Методическое наследство Н. А. Пленкина

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 13 марта 2008
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)


© В. В. Бабайцева

Николай Андреевич Пленкин (1918-1990) заслуженно входит в плеяду выдающихся русских ученых, сочетающих научно- исследовательскую работу с педагогической деятельностью. Он был подлинным лингво-методистом, так как в основе его методических рекомендаций были глубокие знания лингвистики, педагогики, возрастной психологии и т.д.

Для Н. А. Пленкина характерно знание системы языка, специфики языковых средств, образующих систему, знание закономерностей языковой системы.

Можно только удивляться тому, с какой простотой, свидетельствующей о глубоком понимании сути единиц языка, Н.А. Пленкин показывает ученикам V класса различие между языком и речью. Из совокупности дифференциальных признаков, выделенных лингвистами для сложной дифференциации языка и речи, Н.А. Пленкин выбирает самое главное: "Язык - это совокупность, собрание, весь запас языковых средств, которые требуются на тот или иной конкретный случай... Кто знает весь язык? Только весь народ, все люди, говорящие на этом языке. Каждый из нас знает лишь малую часть его. Кто знает больше, у того речь точнее, правильнее, красивее. Значит, мы изучаем свой язык, чтобы наша речь стала лучше, совершеннее". Хочется продолжать цитату, но о речи и других свойствах языка можно прочитать в работе Н.А. Пленкина "Уроки развития речи".

В лингвистике (и методике) текст рассматривается как речевое произведение. Так ли это? Каков статус текста? Тексты строятся по определенным правилам, у разных типов текста есть свои специфические языковые признаки. Текст - единица языка и речи. Языковая модель текста наполняется лексикой в речи в соответствии с мыслью и целью ее сообщения.

Н.А. Пленкин практически разделяет эту точку зрения, так как показывает схемы построения текстов разных типов. Эти схемы легко соотносятся с языковыми моделями.

Н.А. Пленкин дополняет систему дифференциальных признаков разных типов текста, отмеченных в лингвистике.

Методические рекомендации Николая Андреевича Пленкина не были умозрительными. Он был человеком крайне требовательным к себе, осторожным в советах, так как хорошо знал, к чему могут привести необдуманные, поспешные решения, ориентированные на практику работы в школе вообще и на практику преподавания русского языка в частности.

В методических рекомендациях Н.А. Пленкин опирался прежде всего на свой богатый опыт работы в школе 1 . Но не только! Н.А. Пленкин щедро делился с учителями своими знаниями и, в свою очередь, обобщал опыт их работы, радовался их методическим находкам.

В полной мере к нему приложимы слова поэта В. Бокова:

Учитель, воспитай ученика,

Чтоб было у кого потом учиться.

Н.А. Пленкин принимал активное участие в научно- методических семинарах и конференциях, откликался на дискуссионные проблемы преподавания русского языка в школе.

Лингвометодические интересы Н.А. Пленкина поражают разнообразием. Но основным увлечением ученого была проблема совершенствования культуры речи учащихся.

Н.А. Пленкин понимал культуру речи широко, он неоднократно выступал против ограничения культуры речи развитием связной речи, требованием "правильности речи", т.е. строгим соблюдением лексических норм литературного языка. По мнению Н.А. Пленкина, развитие речи учащегося является непре-

стр. 67


--------------------------------------------------------------------------------

менным моментом любого урока русского языка, т.е. изучение любых теоретических сведений влияет на речь учащегося, повышает культуру речи. "Обладать культурой речи - значит обладать языковой нормой" 2 , - пишет Н.А. Пленкин. Языковая норма - это и есть литературная норма. Овладение литературной нормой осуществляется в процессе изучения теоретических сведений. Н.А. Пленкин неоднократно отмечает: "Изучение любой темы школьной программы обязательно предполагает задачу овладения школьниками нормой литературного языка" 3 . Выделение особого раздела "Культура речи" может рассматриваться только как обобщение ранее изученных норм. Эти мысли Н.А. Пленкина предупреждают тех методистов, которые стремятся создать и создают особые курсы по культуре речи в пределах школьного предмета "Русский язык", отрывая литературную норму от первопричин ее становления и существования. В результате манифестация норм лишается теоретического обоснования, лишается системных связей с соответствующими языковыми фактами.

Н.А. Пленкин не только отмечает нецелесообразность дублирования тем в школьном курсе русского языка, но и в ряде работ показывает, где и когда при изучении теории знакомить учащихся с литературными нормами, предупреждать нарушение их.

Многочисленные цели и задачи преподавания русского языка в школе Н.А. Пленкин суммирует в аксиоматичной формулировке: учащиеся должны уметь "правильно воспроизводить чужой текст и создавать свой" (курсив Н.А. Пленкина).

Из многочисленных видов работы, развивающих речь учащихся, Н.А. Пленкин выделяет изложение и сочинение. Именно эти виды работы более всего способствуют решению сформулированных задач: анализ текстов вообще и текстов изложений в частности формируют умение воспроизводить текст, а сочинения - создавать свой текст.

На протяжении своей творческой жизни Н.А. Пленкин публикует статьи,

освещающие разные аспекты проведения изложений и сочинений. Разрозненные наблюдения и ценные советы Н.А. Пленкина были обобщены им в четырех книгах:

1. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка (М., 1964).

2. Изложение с языковым разбором текста (М., 1988).

3. Стилистика русского языка в старших классах (М., 1975).

4. Уроки развития речи. V- IX классы (М., 1995; М., 1996).

Эти книги сразу же привлекли внимание учителей и стали их настольными книгами, надежными помощниками в работе по развитию речи.

Итак, в центре внимания Н.А. Пленкина изложение, сочинение и стилистика. Изложение и сочинение - виды работы по развитию речи, а стилистика - это наука о стилях, которые различаются специфическими средствами языка, придающими речи стилистическую окраску в соответствии с ее назначением, содержанием и жанром.

Языковой разбор текстов изложений, предваряющий написание изложений, анализ и других текстов, анализ написанных сочинений и т.д., непременно сопровождается характеристикой стилистических свойств языковых средств, употребляемых в анализируемом тексте.

В соответствии с требованиями программы по русскому языку для V-IX классов общеобразовательной школы Н.А. Пленкин обеспечивает учителей материалом для проведения специальных уроков по развитию речи. С этой целью в книге "Изложение с языковым разбором текста" автор предлагает несколько прекрасных текстов для изложений с подробными комментариями. Книга для учителя "Уроки развития речи. V-IX классы" содержит конспекты уроков, распределенных по классам и четвертям (V класс - 36 уроков, VI - 29 уроков, VII - 31, VIII - 23, IX - 21).

Чтобы по достоинству оценить лингвометодическую ценность этой книги, надо ее прочитать, а еще лучше - учесть в работе ее указания.

стр. 68


--------------------------------------------------------------------------------

В "Приложении" есть таблица, в которой содержится программа по развитию речи, включающая типы речи, стили и жанры речи. Эта сложная (на первый взгляд) программа исчерпывающе реализована в предлагаемых конспектах уроков. И в этой книге даны прекрасные тексты для изложений, которые связаны с изучаемыми средствами языка и представляют разные типы речи: повествование, описание, рассуждение. Тексты имеют образовательное и воспитательное значение и соответствуют возрастным особенностям учащихся.

В современных методических работах предлагаются разнообразные "планы" анализа текста, нередко ориентированные на анализ одного, предлагаемого текста. Очевидна необходимость обобщенных параметров, которые могут помочь при анализе любого текста с последующей конкретизацией, разбора, учитывающего индивидуальные свойства текста.

Н.А. Пленкин создает "Памятки" для анализа текста любого типа речи и специальные для каждого типа речи.

В конспектах уроков есть определенная последовательность изучения типов речи (от более простого к сложному): повествование, описание, рассуждение; сначала написание изложения, потом сочинения. Эта последовательность аргументирована автором и в ряде статей.

Изложение учит воспроизводить текст, обогащает словарь учащихся и грамматические средства. Сочинение требует умения создавать свой текст. Этим видам работы предшествуют анализы текстов, их пересказы, а также обучающие изложения и сочинения.

Вслед за М.А. Рыбниковой Н.А. Пленкин рассматривает изложение с дополнительным заданием как "переходную форму" от изложения к сочинению. В соответствии с этим положением Н.А. Пленкин видит "главное достоинство изложений с дополнительным заданием" в возможности подготовить школьников к более трудной работе - к сочинению. Выполнение дополнительного задания, связанного с текстом изложения, позволяет продолжить работу над содержанием текста 4 . Изложение с дополнительным заданием позволяет показать роль в речи изучаемых в это время средств языка, учит школьников осознанному употреблению языковых средств в своей речи, устной и письменной, в соответствии с целью речи.

Сочинение позволяет учащимся передать "собственное представление о предмете мысли и тем самым, хотя и не полно, выразить себя как личность... Изложение собственных представлений требует сложной умственной работы, которая способствует развитию и формированию личности пишущего" 5 .

Н.А. Пленкин предлагает разнообразные темы для сочинений, советует, как строить работу по написанию творческих сочинений, как анализировать написанные сочинения и т.д.

Сочинение (неоднократно отмечает Н.А. Пленкин) - самый сложный вид работы по развитию речи, поэтому так важна предлагаемая им система работы над сочинением - движение от простого к сложному. Работе над сочинением посвящено несколько публикаций Н.А. Пленкина, пересказывать их - неблагодарное занятие, надо их прочитать, так как советы Н.А. Пленкина обогатят не только начинающего, но и опытного учителя.

Ведущее начало для сочинения - идея. Отмечая единство темы и идеи, Н.А. Пленкин показывает их специфику: "Идея - тот главный угол зрения, при котором автор отбирает материал, в пределах решаемой темы и, находя ему необходимое речевое выражение, располагает его в наилучшем порядке. Управляя в сочинении решительно всем, идея прежде всего определяет отбор материала" 6 .

В многочисленных планах лингвистического (комплексного) анализа текста, предлагаемых в различных пособиях, не всегда находит место определение идеи из-за трудности дифференциации идеи и темы. Н.А. Пленкин в указанной статье популярно излагает различия между этими понятиями и иллюстрирует их на материале художественных произведений и показательным глубоким анализом сочинений учащихся.

стр. 69


--------------------------------------------------------------------------------

Нельзя объять необъятное. Из многочисленных идей и советов Н.А. Пленкина особо выделим те, которые совсем не учитываются в современной методической и учебной литературе или реализуются неполно.

Для развития речи учащихся, по мнению Н.А. Пленкина, решающее значение имеет изучение теории, на основе которой, как уже было отмечено, учащиеся корректируют владение литературными нормами произношения и употребления языковых средств.

Теория объясняет природу литературных норм и причину ошибок в речи учащихся. Это положение с разной степенью полноты реализуется в учебной литературе.

Н.А. Пленкин неоднократно пишет о необходимости связи текстов, предлагаемых для анализа, с изучаемыми языковыми единицами. Этот совет актуален в настоящее время, так как многие пособия содержат тексты (часто хорошие по содержанию), не ориентированные на изучение системы языка, не сопровождающиеся языковым разбором, а если и есть отдельные вопросы о языковых средствах, то они не связаны с изучаемым теоретическим разделом.

В пособиях Н.А. Пленкина тексты (например, тексты для изложений) насыщены изучаемыми теоретическими темами. Так, изучение раздела "Прилагательное" в V классе сопровождается текстом из статьи Д. Зуева "Волчье логово", в котором много прилагательных, а при изучении раздела "Местоимение" предлагается рассказ Л.Н. Толстого "Котенок", в котором много местоимений, выполняющих разные функции.

В настоящее время можно и не писать о пользе анализа текста, сейчас актуальным становится требование умеренного использования текста на уроках русского языка. Н.А. Пленкин одним из первых стал писать о важности текста в обучении русскому языку, так как в тексте "хорошо видна жизнь языковых единиц". "Однако, - писал он еще в 1984 г., - увлечение текстами тоже должно иметь свои пределы, потому что перегруженность урока текстами снижает целенаправленность и оперативность учебной работы, сдерживает развитие педагогического процесса" 7 .

Как подготовительные работы к проведению специальных уроков по развитию речи Н.А. Пленкин отмечает: анализ текстов учебника; наблюдение над речью учеников и обобщение этих наблюдений; наблюдения над речью, звучащей по радио или телевидению и др.; сбор речевых ошибок, допускаемых в речи детей; сбор речевых ошибок на основе наблюдений над местной речью; наблюдения над речью одноклассников, обобщение этих наблюдений; упражнения по выработке правильного ударения, образование нормативной формы, нормативного сочетания и т.д. 8 Очевидно, не все задания являются "подготовительными". Часть заданий должна выполняться во внеурочное время (наблюдения над речью, звучащей по радио и т.д.), а результаты наблюдений могут обсуждаться как на уроках русского языка, так и на специальных уроках.

Большая часть этих интереснейших и полезных видов работы известна в методике, но, к сожалению, не часто встречается в практике преподавания русского языка, хотя очевидна их практическая ценность.

Отвечая на этот вопрос еще в 1962 году, Н.А. Пленкин пишет: "Учебник русского языка для V-VIII классов нам представляется в виде одной книги для всех четырех лет обучения. Теоретический материал располагается в ней в логической последовательности..." 9 . Учебник должен быть дополнен сборниками упражнений для каждого класса отдельно. Это понимание было реализовано в учебных комплексах (V - IX и V-XI), созданных авторским коллективом под моим руководством и с моим участием.

Известный лингвист А.М. Пешковский, по свидетельству Е.М. Галкиной-Федорук, советовал языковедам заниматься рыбной ловлей, во время которой можно размышлять о языковых явлениях. А.М. Пешковский, как и Н.А. Пленкин, совмещал научно-исследователь-

стр. 70


--------------------------------------------------------------------------------

скую работу с педагогической и общественной деятельностью. Н.А. Пленкин любил рыбную ловлю и успешно занимался ею. Неизвестно, думал ли Николай Андреевич во время рыбной ловли о языке, но очевидно, что он любил русский язык и прекрасно им владел.

Свое восхищение богатствами русского языка 10 Н.А. Пленкин стремился передать детям. Этому, по замыслу автора, должны способствовать языковой разбор текстов, постоянное внимание к стилистическим свойствам языковых единиц, к выразительным возможностям синонимов и т.д. Подобные задания формируют и совершенствуют языковое чутье учащихся, желание вникать в смыслы слов, в их сочетания. Не случайна подборка цитат из работ лингвистов и методистов, напечатанных на форзацах его основных книг.

Отмеченные идеи еще не стали аксиомами для методики преподавания русского языка в школе из-за недооценки их теоретической очевидности и методической целесообразности.

Обращение к методическому наследству позволит представить в системе лингвометодические убеждения Н.А. Пленкина, побудить методистов еще и еще раз вдуматься в советы талантливого мастера, реализовать его идеи в практике преподавания русского языка. Читая и перечитывая работы Н.А. Пленкина, вдумчивый читатель найдет в них много интересного и полезного.


--------------------------------------------------------------------------------

' См.: Илларионов НА. Николай Андреевич Пленкин (1918- 1990): Библиографический очерк // Н.А. Пленкин. Воспоминания об ученом и человеке. - СПб, 2001.

2 Пленкин Н.А. Работа по культуре речи в курсе русского языка // Русский язык в школе. - 1974. - N 3. - С. 28.

3 Там же; с. 29.

4 Подробнее см.: Пленкин Н.А. Изложение с дополнительным заданием // Русский язык в школе. - 1967. - N 6.

5 Пленкин НА. О работе над сочинениями // Русский язык в школе. - 1980. - N 3. - С. 48.

6 Плeнкин Н.А. Идея - ведущее начало сочинения // Русский язык в школе. - 1975. - N 3. -С. 30.

Пленкин Н.А. Повторное обращение к тексту // Русский язык в школе. - 1984. - N 3. - С. 26.

8 См.: Пленкин Н.А. Уроки развития речи. 5-9 классы. - М., 1995. - С. 5.

9 Пленкин НА. Каким хочется видеть учебник русского языка // Русский язык в школе. - 1962. - N 1.

10 См.: Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. - М., 1975; О понятии "богатство речи" // Русский язык в школе. - 1987. - N 3; Критерии хорошей речи // Русский язык в школе. - 1978. - N 3.

стр. 71

Похожие публикации:



Цитирование документа:

В. В. Бабайцева, Методическое наследство Н. А. Пленкина // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 13 марта 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1205413154&archive=1206184753 (дата обращения: 25.04.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

Ваши комментарии