Полная версия публикации №1518104332

LITERARY.RU ГАЗЕТА "КРАСНЫЙ НАБАТ" → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

Н. М. ШИЛИНЦЕВ, ГАЗЕТА "КРАСНЫЙ НАБАТ" // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 08 февраля 2018. URL: http://www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1518104332&archive= (дата обращения: 23.02.2018).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1518104332, версия для печати

ГАЗЕТА "КРАСНЫЙ НАБАТ"


Дата публикации: 08 февраля 2018
Автор: Н. М. ШИЛИНЦЕВ
Публикатор: Администратор
Источник: (c) http://literary.ru
Номер публикации: №1518104332 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Среди большевистских печатных органов периода гражданской войны особое место занимает газета "Красный набат". Она была детищем двух братских коммунистических партий. И хотя выпускалась газета недолго (всего восемь месяцев), она оставила заметный след в истории интернациональных связей международного пролетариата, в его борьбе за дело рабочего класса. Выходил "Красный набат" нелегально в Гамбурге два раза в месяц. Всего увидело свет 16 номеров, первый появился в январе, а последний - в сентябре 1920 года1 . Газета была органом ЦК Русской секции при Коммунистической партии Германии (КПГ)2 и предназначалась главным образом для русских солдат и интернированных подданных России, находившихся в немецком плену в годы первой мировой войны.

К концу войны число зарегистрированных русских военнопленных и лиц, интернированных в странах Четверного союза (Германия, Австро-Венгрия, Турция и Болгария), составляло более 3 млн. человек; большая их часть находилась в Германии3 . Большевистская партия, конечно, не могла оставить без внимания и помощи русских солдат, оказавшихся в плену. Этот вопрос волновал В. И. Ленина, о чем рассказывают Н. К. Крупская, А. М. Коллонтай, а также многие другие. "Следует сказать, что Владимир Ильич еще в 1915 г. интересовался положением руосшх военнопленных в Германии. По его инициативе в Берне, где он тогда жил, большевистской группой была организована комиссия помощи пленным"4 .

Война серьезно затрудняла установление связей с военнопленными. Проникнуть в Германию и наладить с ними контакты было нелегким делом. На помощь пришли немецкие интернационалисты. Для них было почетной задачей поддержать большевиков в революционной работе среди русских военнопленных в Германии. Немецкие левые, особенно группа "Спартак", а позднее КПГ, рассматривали эту задачу как составную часть своей революционной деятельности. Русские военнопленные были для немецких левых зарубежными братьями по классу, которые имели одинаковые интересы и общего врага, угнетавшего их, - монархию, буржуазию, помещиков, империализм и милитаризм5 .

Используя различные каналы и средства, нередко подвергаясь риску, немецкие интернационалисты помогали большевикам устанавливать связи с лагерями военнопленных и организовывать там революционную пропаганду. Уже к концу 1915 г. в лагерях были созданы библиотеки, читальни, кружки художественной самодеятельности,

1 Комплект газеты "Красный набат" хранится в ГДР, в архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК СЕПГ.

2 Русская секция при КПГ (наряду с венгерской и польской) была основана в середине 1919 г. и существовала до осени 1921 года. Ее деятельность освещена в ряде работ И. Цельта (ГДР) ("Zeitschrift fur Geschichtswissenschaft", 1958, N 6; "Zeitschrift fur Militargeschichte", 1967, N 5; "Вопросы истории", 1959, N 1, и др.), а также автором этих строк (см. "Коммунист Молдавии", 1973, N 3).

3 И. Жданов. Русские военнопленные в мировой войне 1914 - 1918 гг. "Труды" Военно-исторической комиссии. М. 1920, стр. 3.

4 С. Багоцкий. О встречах с Лениным в Польше и Швейцарии. М. 1971, стр. 68; см. также В. И. Ленин. ПСС. Т. 31, стр. 60 - 66.

5 H. Hubsсh. Die Solidaritat sachsischer Arbeiter mit den russischen Kriegsgefangenen in den Jahren 1917 - 1921. "Jahrbuch fur Geschichte der UdSSR und volksdemokra-tischen Landern Europas". Bd. II. B. 1967, S. 238.

стр. 105

школы по обучению грамоте, различные курсы6 . Однако деятельность большевиков не ограничивалась культурно-просветительными целями. Они развернули широкую революционную пропаганду среди узников лагерей, проводили лекции, беседы на жгучие темы, волновавшие военнопленных. В лагеря и рабочие команды, разбросанные по Германии, направлялась большевистская литература, в том числе газета "Социал-демократ", сборник "Социал-демократ", журнал "Коммунист" и другие издания7 .

Важное значение в налаживании революционной пропаганды и идейно- политическом воспитании пленных сыграли работы Ленина "К деревенской бедноте", "Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 - 1907 годов", "Земельный вопрос в России", "Социализм и война" и др.8 . Ленин предвидел неизбежное обострение классовых противоречий в связи с разразившейся мировой войной во всех воюющих странах, особенно в России. Он понимал, что в обстановке революционного кризиса немаловажно, какую позицию займут миллионы русских солдат, томившихся в плену и изнемогавших на каторжных работах в Германии, Австро-Венгрии и других странах, и под какие они встанут знамена: будут ли резервом пролетарской революции или подпадут под влияние реакционеров и превратятся в слепое орудие контрреволюции. Задача большевиков состояла в том, чтобы донести до военнопленных правду о войне и ее подлинных виновниках, указать пути избавления народов от этого бедствия, поднять классовое сознание русских рабочих и крестьян, оказавшихся в плену, и завоевать эту массу на сторону социалистической революции.

В связи с революционными событиями в России кайзеровские власти усилили контроль за корреспонденцией, поступавшей в лагеря для военнопленных. Из посылок изымалась и уничтожалась большевистская литература. Усилились репрессии со стороны лагерной администрации, участились обыски, облавы, аресты коммунистов и сочувствующих им. Однако эти меры не могли запугать большевиков, заставить их отказаться от революционной работы. Вскоре после получения первых сообщений о Февральской революции в России, перед отъездом на родину, Ленин в середине марта 1917 г. обратился к русским военнопленным с воззванием "Товарищам, томящимся в плену". Оно было издано редакцией "Социал-демократа" массовым тиражом в виде листовки и широко распространено среди русских военнопленных в Германии и Австро- Венгрии. Воззвание произвело огромное впечатление на узников, вызвало в них радость и надежду на скорое избавление от плена и возвращение домой. Это был программный документ уже сформировавшихся к тому времени в некоторых лагерях большевистских организаций и групп, ставивший конкретные задачи, решение которых позднее и вызвало к жизни создание Русской секции при КПГ.

Вести о свержении самодержавия, а затем о победе Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде всколыхнули военнопленных в Германии и Австро- Венгрии. Одни встретили эти известия с радостью, другие - с озлоблением. Таким образом, определились приверженцы и противники пролетарской революции. Солдаты из рабочих, крестьян и прогрессивной интеллигенции составили одну сторону, офицеры, фельдфебели, священники, помещики, чиновники и буржуа - другую. Представителей всех реакционных политических группировок в лагерях, начиная от монархистов и кончая эсерами и меньшевиками, объединяла ненависть к большевикам. При поддержке немецких властей они развязали кампанию лжи и клеветы против социалистической республики, рабоче-крестьянского правительства и всех его мероприятий. Лагеря наводнялись белогвардейской литературой. Единомышленники Керенского, а также монархисты угрожали всем, кто шел за большевиками, всевозможными карами.

Положение русских военнопленных особенно ухудшилось, когда правительство Макса Баденского, созданное в начале октября 1918 г. в Германии, спровоцировало разрыв дипломатических отношений с Советской Россией и в ноябре выслало из страны персонал посольства РСФСР. Русские пленные в Германии остались без правовой защиты. А в январе 1919 г. империалисты Антанты, попирая международные нормы, присвоили себе право распоряжаться судьбами этих людей, рассматривая их как возможный резерв антисоветских сил. Английские и французские офицеры совместно с

6 См. Б. И. Гринштейн. В германском плену (1914 - 1920 гг.). "Вопросы истории", 1975, N 9.

7 А. П. Якушина. Ленин и Заграничная организация РСДРП. М. 1972, стр.362.

8 Там же, стр. 365.

стр. 106

белогвардейскими эмиссарами, используя бедственное положение пленных, прибегая к шантажу и угрозам, развернули вербовку в армии Юденича, Колчака и Деникина. В связи с этими действиями империалистов Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР направил ноты правительствам Великобритании, Франции, Италии, Японии и США, в которых расценивал такую деятельность кап акт нарушения общепризнанных прав военнопленных. "Правительство Российской Советской Республики клеймит перед всеми народами поведение тех, кто, издеваясь над самыми элементарными человеческими чувствами, хочет заставить военнопленных, вышедших из рядов русского народа, участвовать в борьбе против русских народных масс, из рядов которых они вышли, причем это нарушение основных принципов международных отношений переносит нас к самым варварским эпохам истории человечества"9 , - говорилось в ноте.

В условиях, когда русские солдаты лишились связей с родиной, вновь проявилась солидарность немецкого пролетариата с трудящимися Советской республики. КПГ, возникшая в огне ноябрьских боев 1918 г. и сама находившаяся под постоянными ударами реакции, взяла на себя решение трудной интернациональной проблемы. Она не только усилила помощь большевикам в их революционной работе среди пленных и интернированных, но и постаралась придать этой помощи новые организационные формы. В ЦК КПГ был создан специальный отдел для работы с военнопленными и основана Русская секция при КПГ.

Газета "Красный набат" как раз и является одним из источников, позволяющих проследить деятельность коммунистических партийных организаций и групп в лагерях русских военнопленных, которая проходила под прямым руководством Русской секции. Газета содержит богатый материал о том, как претворялись в жизнь идеи Ленина, изложенные им в воззвании "Товарищам, томящимся в плену". В первом же номере, вышедшем 15 января 1920 г., редакция определила направление газеты: она "будет коммунистической газетой и будет писаться коммунистами-большевиками и только большевиками". Но "Красный набат", отмечалось далее, предназначен не только для коммунистов-большевиков, а главным образом для русских военнопленных. Основная цель этого печатного органа - знакомить их с идеями коммунизма, давать им правдивую информацию о событиях в мире, особенно о том, что происходит на их родине. "Вы все знаете, - говорилось в передовой, - какими отчетами, особенно о русских событиях, заполнены буржуазные газеты всего света. Мы никогда не будем лгать, как лгут эти газеты".

Важнейшая задача "Красного набата" состояла в том, чтобы помогать русским военнопленным осмысливать грандиозность и широту замыслов большевистской партии, Ленина в социалистическом преобразовании России, подготовить узников лагерей к восприятию новой жизни и активной созидательной деятельности по возвращении на родину. В заключение газета писала: "Мы будем гордиться, если нам удастся достигнуть того, что наши товарищи по возвращении из Германии на родину смогут сказать: "Мы подготовлены понять все новое в России, чего еще не видели, но с чем нас познакомили, с чем мы сами познакомились в Русской секции при Коммунистической партии Германии. А теперь забьем в набат, в красный набат и примемся за работу на пользу коммунизма, то есть всего трудящегося света" 10 .

Это программное заявление определило структуру газеты. Ее раздел "Лагерная хроника" постоянно информировал читателей о жизни русских солдат в плену, борьбе, которую они вели за свои права и человеческое достоинство, против реакции, произвола и издевательств властей и лагерной администрации. В этом разделе газета освещала также политическую и культурно-просветительную работу в лагерях, проводившуюся под руководством коммунистических организаций и групп. Под рубрикой "Политическое обозрение" "Красный набат" помещал статьи и заметки о международных событиях, связанных в первую очередь с борьбой Советской России за мир, против интервентов, знакомил их с революционным движением мирового пролетариата и рабочего класса Германии.

Поскольку газета являлась партийным органом, то на се страницах освещались

9 "Документы внешней политики СССР". Т. II. М. 1958, стр. 37.

10 "Красный набат", N 1, 15.I.1920.

стр. 107

и вопросы партийной жизни. Она опубликовала материалы о IX съезде РЕП(б), о первом и втором съездах русских военнопленных в Германии; печатала воззвания, обращения, призывы Русской секции, адресованные коммунистам и всем военнопленным и интернированным; сообщала о деятельности партийных организаций лагерей. Важнейшим источником, питавшим "Красный набат" информацией, были газеты "Правда", "Известия", "Rote Fahne" и другие коммунистические печатные органы, а также корреспонденции, получаемые редакцией из лагерей и от рабочих команд. Со статьями выступали в ней ответственные работники секции. Газета воспитывала военнопленных в духе любви и преданности к социалистическому Отечеству. "Красный набат" подробно разъяснял задачи коммунистов, а спустя полтора года после VIII съезда РКП(б), в связи с принятием им новой Программы партии, выступил со специальной статьей на эту тему, подробно рассказав о целях большевиков 11 . Текст новой Программы был распространен редакцией "Красного набата" отдельным изданием по лагерям и рабочим командам. Партийные комитеты лагерей организовали изучение военнопленными этого важнейшего документа12 .

Большой интерес проявляли военнопленные к государственному устройству Советской республики, и на эту тему в газете публиковались статьи "Как организована Советская власть"13 , "Происхождение Советов" 14 и др. Кроме того, редакция "Красного набата" издала отдельной брошюрой Конституцию РСФСР 1918 г., сопроводив ее комментариями 15 . Одновременно была выпущена брошюра В. А. Карпинского "Что такое Советская власть и как она строится". Ее читали в лагерях по разделам, а после прочтения вели беседы о советском строе и борьбе за укрепление Советской власти16 .

Пленных очень волновал вопрос об отношении к ним Советского правительства. Газета на своих страницах рассказала о тех гигантских усилиях, которые прилагает Республика Советов, чтобы облегчить тяжелое положение своих соотечественников за рубежом, вызволить их из плена и вернуть на Родину. Одновременно она разоблачала измышления белогвардейской печати об отношении Советской власти к русским солдатам, находившимся в плену. Газета призывала пленных не поддаваться на вражеские провокации, и по инициативе большевиков узники лагерей бойкотировали все мероприятия империалистов Антанты и германской военщины, связанные с вербовкой пленных в белогвардейские армии. В итоге замыслы международной реакции использовать военнопленных для борьбы против Советской власти были сорваны.

Находясь на чужбине, русские пленные стремились узнать как можно больше о Родине. Поэтому они с особенным интересом читали материалы "Красного набата" под рубрикой "Вести из России", где газета рассказывала о революционном энтузиазме трудящихся нашей страны, сбросивших иго эксплуататоров и приступивших к строительству новой жизни, в кратких сводках информировала читателей о положении на фронтах гражданской войны, о том, как Красная Армия очищала советскую землю от белогвардейской нечисти. "В ночь с 27 на 28 апреля в Баку провозглашена Советская власть. Азербайджан стал советским"17 ; "Красная Армия заняла Тифлис; в районе Сочи сдались остатки армий Деникина и Кубанской Рады в количестве около 60 тыс. человек во главе с генералами Укреповым и Морозовым" 18 , - сообщалось в одной из таких сводок. "Русские революционные войска заняли почти всю Сибирь, продвигаются в Туркестан; атаман Анненков бросил свои войска, сложил с себя полномочия и бежал в Китай"19 , - говорилось в другой.

Известия о героических подвигах Красной Армии вызывали радость и прилив новых сил у русских военнопленных, надежду на скорое возвращение домой. Однако нападение на Советскую республику весной 1920 г. буржуазно- помещичьей Польши вызвало у пленных тревогу и озабоченность за судьбы отечества. Возвращение к род-

11 "Красный набат", N 14, 4.IX. 1920.

12 Б. И. Гринштейн. Указ. соч., стр. 125.

13 "Красный набат", N 2, 1.II.1920.

14 "Красный набат", N 4, 1.III.1920.

15 ЦГАОР СССР, ф. Центропленбежа.

16 Б. И. Гринштей н. Указ. соч., стр. 125.

17 "Красный набат", N 7, 1.VI.1920.

18 Там же.

19 "Красный набат", N 5 - 6, 1.V.1920.

стр. 108

ному очагу снова отодвигалось на неизвестное время. В тот момент в лагерях военнопленных, особенно с украинским составом, опять появились подозрительные личности, которые стали усиленно агитировать за вступление в отряды Петлюры, "головного атамана" и союзника белой Польши. "Красный набат" немедленно развернул в связи с этим на своих страницах широкую разъяснительную работу среди военнопленных. ЦК Русской секции при КПГ и редакция "Красного набата" обратились ко всем украинцам, находившимся в немецком плену, со специальным воззванием соблюдать бдительность и не дать обмануть себя националистам. "Нападение на Россию поддерживается реакцией всего света, особенно Антантой, - говорилось в обращении. - Панская Польша и Петлюра - всего лишь пешки в этой войне, пешки английских и французских империалистов, которые зарятся на украинское зерно, южнорусское железо, донецкий уголь, черноморские гавани"20 . Воззвание заканчивалось словами, полными оптимизма и веры в победу Красной Армии, неминуемый крах белопольской авантюры: "Украина знает, что такое иноземное иго. Она прогнала немцев при Скоропадском, французов и англичан при Петлюре, прогонит и поляков"21 . Выступление газеты с разоблачением украинских националистов сорвало их планы по вербовке военнопленных в петлюровские банды.

Бывших солдат, естественно, интересовали сведения об армии рабоче- крестьянского государства. "Красный набат" рассказывал о том, как в условиях страшной разрухи, а также опасности нападения извне Советское государство, сохраняя воинские формирования, пошло на использование частей регулярной армии в мирных целях, на хозяйственных работах22 . В рубрике "Вести из России" газета писала о том, с каким энтузиазмом рабочие и крестьяне взялись за восстановление хозяйства страны, разрушенного войной и империалистической интервенцией. Она сообщала обо всем новом, что рождалось в Советской России благодаря инициативе большевистской партии, самих трудящихся масс.

"Красный набат" уделил видное место коммунистическим субботникам, подробно осветив историю их возникновения. Первыми, кто выступил с предложением добровольно и бесплатно работать по субботам, отмечала газета, были рабочие Московского железнодорожного узла. Это движение стало расти, шириться, распространяться сначала на железных дорогах, затем охватило промышленные предприятия, Красную Армию, стало проникать и в деревню. По имеющимся сведениям, отмечалось в статье, особенно энергично взялись за эти работы крестьяне Рязанской и Уфимской губерний23 . Упомянув, что инициаторами субботников были коммунисты, газета вместе с тем подчеркивала, как по мере распространения движения оно стало охватывать все большую массу беспартийных. На страницах "Красного набата" был также перепечатан репортаж из "Правды" о первомайском коммунистическом субботнике с участием Ленина24 .

Газета знакомила своих читателей и с событиями культурной жизни в Советской республике. Она рассказывала об открытии новых школ и высших учебных заведений, строительстве лечебных учреждений, домов отдыха и санаториев, о начавшейся борьбе с неграмотностью и детской беспризорностью. Не прошла газета мимо таких фактов, как возобновление деятельности Московского университета, выезды рабочих и служащих городов в деревню с лекциями и беседами, проводившимися под девизом "Неделя крестьянина" 25 .

Огромный интерес русские военнопленные в Германии и Австро-Венгрии проявляли к Ленину. Кто этот человек, вставший во главе новой России, чье имя не сходит со страниц мировой прессы и вызывает любовь и восхищение трудящихся, злобу и ненависть их врагов? На эти и многие другие вопросы они тоже находили ответ в "Красном набате". Газета напечатала ряд материалов, связанных с именем Ленина. Например, она поместила рассказ видного деятеля лейбористской партии Англии Д. Лэнсбери, которому удалось нарисовать в целом правдивый портрет Владимира Ильича,

20 "Красный набат", N 7, 1.VI. 1920.

21 Там же.

22 "Красный набат", N 8, 15.VI.1920.

23 "Красный набат", N 4. 1.III.1920.

24 "Красный набат", N 7, 1.VI.1920.

25 "Красный набат", N 15 - 16, 18.IX.1920.

стр. 109

показав характерные его черты. В статье говорилось о простоте и скромности, доброте и проницательности, трудолюбии и государственной мудрости Ленина. Лэнсбери заключал: "Главная цель его жизни - это освободить рабочих от ига рабства и капитализма и воздвигнуть Интернационал"26 . На страницах "Красного набата" был перепечатан также репортаж из газеты "Правда" о чествовании Ленина в день его 50-летия27 . Эти материалы воспитывали в военнопленных чувство любви и преданности к социалистическому Отечеству, рассеивали нелепые слухи о советской действительности, разоблачали вымыслы о партии большевиков и Ленине.

В другом номере была помещена статья посетившего Москву чешского левого социал-демократа Б. Шмераля28 . Все увиденное в Советской России вызвало в нем восторженные чувства. Он рассказывал о встречах с руководителями ленинской партии и Советского правительства, с рабочими предприятий, служащими государственных учреждений и красноармейцами. Ему удалось побывать на рабочих и партийных собраниях, в детских учреждениях. "Когда я вернулся из Советской России, то всякий меня спрашивал: "Каково там? Что ты видел и пережил?". Я на это отвечал: Я вернулся из иного мира. Я вернулся другим человеком, чем уехал. То, что происходит в России, огромно, ошеломительно, честно, разумно, необходимо, непреодолимо"29 .

В хронике о лагерной жизни публиковались корреспонденции из лагерей и рабочих команд, которые дают представление о многих сторонах жизни пленных. Видное место в разделе занимали сообщения об их борьбе за свои права и человеческое достоинство. Эта борьба особенно усилилась после Октябрьской революции. Сопротивление пленных угнетателям стало приобретать организованный, сознательный характер. В этом сказывалось влияние коммунистов. С победой социалистической революции в России военнопленные реально ощутили, что в защиту их выступит рабоче- крестьянское государство. Когда администрация сорвала в лагере Штаргардт празднование дня 1 Мая, военнопленные объявили забастовку и в знак протеста вывесили черные флаги. "Наши прусские бурбоны все еще не могут забыть старого... времени, когда они бесконтрольно и безответственно издевались над нами, - сообщали бастующие в "Красный набат". - Пусть помнят теперь, что за нами... колоссальная сила нашего Советского правительства"30 .

Борьба пленных принимала различные формы - забастовки, объявление голодовок, бойкот мероприятий администрации, бегство из лагерей, проведение собраний, митингов солидарности в защиту своих товарищей. Поводом для протестов военнопленных служили: ухудшение питания, в частности, из-за действий лагерной администрации, которая разворовывала продукты и наживалась на голоде русских солдат; издевательства и жестокое обращение с пленными; преследование коммунистов и членов лагерных комитетов. Организованные выступления, как сообщалось в лагерной хронике, нередко оканчивались победой узников.

Газета рассказывала о культурной жизни в лагерях, работе школ, библиотек, самодеятельных художественных коллективов, давала рекомендации по вопросу сохранения здоровья, активно вела борьбу с пьянством и карточной игрой, со сквернословием. Большое внимание уделялось информации, поступавшей из лагерей, об организации и проведении там пролетарских праздников - дня 1 Мая, годовщин Октябрьской революции и Парижской Коммуны.

Любопытны сообщения "Красного набата" о кооперативном движении в лагерях. В первые годы плена в большинстве лагерей были открыты частные лавки, владель-

26 "Красный набат" N 5 - 6. Лэнсбери в феврале 1920 г. встречался с Лениным. Возвратившись на родину, он выступил 8 марта в газете "Daily Herald" со статьей, посвященной указанной встрече.

27 "Красный набат", N 7, 1.VI.1920.

28 Б. Шмераль - деятель чехословацкого и международного рабочего движения, един из основателей Компартии Чехословакии; прибыл в Москву весной 1920 г, как представитель левой социал-демократии, дважды встречался с Лениным - 5 и 21 мая 1920 г., был в качестве гостя на IX съезде РКП (б). По возвращении из Советской России им была опубликована серия статей в чешской печати, одна из которых и была перепечатана газетой "Красный набат".

29 "Красный набат", N 9, 1.VII. 1920.

30 "Красный набат", N 7, 1.VI.1920.

стр. 110

цами которых, как правило, были немцы. Л затем и некоторые пленные, идя на сделку с комендантом лагеря и его администрацией, обзаводились своим "делом". При поддержке комендатуры лагерей они грабили заключенных, втридорога продавая им продукты питания и различные товары. Борьба с частными лавками приняла острый характер. Военнопленные многих лагерей бойкотировали такие лавки. В ответ администрация, став к а защиту частных торговцев, обыскивала пленных при входе в лагерь и отбирала у них все, что было приобретено вне лагеря. Нередко она запрещала всякие кооперативы31 , а инициаторов кооперативного движения наказывала, изолируя от других военнопленных. Однако победили в этой борьбе коммунисты, поддержанные большинством пленных. Из лагеря Кассель сообщали, что 10 июня на общем собрании его обитателей было принято решение: "1) немедленная социализация всех лагерных частных лавочек; 2) лиц, нарушающих это постановление, задерживать до последнего транспорта"32 . А вот информация из другого лагеря. В результате ликвидации частной лавки и создания кооператива "Центрокуп", сообщалось в корреспонденции из Губена, цены на продукты понизились в лагере на 30%, повысились доходы от кооператива, которые ассигнуются на общие нужды.

В 1920 г. в лагерях появился новый контингент русских людей. Это были воины Красной Армии, перешедшие германскую границу в период польско-советской войны и интернированные немецкими властями33 . Утомленные непрерывными боями и большими форсированными переходами, красноармейцы, попав в плен, переживали серьезные трудности. Среди бойцов было много больных и раненых, они нуждались в медикаментах, перевязочном материале, добавочном питании. Их одежда и обувь износились. Пленные лагеря Мюнхенберг выступили с инициативой - начать сбор пожертвований в фонд помощи интернированным красноармейцам. "Красный набат" поддержал эту инициативу34 . Во всех лагерях никто не захотел остаться в стороне, каждый стремился чем-то помочь своим соотечественникам: жертвовали одежду и белье, тяжелым трудом заработанные пфенниги. Старые солдаты делились с красноармейцами скудным пайком. В этих действиях "стариков" проявлялись трогательная любовь к своей Родине и забота о ее защитниках.

В "Красном набате" печаталась информация о том, как большевистские группы, возникшие в лагерях, превращались в крупные партийные организации и становились той основой, вокруг которой сплачивалась масса военнопленных. 3 февраля 1920 г. из лагеря Губсн поступила корреспонденция о проведении собрания членов партии, на котором был избран комитет из пяти товарищей, в том числе два члена ревизионной комиссии и один агитатор. В обязанности последнего входило поддержание связей с командами и распространение революционной литературы. В лагере читались лекции; на двух из них присутствовало свыше 1 тыс. человек, а на четырех чтениях "Красного набата" - до 2 тыс. человек35 . "Численность нашей группы растет"36 , - сообщали из лагеря Зене. "Дела организации и пропаганды у нас идут большими шагами вперед, - писали из лагеря Мерзебург. - Группа уже давно существует... Издаем воззвания и прокламации на злобу дня. Население возбуждено и обрадовано известиями о появлении нашего представителя в Берлине. Настроение поднимается не по дням, а по часам" 37 . "Наконец, и у пас образовался коммунистический кружок, - говорилось в информации из лагеря Эрлангсн. - Ваша литература действует на массу, как живительный бальзам: люди воспрянули духом и идут навстречу всему лучшему"38 . Письма аналогичного содержания шли и в адрес Русской секции при КПГ. Пленные просили издавать "Красный набат" "не два раза в месяц, а но возможности больше, не менее четырех раз".

31 "Красный набат", N 10, 15.VI 1.1920.

32 "Красный набат", N 11 - 12, 15.VIII.1920.

33 Речь идет о корпусе Г. Гая, который, попав в тяжелое положение севернее Варшавы, вынужден был перейти границу, и его интернировали немецкие власти. Последние, в нарушение международного права, весь состав интернированных рассматривали как военнопленных и поместили бойцов, командиров и политработников корпуса в лагеря, где уже находились русские пленные первой мировой войны.

34 "Красный набат", .N 15-16. 18.IX.1920.

35 "Красный набат", N 4, 1.III.1920.

36 "Красный набат", N 5 - 6, 1.V.1920.

37 Там же.

38 "Красный набат", N 8, 15.VI.1920.

стр. 111

На своих страницах газета публиковала материалы съездов членов Русской секции при КПГ. Несмотря на лаконичность газетных отчетов об этих важнейших событиях в жизни военнопленных, они содержат материал, свидетельствующий о той громадной политической работе, которую проводили большевики и немецкие интернационалисты среди военнопленных. Уже к 1919 г. большинство русских солдат в Германии признало Советскую республику и стало на ее сторону. То была большая победа над силами реакции. Благодаря своей деятельности большевики совместно с немецкими коммунистами не только вернули пленным родину, но и спасли им жизнь, а контрреволюцию лишили важного людского резерва в ее борьбе с Советской властью.

