панова на повторение в начале учебного года мы выделяем 6 уроков.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Подготовка к сочинению на уроке синтаксиса
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сочинение в школе является одной из самых сложных форм учебной деятельности. Создание самостоятельной творческой работы в течение четырех - шести часов вызывает затруднения у большинства учащихся. Поскольку количество часов на изучение литературы крайне ограниченно, можно провести подготовку к сочинению на литературную тему во время уроков русского языка, сочетая ее с работой над языковой темой. Такую возможность предоставляют учителю-словеснику интегрированные уроки.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Об интеграции уроков русского языка и литературы
12 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Ремарка практика

На рабочем столе нынешнего словесника (и молодого, и состарившегося над тетрадями) стопками лежат книги: "Русская словесность" А. И. Власенкова (М., 2000), "Уроки словесности" С. И. Львовой (М., 2000), "Уроки словесности: Дидактические материалы по русскому языку и литературе. А. С. Пушкин" (М., 1999) С. В. Карпушкина, Н. И. Ломилиной, "Тайны словесного искусства" Т. Н. Авловой и пр. и пр. Все умно, все интересно... Но как использовать эти богатства? На педсоветах обсуждаем учебные планы. Как быть? Что сократить? Как разгрузить учащихся? В классах практически нет здоровых детей: часто болеют, много "хроников", некоторые перешли на домашнее обучение. Клубок проблем...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии