ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ. УСТНЫЙ ЖУРНАЛ. VIII-IX классы
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предварительно учащиеся подбирают материалы, рассказывающие о праздновании Дня славянской письменности в разных городах и странах, и оформляют все найденные сведения в виде газеты; готовят рассказ о существующих памятниках Кириллу и Мефодию (памятник в г. Казанлыке в Болгарии, 1932, скульптор И. Топалов; памятник на территории Новгородского Кремля "Тысячелетие России", 1862, скульптор М. Микешин; памятник в Москве, 1992, скульптор В. Клыков); красочно оформляют буквы кириллического алфавита на листе ватмана.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СТУДИИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Идея создания студии словесного творчества учащихся родилась не вдруг и не сразу. Она осмысливалась и вынашивалась: определялось место проведения занятий, подбирались преподаватели, создавалась программа. При этом учитывалось, что на уроках русского языка и литературы сочинения школьники пишут. Правда, существующая школьная система работы по развитию речи далеко не всегда дает учащимся "установку" наречетворчество. Поэтому школьники редко пишут по велению сердца. Вот это редко и заставило задуматься о необходимости создать условия для развития речетворческих способностей школьников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Кафедра методики преподавания русского языка и литературы
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Московского института открытого образования приглашает учителей- словесников на курсы дистанционного обучения (ДО)

В содержание программ курсов повышения квалификации традиционно входят три основные компонента: психолого-педагогический блок, содержание предмета, методика его преподавания - дидактические основы и методические формы. Занятия на курсах ДО в психолого-педагогическом блоке должны помочь учителю осмыслить свой опыт понимания личности ученика, отношений с ним на уроке, в процессе обучения, откорректировать собственный опыт, соотнося его с общими психолого-педагогическими принципами, с опытом коллег. Чрезвычайно важно устранить обособленность этого раздела от других, отрабатывать конкретные ситуации на конкретных уроках, выявлять особенности работы с разными в психологическом и педагогическом отношении группами детей. Ведущей является проблема конкретных способов выяснения склонностей ученика, его эмоционального и интеллектуального потенциала (Пресловутая дифференциация, которая по зарубежному образцу подразделяет учеников на группы "а", "Ь", "с", не учитывает динамики познавательных и творческих возможностей учеников, активного влияния на эти процессы учителя, семьи, окружающей среды.)

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"КРУТОЙ" В СЛОВАРЕ ЯЗЫКА ФОЛЬКЛОРА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Слово, являясь центральной единицей языка, предполагает многоаспектность описания, однако даже самый полный словарь не в состоянии отразить все стороны той или иной лексической единицы. Для создания объемного "лексикографического портрета" необходимо обращение к разным словарям, в которых слова раскрывают все свои возможности в синхронии и диахронии [Козырев, Черняк 2000: 49]. Продемонстрируем это на примере прилагательного крутой. Из толкового словаря мы узнаем о многообразии тех значений, которые слово имеет в литературном языке, об основных грамматических характеристиках прилагательного, его стилистических свойствах, фразеологических оборотах, в которые оно входит (например, крутой кипяток), особенностях ударения и др. [MAC: 2: 140]. В этимологический словарь помещается информация о происхождении слова, его исходном значении, об имеющихся параллелях в других языках (см.: [Шанский, Боброва 1994: 158]), а исторический словарь (например, "Словарь русского языка XI - XVII вв.") воссоздает историю слова на протяжении нескольких столетий - от древнерусского периода до начала формирования русской нации [Сл. РЯ XI- XVII вв.: 8: 89 - 90]. Из дифференциального "Словаря русских народных говоров" можно узнать, какие значения прилагательного имеют локальное распространение и не отмечены в литературном языке [СРНГ: 15: 330 - 332], а из словарей жаргона - о значениях, имеющих социальную ограниченность, то есть употребляемых группами людей, объединенных общностью интересов, занятий, социального положения и др. (напр., в речи уголовников крутой "авторитетный заключенный-рецидивист", а также "вооруженный грабитель, рэкетир" [Балдаев 1997: 1: 211]).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ДАВАЙТЕ ПОСПОРИМ! КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И ЗАДАЧИ НА РЕЧЕВЫХ УРОКАХ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Умение вести разговор, убеждать собеседника в чем-либо, тактично отстаивать свою правоту или согласиться с мнением оппонента - важнейшие риторические умения. Не случайно еще в Древней Греции искусство спора считалось одним из самых увлекательных и полезных. Современному подростку нередко приходится попадать в ситуации, когда от умения доказывать, объяснять, убеждать зависят и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ КЛАССОВ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. IX класс
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Вторая четверть 14 +7 = 21 час

Во второй четверти учащиеся продолжают изучать виды сложноподчиненного предложения. На каждом уроке учитель тщательно воспроизводит алгоритм синтаксического разбора СПП: подчеркиваются грамматические (предикативные) основы, кружками и овалами обозначаются союзы, союзные и указательные слова; союзные слова подчеркиваются как члены придаточного, а указательные слова - как члены главного предложения, крестиком обозначаются опорные слова в главных предложениях, составляются схемы предложений.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УПРАЖНЕНИЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (VII класс)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В конце учебного года, на этапе повторения изученного, следует включить в уроки русского языка упражнения с комплексными заданиями по закреплению изученных в V-VII классах орфограмм, так как в VII классе заканчивается основной курс орфографии. Упражнения с комплексными заданиями помогут систематизировать новые и ранее изученные орфограммы, а также закрепить следующие умения: видеть орфограммы в связном недеформированном тексте, классифицировать их при подчеркнутом внимании к морфемам, обосновывать написанное, определять вид орфограммы на слух.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ РОДНОГО ЯЗЫКА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Каждый подлинно художественный текст - сокровищница знаний о культуре и истории народа. Исходя из этого, национальная идея применительно к урокам русского языка, на наш взгляд, должна выразиться в историко-культурном наполнении содержания обучения и реализоваться в языковом анализе лучших образцов русской классики и современной литературы.

Для глубокого и полного восприятия текста, для раскрытия "того духовного мира, который скрывается за словами" 1 (Л. В. Щерба), подчас необходимо осмысление заключенного в нем культурологического фона. По словам М. М. Бахтина, происходит "встреча между лингвистикой и другими науками, сферами культуры и жизни" 2 . Отсутствие сведений по истории, географии, топонимике, культуре, о традициях народа порой затрудняет восприятие текста. И в то же время, какой эмоциональный отклик вызывает узнавание мест, людей, событий! Создать на уроках русского языка культурный фон и развивающую речевую среду помогает целенаправленный отбор текстов для анализа 3 .

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОМОНИМАХ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Актуальной проблемой современной лингвистики является проблема переходности в грамматике 1 . Одним из ее проявлений является функциональная омонимия. Функциональные омонимы - это одинаково звучащие этимологически родственные слова, относящиеся к разным частям речи. Например: Больной ребенок заснул. - Больной заснул.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ТЕМА ДОМА В ЛИТЕРАТУРЕ XX В. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В XI КЛАССЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В XI классе после изучения творчества отдельных писателей возникает необходимость проведения обобщающего урока. Однако если первый урок по теме носит обзорный и преимущественно лекционный характер, то предмет и форма обобщающего урока должны быть иными. На завершающем этапе изучения литературы определенного периода XX века важно подчеркнуть, что в многообразии литературных явлений существует общность. Структурообразующим центром урока становится проблемный вопрос, содержащий в своей основе языковой концепт. Например, в качестве проблемного к уроку-обобщению "Литература 30 - 40-х гг." можно предложить следующий вопрос: "Как трактуется тема Дома в творчестве писателей?" Поясним постановку вопроса. Обращение к концепту "дом" позволяет затронуть широкий спектр тем: человек и Родина, человек и История, человек и Природа, человек и Вечность - выйти на проблему личности, ее "самостоянья". При решении поставленной проблемы учащиеся работают непосредственно с текстом, обращая пристальное внимание на деталь, средства художественной изобразительности; совершенствуется умение учащихся анализировать текст в единстве формы и содержания. Выбор указанного направления дает возможность осветить основные темы и мотивы творчества писателей, указать на точки соприкосновения, тем самым выстроить контекст эпохи. Форма обобщающего урока может быть различной, но, как показывает практика, наиболее результативной является семинар.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


"ТЕМА РАСКРЫТА НЕ ПОЛНОСТЬЮ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Среди разных видов творческих и проверочных работ по литературе сочинение продолжает занимать ведущее место. Сочинение (а то и несколько) пишут, изучая каждое произведение, включенное в программу; сочинение (все еще) пишут на выпускных экзаменах в школе и вступительных в вузе.

Проблеме "Как научить писать сочинение" посвящено большое количество научно-методических исследований (Г. А. Богданова, Т. С. Зепалова, П. Ф. Ивченков, Н. В. Колокольцев, В. Я. Коровина, Т. А. Ладыженская, С. А. Леонов, М. И. Мещерякова, С. А. Никольская, Ю. И. Равенский). Опытом по обучению написания сочинения делятся на страницах педагогических изданий ведущие учителя литературы.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


О ЧЕМ НЕ ГОВОРЯТ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба" в современной школе)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Изучение в школе повести Гоголя "Тарас Бульба" имеет давние традиции. Оно началось еще задолго до революции, продолжалось все годы советской власти и перешло в новую эпоху. Но каждый раз составители учебных книг и учителя, обращаясь к этой повести, испытывают опасения: так ли ее поймут учащиеся? Не окажут ли на них нежелательное воздействие картины кровавых сражений, национальной вражды? Поэтому нередко повесть предлагается учащимся в отрывках или в своеобразных монтажах, из которых изъяты "рискованные" сцены...

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ И АНТИЧНЫЙ МИР
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Когда не видел я ни дерзости,
ни сил,
Когда все под ярмом клонили
молча выи,
Я уходил в страну молчанья и
могил,
В века загадочно былые.
"Кинжал"

Мне сладки все мечты, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
"Я"

Начну вроде бы издалека. Знаменитый поэт, прозаик, переводчик, редактор, журналист, видный общественный деятель Серебряного века и первых послеоктябрьских лет, Валерий Яковлевич Брюсов (1873- 1924) на рубеже уходящего и наступающего веков, увлекшись модными французскими символистами, становится родоначальником и вождем русского символизма. Помнится, один из литературоведов назвал это влиятельнейшее художественное течение скоропортящимся продуктом. Советские идеологи часто связывали символизм с социальным упадком, с декадентщиной, субъективным идеализмом, с разложением капиталистического строя... Между тем в символизме отразились фундаментальные закономерности образного, художественного мышления, освобождающего истину от ветшающей оболочки времени.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РУССКИЙ КАК ИНОСТРАННЫЙ, КАК РОДНОЙ, КАК ЛЮБИМЫЙ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Голоса с семинара преподавателей из зарубежных стран

В июне этого года в Подмосковье Правительство Москвы и Московский департамент образования проводили методический семинар для словесников из ближнего и дальнего зарубежья. В рамках этого семинара прошла конференция, на которой ее участники говорили о состоянии преподавания русского языка и литературы в их странах.

Многое из того, о чем говорилось на этой конференции, показалось нам настолько интересным, что ее материалы мы предлагаем вашему вниманию. Отдельные моменты из выступлений могут быть для нас по-настоящему поучительными. Здесь стоит отметить прежде всего то, что касается единого европейского стандарта и системы проверки знаний.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА РОССИИ И "НОВОГО ЗАРУБЕЖЬЯ"
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Саамская этноязыковая группа

Ненцы, самоназвание ненэц или хасава ("человек"), в русской дореволюционной литературе самоеды, юраки. Живут в Ненецком автономном округе (около 6,5 тыс. чел.), Лешуконском, Мезенском и Приморском р-нах Архангельской обл. (около 0,8 тыс. чел.), северных районах Республики Коми, Ямало-Ненецком (21 тыс. чел.) и Ханты-Мансийском автономном округе, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе (2,4 тыс. чел.).

Среди ненцев выделяются две этнографические группы: тундровые ненцы и лесные ненцы, которые различаются по фамильно-родовому составу, речи (диалекту) и некоторыми особенностями культуры.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ФАМИЛИЙ С ПОЗИЦИЙ НОСИТЕЛЯ ПЕРСИДСКОГО ЯЗЫКА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Фамилия - важный социальный признак человека. Это один из основных компонентов полного триединого именования человека, принятого в российско- социально-языковой общности. По-другому можно определить: "Фамилия - прозванье, проименованье, родовое имя" 1 . Фамилия указывается у всех людей вне зависимости от национальности. Она передается по наследству от родителей к детям (от прямых предков к потомкам). Фамилия используется практически во всех документах: в паспорте, свидетельстве о рождении, свидетельстве о браке, водительском удостоверении, дипломе и т.п.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОРФОГРАФИЯ ИГРАЮЧИ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: НЕ с существительными. Карточки для индивидуальной работы

Чтобы правильно написать НЕ с существительным, детям нужно знать ответы на три вопроса:

1. Что обозначает слово?

2. Употребляется ли слово без НЕ?

3. Если да, то какой к нему можно подобрать синоним?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО УЧЕБНОМУ КОМПЛЕКСУ В. В. БАБАЙЦЕВОЙ ДЛЯ КЛАССОВ И ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА. IX КЛАСС
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: В IX классе на уроках русского языка учащиеся изучают синтаксис сложного предложения, текста, способы передачи чужой речи. Программа предусматривает систематизацию, обобщение и углубление сведений по стилистике и синтаксической синонимии, культуре речи, знакомство с некоторыми общими сведениями о языке.

Основное внимание уделяется функциональному аспекту изучения сложного предложения: последовательно отмечается роль синтаксических единиц в речи и тексте, многозначность сложного предложения, многомерная реализация его потенциальных возможностей. Сложное (и простое) предложение представлено в тексте, так как именно структура предложения организует тип речи. Характер синтаксических конструкций нередко ярче, чем лексика, свидетельствует о стилистической принадлежности текста, поэтому при анализе текстов проводится системное повторение синтаксиса простого предложения (главные члены, состав, осложненность).

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАЧИТЕЛЬ ПЕСЕННОГО СЛОВА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Их встреча не была запланирована заранее, великий поэт только что вернулся в Москву после ссылки. Коронованный две недели назад новый царь Николай I публично назвал Пушкина после аудиенции умнейшим человеком России. А Петру Киреевскому исполнилось в ту пору лишь восемнадцать лет. И все-таки родник отечественной фольклористики начал пробивать себе дорогу со дня встречи поэта и его восторженного поклонника.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


НОВОЕ В РУССКОМ РЕЧЕВОМ ЭТИКЕТЕ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Речевой этикет - система национально специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). (Н. И. Формановская.)

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


УПРАЖНЕНИЯ С КОМПЛЕКСНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (VI КЛАСС)
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Опыт показывает, что на этапе закрепления изученного в конце учебного года в VI классе следует включать в уроки по орфографии упражнения с комплексными заданиями, когда внимание учащихся сосредотачивается сразу на 3 - 5 орфограммах. Все это способствует систематизации знаний, обеспечивает преемственность в обучении и дает возможность повторить (уже на новом лексическом уровне) орфограммы начальной школы и V класса. Знания, навыки грамотного письма закрепляются через упражнения с комплексными заданиями. Именно они, на наш взгляд, составляют главное содержание учебной работы на этапе подготовки учащихся к итоговому контрольному диктанту за VI класс.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОПАСНОСТЬ ВАНДАЛИЗМА. ИЗЛОЖЕНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ СОЧИНЕНИЯ. VIII КЛАСС
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Предлагаю вниманию коллег урок развития речи в VIII классе - изложение с элементами сочинения на нравственную тему.

1. Чтение текста.

Дело было так. Сначала они залезли ночью по пожарной лестнице через окно второго этажа в зал лечебной физкультуры реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. В Твери этот центр создан недавно. С ограниченными возможностями - так говорят о парализованных. Центр помогает этим ребятам восстанавливать здоровье.

А они очень весело провели время в зале лечебной физкультуры. Ели, пили, катались на велотренажерах, на тренировочных тележках с ручным управлением, купались в бассейне. Уходя, не забыли кое-что помельче рассовать по сумкам и карманам. А что не смогли унести - уничтожили. Изломали велотренажеры, искорежили тележки, все прочее оборудование, очень дорогое, раздобытое устроителями центра с большим трудом. Они о чем- нибудь думали, когда громили и крушили все подряд? Хотели досадить медикам и тренерам? Поиздеваться над больными ребятами? Или поступили так без всякого смысла?

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


МАТРЕШКА. ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ: КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Есть игрушки, которые являются отражением души народа, аккумулируют в себе народные представления о красоте, о национальных ценностных ориентациях. Возьмешь такую игрушку в руки - и чувствуешь: "здесь русский дух, здесь Русью пахнет!" К их числу относятся хранящие тепло живого дерева богородские игрушки, яркие, праздничные дымковские глиняные фигурки. А вот - матрешка. Матрена. Матрешечка. Или уважительно - Матрена Ивановна. Неважно, что "дед" ее - сердитый узкоглазый японец, даже сами японцы признают, что матрешка - символ русского характера, символ русской души, соединяющая в себе базовые русские ценности: материнство, семью, русскую соборность, единство, душевное тепло, покровительство и трогательную заботу о близких.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


РАЗНОВИДНОСТИ СОСТАВНЫХ ИМЕННЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: (Коломна) Составные именные члены предложения, представленные сочетаниями глагола- связки и именного присвязочного слова, получили дискуссионное освещение и разнообразные наименования (фразеологические единицы, аналитические формы, составные именные члены предложения, составные формы глагола), но это не привело к квалификационному уточнению данных членов предложения, так как они были предметом внимания лингвистов лишь в связи с изучением отдельных аспектов синтаксиса, но не были предметом системного рассмотрения, учитывающего не только признаки анализируемых членов предложения, но и признаки тех членов предложения, с которыми они соотносятся. Новый подход к изучению составных именных членов предложения позволил уточнить их квалификацию: это нетипичные члены предложения по способу выражения, вторичные по соотношению части речи и члена предложения, синкретичные по синтаксической семантике (имеют дополнительные оттенки значения, кроме основного синтаксического значения, сходного с соответствующим по названию типичным членом). Основным признаком, определяющим квалификацию представляемых нами членов предложения, является семантика члена предложения.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


ОДУШЕВЛЕННОСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И РЕКОНСТРУКЦИЯ "НАИВНОЙ" КАРТИНЫ МИРА
20 марта 2008
АННОТАЦИЯ: Большинство исследователей русского языка отмечают связь языковой категории одушевленности-неодушевленности с разделением человеком окружающего мира на живое и неживое 1 . Однако деление существительных на одушевленные и неодушевленные не отражает полностью существующее в науке деление на живое и неживое 2 . Поэтому внимание лингвистов постоянно привлекают случаи несоответствия одушевленности-неодушевленности имен существительных в языке и живого- неживого в природе.

Общеизвестно, что некоторые слова, не обозначающие живых существ, по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных существительных. К таким словам, в частности, относятся названия мертвых людей: мертвец, покойник, утопленник, субстантивированные причастия и прилагательные умерший, мертвый, покойный, усопший, почивший, погибший, убитый, казненный, повешенный, расстрелянный и др. Исключением является слово труп, которое входит в разряд неодушевленных существительных. На ваш взгляд, причины несоответствия объективного статуса данных предметов их характеристике по одушевленности-неодушевленности на уровне языка до сих пор глубоко не проанализированы, несмотря на многочисленную литературу по этому вопросу.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ


Предыдущие 10 публикаций | 1 2 3 4 | Следующие 10 публикаций

Ваши комментарии