Большой интерес представляют выступления с мест делегатов I и II съездов Русской секции39 . Они отражают многогранную работу партийных организаций лагерей40 . Вот некоторые выступления делегатов I съезда: "Лагерь Нойхаммер: имеется группа коммунистов, население лагеря на нашей стороне. Лагерь Гарделеген: старожилы Гарделегена вполне подготовлены к восприятию коммунистических идей. Население лагеря целиком на стороне Советского правительства. Лагерь Заган: все население лагеря на стороне Советского правительства. Лагерь Цербст: население лагеря на стороне Советского правительства. В лагере имеется кооператив" 41 . "Целле: работа идет успешно. У нас вводятся сельские Советы, которые управляют лагерной жизнью... Имеется школа, театр, читаются лекции. Необходимо создать сильные партийные организации в рабочих командах" 42 .

Когда в 1920 г. началось массовое возвращение пленных в Советскую Россию, в лагерях развернулось патриотическое движение: пленные Штаргардта предложили сделать подарок Родине. В своем обращении они писали: "Вы знаете, как наша матушка Россия страдает, как во всем терпит большие недостатки. И так же знаете, что каждый плуг, каждая машина, присланная нами, облегчит страдания нашим дорогим отцам, матерям, братьям, женам и детям... Наш долг, товарищи, прийти им скорее на помощь и всеми доступными нам средствами... облегчить им незаслуженные страдания. Откликнитесь на сей призыв и пожертвуйте от своего честного кровного заработка в подарок нашей дорогой рабоче-крестьянской России"43 .

Эта инициатива была поддержана ЦК Русской секции при КПГ, она нашла живейший отклик со стороны военнопленных. Не было ни одного лагеря, ни одной рабочей команды, где бы не обсуждался этот вопрос. На эту тему шел оживленный обмен мнениями между лагерными комитетами и партийными группами, шли письма с запросами и предложениями в ЦК секции и газету "Красный набат". На общих собраниях принимались решения о закупке сельскохозяйственного инвентаря, промышленного оборудования, медицинских инструментов, школьных принадлежностей, детской одежды и т. д. Движимые патриотическими чувствами, люди, нередко отказывая себе в самом необходимом, жертвовали на подарок Родине скудные, тяжелым трудом заработанные марки и пфенниги.

"Красный набат" писал: пленные Мерзебурга призвали все лагеря создавать команды специалистов и отправлять их в Советскую Россию, обеспечив полным комплектом инструментов и оборудования, необходимых для слесарной, токарной, железнодорожной и иных мастерских. Мы решили "всеми силами оказать посильную помощь нашим братьям-большевикам, борющимся с происками европейской плутократии и хозяйственной разрухой в стране. Мы должны признать, что восстановление нашей новой, Советской России выше наших личных страданий, нашего неудержимого стремления домой... Правда, мы пережили крестные муки, но не забывайте, что наша Родина была в смертельной опасности и избавлена от нее кровью сынов-коммунистов, еще и сейчас борющихся как за окончательное освобождение Советской России от ига капитализма, так и за освобождение всего рабочего класса от цепей рабства". Обращение заканчивалось словами: "Мы призываем и другие лагеря поду-

39 В целях конспирации и безопасности делегатов их фамилии в газетных отчетах не упоминались, сообщались лишь названия лагерей и рабочих команд.

40 Здесь приводятся лишь некоторые выступления делегатов I и II съездов Русской секции при КПГ.

41 "Красный набат", N 3, 15.II.1920.

42 "Красный набат", N 11 - 12, 15.VIII.1920.

43 ЦГАОР СССР, ф. Центропленбежа.

стр. 112

мать над этим и помещать в очередные транспорты команды специалистов с полным комплектом слесарной мастерской, токарной, литейной и т. д." 44 .

На призыв откликнулись многие лагеря. Партийный комитет лагеря Цербст организовал из числа военнопленных железнодорожную и вагоностроительную мастерские с полным составом специалистов и необходимым комплектом оборудования. Обе команды (около 100 человек) были назначены к немедленной отправке на Родину вне очереди45 . Лагерь Лихтенгорст выступил с инициативой: домой возвращаются в первую очередь специалисты предприятий, транспорта и других отраслей народного хозяйства, в которых особенно нуждалась молодая Советская республика. В воззвании, принятом на общем собрании этого лагеря, отмечалось, что "контрреволюционные армии уничтожены, война с Польшей идет к концу, но предстоит новая война - война с хозяйственной разрухой. Нужны рабочие руки, нужны специалисты, и мы, товарищи, должны помочь нашим родным и товарищам, послать туда в первую очередь обученных рабочих"46 . Этот призыв нашел широкий отклик и поддержку со стороны пленных других лагерей.

Газета "Красный набат" освещала также события, происходившие в Германии. Она информировала о классовой борьбе немецких трудящихся. В N 5 - 6 была напечатана статья "Что происходит в Германии", в которой давались анализ и классовая оценка путча Каппа - Лютвица. В том же номере характеризовались политические партии Германии47 . В N 9 газета анализировала политическое положение в стране после выборов в рейхстаг48 , в N 14 рассказывала о борьбе вюртембергских рабочих за повышение заработной платы49 и т. д.

В разделе "Политическая хроника" "Красный набат" освещал события международной жизни, шаги Советской республики по установлению нормальных дипломатических отношений со странами капиталистического мира. Газета сообщала о переговорах в Копенгагене, которые велись между представителями Советского государства и Великобритании по поводу обмена военнопленными и интернированными; о продолжении переговоров по этому же вопросу с Германией и Францией; о нормализации отношений с Эстонией, Латвией и Литвой. Анализируя ход переговоров, газета делала вывод: "Реакция всего света принуждена признаться в бессилии своем и тем же засвидетельствовать силу Советской большевистской власти. Силой оружия Советскую Россию не победить"50 .

"Красный набат" подробно информировал о войне, развязанной буржуазно- помещичьей Польшей, за спиной которой стоял международный капитал, писал о движении солидарности с Советской республикой трудящихся Англии и Франции, Германии и Италии, скандинавских стран. Рабочие Швеции и Норвегии требовали снятия блокады, установления мира с Советской Россией, дипломатических и торговых отношений с ней. Трудящиеся капиталистических стран начали сбор денег и вещей в пользу Советской республики51 . Газета информировала читателей о национально-освободительном движении: восстании в Ирландии против британского империализма, борьбе за национальную независимость Турции, Индии, Китая, Египта и других стран.

Как орган Русской секции при КПГ "Красный набат" сыграл важную роль в деле воспитания военнопленных. Газета сразу же завоевала у них авторитет. Из лагеря Ульм после получения первых ее номеров сообщали: "Присланная и распространенная по лагерю газета произвела неизгладимое впечатление. Вокруг чтецов собираются толпы людей, на лицах которых... радость и оживление. Всюду можно было слышать одобрение красным, разогнавшим Колчака, Деникина и прочих прихвостней царского времени. Слышалось: "Нас Советское правительство не забыло - требует нашей отправки на Родину" 52 . "Литература (имеется в виду газета "Красный на-

44 "Красный набат", N 10, 15.VII.1020.

45 "Красный набат", N 13, 28.VIII.1920.

46 "Красный набат", N 8, 15.VI.1920.

47 "Красный набат", N 5 - 6, 1.V.1920.

48 "Красный набат", N 9, 1.VII.1920.

49 "Красный набат", N 14, 4.IX.1920.

50 "Красный набат", N 4, 1.III.1920.

51 Там же.

52 "Красный набат", N 5 - 6, 1.V.1920.

стр. 113

бат". -Н. Ш.) читается нарасхват и с восхищением"53 , -писали из лагеря Зене. "Вчера получили, наконец, N 5-6 "Набата", - сообщали из лагеря Мюнстер. - Вечером во всех бараках оживление. Люди делились впечатлениями от прочитанного вслух, судили и рядили о новых порядках в России" 54 . В адрес редакции "Красного набата" шли не только слова горячей благодарности, но и скромные средства военнопленных на ее издание55 .

Газета послужила стимулом для развития и распространения лагерной печати. В 1920 г. во многих лагерях для военнопленных в Германии стали выпускать свои газеты. Сначала это были рукописные издания тиражом 5 - 6 экземпляров, затем появились гектографические тиражом 100 - 150 и более экземпляров. В лагере Альтдамм выходила газета "Красный пленник", в Кведлиибурге - "Лагерная правда", в Целле - "Искра", в Цербсте - "Труд", во Франкфурте-на-Одере - "Пролетарий", и др. Позднее, помимо лагерных газет, возникли районные печатные органы, обслуживавшие группу лагерей. Среди них - "Красная заря", "Красный луч", "Красное эхо". Одновременно появляются лагерные журналы. Объединенная редакция лагерей Пархим, Мекленбург, Шверин издавала журнал "Красный пролетарий", в лагере Минден выходил журнал "Красноармеец", в Гавельберге - "Красная звезда", в Хамельне - "Наш путь", в Лихтенгорсте - "Интернированный", и др.

"Красный набат" являлся интернациональным органом, выражавшим интересы двух коммунистических партий - КПГ и РКП(б), поставивших целью оградить русских военнопленных от влияния реакционных сил, пробудить в них классовое, пролетарское сознание, воспитать чувство любви к своему социалистическому Отечеству, добиться, чтобы вся масса военнопленных вернулась на Родину сторонниками Советской власти, активными строителями новой жизни. Эта сложная и ответственная задача успешно выполнялась коммунистами обеих партий, и заметная роль в этом принадлежала газете "Красный набат".

53 Там же.

54 "Красный набат", N 7, 1.VI. 1920.

55 "Красный набат", N 10, 15.VII.1920.

Опубликовано 08 февраля 2018 года





Полная версия публикации №1518104332

© Literary.RU

Главная ГАЗЕТА "КРАСНЫЙ НАБАТ"

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки