Примерное планирование работы по русскому языку на основе учебного комплекса В.В.Бабайцевой для школ и классов с углубленным изучением русского языка. VI класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: I ЧЕТВЕРТЬ (54 ч)

Предлагаемое планирование предназначено для учителей, работающих в классах с углубленным изучением русского языка по новому учебному комплексу В.В.Бабайцевой, состоящему из учебника "Теория. 5-11 классы", "Сборника заданий. 6- 7 классы" и "Рабочей тетради. 6 класс"(1).

В VI-VII классах изучается морфология. В VI классе - основные знаменательные части речи: имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, наречие, слова состояния, а в VII классе - местоимение, причастие, деепричастие, служебные части речи (предлог, союз, частица) и междометие. Такое распределение материала позволяет при изучении местоимения повторить основные части речи.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Строение и правописание причастий*
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРАВОПИСАНИЕ ИХ СУФФИКСОВ

Упр. 10. Образуйте все причастия от глаголов слышать, строить, рисовать, веять и впишите их в таблицу (см. упр. 3), отделяя основы от формообразующих аффиксов.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что причастия настоящего времени (и действительное, и страдательное) образованы от основ настоящего времени, действительные прошедшего времени образованы от основы инфинитива, а страдательные прошедшего - как от основы инфинитива (слыша-нн-ый, рисова-нн-ый, вея-нн-ый), так и от основы настоящего времени (cmpo-енн-ый). Необходимо установить, какие глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени "не по правилам", т.е. не от основы инфинитива, "как положено", а от основы настоящего / будущего времени. Для этого определите обе основы у глаголов организовать, измять, расколоть, вымыть, покинуть, выключить, обидеть, принести, сберечь и впишите страдательное причастие прошедшего времени напротив той основы, от которой оно образовано (см. образец в упр. 1). Результаты этой работы внесите в таблицу (составьте ее сами и затем проверьте себя).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Для чего нужна грамматика. К уроку в VII классе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Если мы хотим дать школьникам серьезную языковую подготовку, включающую родной, живые иностранные, а во многих школах и древние языки, изучение языков должно иметь теоретическую научную базу, которая, во-первых, дает для всех языковых предметов общий понятийно-терминологический аппарат, а во-вторых, вырабатывает у детей логику языкового мышления. Таким образом, становится очевидной необходимость введения в школах гуманитарного профиля лингвистического курса, охватывающего различные вопросы общего, сравнительного и исторического языкознания.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Вечный" вопрос о мере использования иноязычных слов
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Статьей С.С.Изюмской ""Вечный" вопрос о мере использования иноязычных слов" мы открываем дискуссию по проблеме, сформулированной в ее названии. С петровской поры проблема использования иноязычной лексики выходит далеко за пределы чисто лингвистические. В отношении к этой проблеме обозначается направленность общественных настроений и политических пристрастий на сегодня и на завтра. В этом. казалось бы, частном вопросе выясняется, на каком языке нам думать, на каком языке нам говорить, как нам жить - по-своему или на чужой манер. Предлагаемая статья интересна, на наш взгляд, тем, что она инициирует серьезный подход к проблеме, ориентирует на изучение речевой ситуации в каждом отдельном случае, в каждом классе. А это самое главное: здесь нужен не предвзятый подход, а понимание того, что с нами происходит, к чему мы идем. Редакция приглашает вас принять участие в обсуждении этой проблемы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ учебного материала и моделирование уроков русского языка и литературы
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Елена Николаевна Черобай - одна из тех, кто убеждает, что можно не плыть по течению, когда все уже смирились, когда противостоять течению бесполезно, когда выплыть против течения кажется невозможным. Как бы ни были привлекательны новомодные течения в нашей методике, Елена Николаевна отстаивает свою позицию, свое видение преподавания русского языка и литературы в школе. Ей есть что отстаивать. Ее позиция сформировалась за долгие годы работы в школе и в Читинском институте повышения квалификации. С Читой связана вся ее жизнь. В среде учителей и методистов Елена Николаевна по-настоящему авторитетна и всегда интересна. Ее опыт еще раз убеждает в том, что теория преподавания словесности - дело отнюдь не только столичное, что на методической карте России нет провинции, а есть центры педагогического мастерства. С одним из таких центров - с мастерской Елены Николаевны Черобай мы вас сегодня знакомим.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Всероссийская научно-практическая конференция "Лингвистика и школа".
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В конференции приняли участие ученые, преподаватели университетов и педагогических институтов Москвы, Омска, Челябинска, Новокузнецка, Новгорода, Красноярска, Барнаула, преподаватели Барнаульского педагогического колледжа, учителя школ Алтая.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В.Б.ШКЛОВСКИЙ и современное литературоведение
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Думая о сегодняшнем дне, вглядываясь в будущее, мы обязаны постоянно обращаться к прошлому - к филологической и методической классике. Там очень много такого, что бесспорно актуальнее многих самых современных изысков.

В книге "Тетива. О несходстве сходного" В.Шкловский замечал: "?сохраняясь номинативно, структурно, жизнь меняется, хотя мы живем, не истребляя прошлого"(1). Диалектика литературы и жизни, постоянная смена их форм и остающаяся при этом доминанта - таковы параметры осознания действительности во всех без исключения работах Шкловского. С первых литературных шагов и до самой кончины Шкловский словно бы осознавал свою особую миссию. Он ощущал себя писателем, литературоведом, активным участником литературной жизни, ее генератором, ее оформителем и ее талантливым воспринимателем. Свое особое место в литературном процессе эпохи Шкловский не раз откровенно подчеркивал. Сама его стилистика - емкость и афористичность формулировок, рубленая фраза - рождалась вследствие уверенности автора в безусловной авторитетности сказанного. Самобытность его языка, определившая и самобытность мышления, не раз становилась объектом пародий, которые легко схватывали внешнюю узнаваемость и практически никогда не посягали на тесноту и напряженность его идей. Предпринимались попытки публиковать афоризмы Шкловского(2), однако, изъятые из контекста, они не давали представления о незаурядном мыслителе, каким, без сомнения, являлся писатель.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Культура. Образование. Литература
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Читаешь современные концепции литературного образования и диву даешься: ну, все, кажется, учли их создатели - и о воспитательном воздействии литературы не забыли, и о ее предназначении формировать богатый внутренний мир учащихся упомянули, и силу эстетического воздействия на подрастающую личность не преминули отметить. Все - как раньше, стоит только перечитать партийные документы 60?80-х годов, где ставятся все те же задачи: образовывать, воспитывать, развивать, совершенствовать. Может быть, одного только не учли составители современных концепций, - того, что живем мы уже совсем в другой стране, причем не в самый лучший период ее развития. И от этого и задачи, стоящие перед нами, сложнее, и ситуация непредсказуема, и взгляд на литературу, отношение к ней, особенно к классике, обрели отрицательную тенденцию. И еще одного не учитывают досточтимые авторы: мы живем в стране, для которой само ее существование, сохранение как монолитного единства стоит под большим вопросом.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Концепция образовательной области "Филология" в 12-летней школе
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Введение

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе являются особенно актуальными. До настоящего времени целостная система филологического образования в школе отсутствует.

Задача настоящего документа, адресованного работникам образования, родителям и широкой общественности, состоит в определении основных целей, содержания и структуры филологического образования, которое в школе традиционно понимается как совокупность и содружество учебных гуманитарных дисциплин, изучающих духовную культуру человека, выраженную в языке и литературном творчестве.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Я ? чайка? не то. Я - актриса"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Классическое произведение не смогло бы называться классическим, если бы не побуждало каждое новое поколение читателей прочесть его заново. Статья доцента Ярославского педагогического университета Э.С.Афанасьева посвящена жанру этой новаторской пьесы.

Проблема самоопределения - кто я? - самая насущная для чеховских персонажей, жизнь каждого из которых - наша реальная жизнь "начерно", где не расставлены надежные ориентиры, гарантирующие если не шумный жизненный успех, то хотя бы чувство самоуважения, где нельзя положиться и на внутренний голос, который на поверку оказывается желанием несбыточного, где даже счастливый жизненный жребий не избавляет от житейских неурядиц. И только жизненный опыт все расставляет по своим местам, и человек узнает настоящую себе цену, корректирует отношения с окружающими, перестает задаваться сакраментальным вопросом. При условии, что этот опыт будет востребован.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Самодостаточные филологические задачи как учебный жанр
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Прочитавший название этой статьи подумает: "Наверное, речь пойдет о задачном методе обучения; скорее всего, на уроках литературы; это будет как-то связано с лингвистическими задачами (потому что только они называются самодостаточными)". Все правильно. Единственное, чего никак не удастся предугадать, - в каком значении автор употребляет понятие филологический. Существует много точек зрения на то, как соотносятся между собой литература, словесность и филология. Поэтому сразу договоримся о терминах.

Филологию мы определяем, вслед за С.С.Аверинцевым, как "службу понимания", которая "помогает выполнению одной из главных человеческих задач - понять другого человека (и другую культуру, другую эпоху), не превращая его ни в "исчислимую" вещь, ни в отражение собственных эмоций"(1).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Демоническая сфера в поэтическом мире В.А.Жуковского
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Доцент Тверского государственного университета В.В.Сдобнов рассматривает демоническую сферу в поэтическом мире В.А.Жуковского. С "мертвецами, привидениями, чертовщиной, убийствами, освещаемыми луной" (Ф.Вигель), баллад Жуковского связано во многом рождение романтизма в русской литературе. Интерес к "чертовщине" не ослабевал и у других поэтов-романтиков. Статья может быть использована не только при изучении творчества В.А.Жуковского, но и для уяснения типологических черт романтизма как литературного направления.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


В.Г.Белинский о мировом значении А.С.Пушкина
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Белинский о Пушкине, казалось бы, - хорошо изученная тема. А вошедший в школьную программу цикл статей В.Г.Белинского "Сочинения Александра Пушкина" (1843?1846) давно стал настольной книгой и учителя и ученика при изучении творчества Пушкина. Главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М.Горького РАН А.С.Курилов показывает, каким непростым и драматичным был путь критика к осознанию значения Пушкина в русской и мировой литературе, каким смыслом наполнял он ставшую привычной формулировку: "национальное и мировое значение творчества Пушкина".

Белинский и Пушкин?

Два завораживающих имени - великий поэт и великий критик. Их отношение друг к другу, суждения друг о друге хорошо известны и неплохо изучены. Однако проблема "Белинский и Пушкин" этим не исчерпывается. Среди важнейших ее составляющих - вопрос о мировом значении Пушкина, впервые поставленный критиком, и критериях, с какими он походит к творчеству поэта, пытаясь ответить на этот вопрос.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Примерное планирование уроков русского языка
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Планирование разработано в московской гимназии N 1530 "Школа Ломоносова". Обучение проводилось по учебному пособию А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой "Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи" (М., 1996) и рассчитано на 34 часа (из них 4 ч - лабораторные работы).

В первом полугодии на уроки русского языка отведено 16 часов, из них 2 - на лабораторные работы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В IX классе завершается систематический курс русского языка в школе. Как и в предыдущие годы, речевое и языковое развитие школьников осуществляется в изучении языковых разделов курса и на основе специальных речеведческих занятий.

Стержневая грамматическая тема - "Сложное предложение".

В соответствии с общей концепцией учебника подача грамматического материала сопровождается ярко выраженным речевым аспектом: организуются наблюдения учащихся за особенностями функционирования в речи изучаемых типов и видов сложного предложения, отработка интонационных навыков, постоянно проводятся параллели между грамматическими структурами и типами речи, систематически даются упражнения на употребление в речи изучаемых грамматических явлений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Материал по теме "Сложное предложение". IX класс
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Контрольные диктанты по теме "Сложносочиненное предложение" составлены с целью проверить практические навыки и теоретические знания учащихся по изученной теме. Тексты отличаются орфографической и пунктуационной насыщенностью.

Дидактический материал по теме "Сложноподчиненное предложение" (составлен по произведениям И.А.Бунина) - небольшие по объему тексты, которые могут быть полностью проанализированы на уроке.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Строение и правописание причастий
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Причастие имеет в школьной практике репутацию одной из самых неблагонадежных в орфографическом отношении тем. Связано это в первую очередь со сложностью темы: причастная форма сама по себе дает богатые возможности для ошибок: -ущ-/-ющ- или -ащ-/-ящ- ? -ем- или -им- ? -н- или -нн- ? Слитно или раздельно с не? И т.п. Существует и целый букет пунктуационных проблем, связанных с довольно сложной системой обособления / необособления причастий и причастных оборотов.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Пушкинские тексты на уроках русского языка
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Два предмета - один учитель

Учителю русского языка

Проблемы и размышления

Отом, что слова, с разочарованием общества в содержащихся в них идеях, теряют свои значения, умирают, - сказано немало.

Ойген Розеншток-Хюсси (1888?1973), принадлежащий к плеяде философов- диалогистов, которые увидели в ситуации человеческого общения феномен бытия (его подход - тот же, что и у М.М.Бахтина, М.Бубера и др.), писал в 1963 г.: "Когда цивилизация изъедена гнилью, у старых людей не хватает энтузиазма, чтобы преподать молодым свою веру. И тут - отсутствие речи. Дело, строго говоря, не в том, что молодежь не желает разговаривать со стариками. Дело в том, что слова, которыми обмениваются родители и дети в эпоху упадка, достигают слуха молодых людей лишенными силы убеждения. Что-то случилось с содержанием языка. Он, похоже, стал простым сотрясанием воздуха, мертвой формулой, окаменелым ритуалом"(1). В само,м естественном языке заложена вероятность произнесения речи без смысла. Его так называемая гибкость доходит нередко до того, "что пользователь естественного языка в полном соответствии с правилами? может как угодно "расплывчато" репрезентировать те или иные абстрактные объекты и, "вполне осмысленно" говорить о том, что он не понимает"(2).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Союз историка и словесника
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Учительская в каждой школе - самое интересное и, может быть, показательное место: по учительской можно судить о том, состоялась школа как школа или нет. Собираются в ней на переменке или после уроков учителя - просто так: поговорить, пообщаться, что-то или кого-то обсудить - значит, школа жива, значит, школа живет общими интересами. Да и где еще могут встретиться учителя физики и литературы, математики и физкультуры, где еще могут наладиться межпредметные связи. Мы хотим, чтобы, послушав, о чем говорят в учительской нашего журнала, у вас появилось бы желание вступить в разговор.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Советы рязанских словесников редакции "РС"
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Мнения наших читателей о журнале, о том, что у нас получилось и что требует совершенствования, что необходимо дополнить, для редакции всегда были, есть и впредь будут определяющими в работе над каждым номером, в выборе стратегического курса. Мы собираемся регулярно публиковать в журнале советы редакции учителей, методистов, сотрудников Министерства образования, областных и городских учреждений. Сегодня мы публикуем рекомендации журналу учителей Рязани: Е.В.Орловой (лицей N4), Н.А.Лысенко (школа N69), Л.В.Трохиной (лицей N 52), В.Н.Трусовой (школа N64), Н.В.Приходько (школа N37), И.В.Вайтенко (гимназия N5) и других.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"Ошибки" классиков
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: "В памяти слабой и которую..."

(Обособленное определение + определительное придаточное предложение)

В повести А.С.Пушкина "История села Горюхина" встречается такое предложение: "Успехи мои хотя были медленны, но благополучны, ибо на десятом году от роду я знал уже почти все то, что поныне осталось в моей памяти, от природы слабой и которую по причине столь же слабого здоровья не дозволяли мне излишне отягощать".

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"?Плыло облако, похожее на рояль". (О сравнении)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Сравнение - вид тропа. Его сущность хорошо передает этимологическое значение термина: сравнение как бы делает равными, приравнивает друг к другу различные предметы и явления, на основании общего, сходного признака или нескольких признаков.

В пьесе А.П.Чехова "Чайка" беллетрист Тригорин рассказывает Нине Заречной о своей "литературной кладовой", где хранятся, наряду с другими заготовками, и сравнения: "Вижу вот облако, похожее на рояль. Думаю: надо будет упомянуть где-нибудь в рассказе, что плыло облако, похожее на рояль" (Действие 2-е). Сравнение находит сходное в несходном (ведь сопоставляются, казалось бы, несопоставимые вещи: облако и рояль!). Тем самым выделяется, подчеркивается определенное свойство изображаемого предмета или явления. В данном случае это свойство не названо, но несомненно, что подразумевается причудливость форм, которые может принимать облако.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О чем заставили меня задуматься произведения А.И.Куприна
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: 9-й класс

Произведения Куприна заставили меня глубоко задуматься о многом: о судьбе человека, его жизни, значении любви в ней и, главное, о невероятной сложности взаимоотношений между людьми. На примере героинь повестей "Олеся" и "Гранатовый браслет" я убедилась, насколько трудно достигнуть гармонии в этих отношениях, сохранив при этом искренность, силу и полноту чувства.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


СПАСИТЕЛЬНЫЙ ОСТРОВ. (Из истории Литературного музея)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Третьяковская галерея, театральный музей имени Бахрушина ? в этих словах счастливо сливаются названия музеев и имена их создателей. Другие музеи не имеют такой персонифицированной истории, но это не означает, что в их судьбах нет столь же славных имен. Наш рассказ о Государственном Литературном музее.

Стремление императора Александра III жесткой рукой вырвать из русской почвы революционные корни вызвали волну эмиграции из России.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Анализ стихотворения О.Э.Мандельштама "Куда мне деться в этом январе?" (1937)
05 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Куда мне деться в этом январе?

Открытый город сумасбродно цепок.

От замкнутых я, что ли, пьян дверей?

И хочется мычать от всех дверей и скрепок.

И переулков лающих чулки,

И улиц перекошенных чуланы,

И прячутся поспешно в уголки

И выбегают из углов угланы.

И в яму, в бородавчатую темь

Скольжу к обледенелой водокачке,

И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,

И разлетаются грачи в горячке.

А я за ними ахаю, крича

В какой-то мерзлый деревянный короб:

- Читателя! Советчика! Врача!

На лестнице колючей разговора б!

Январь - 1 февраля 1937

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии