Полная версия публикации №1500001515

LITERARY.RU В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ. Переписка В. Д. Бонч-Бруевича → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

А. НИКОЛАЕВ, учитель, В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ. Переписка В. Д. Бонч-Бруевича // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 14 июля 2017. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1500001515&archive= (дата обращения: 29.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1500001515, версия для печати

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ. Переписка В. Д. Бонч-Бруевича


Дата публикации: 14 июля 2017
Автор: А. НИКОЛАЕВ, учитель
Публикатор: Администратор
Источник: (c) Известия, 09-11-1983
Номер публикации: №1500001515 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!



Я СЕЛЬСКИЙ учитель. Как и многие мои коллеги, занимаюсь краеведением, интересуюсь историческим и литературным прошлым своего края. Увлекаюсь литературным поиском, нередко заглядываю в различные архивы, где хранятся подлинные документы, переписка писателей, художников и близких к этим кругам людей. Из этих документов мы узнаем иногда такие подробности, которые не только приближают к нам прошлое, но и делают его для нас более понятным, живым, осязаемым, ярким. Случается, и я открываю для себя, а значит, и своих учеников нечто ранее мне неизвестное.

После одного такого поиска осталась у меня переписка дочери писателя-демократа Н. В. Успенского Ольги Николаевны с видным государственным и политическим деятелем, соратником В. И. Ленина Владимиром Дмитриевичем Бонч-Бруевичем. Родилась эта переписка в начале тридцатых годов, когда по инициативе Бонч-Бруевича в Москве начал создаваться Центральный литературный музей. Музей заинтересовался материалами о Н. В. Успенском. Его талантливые реалистичные рассказы и очерки из народного быта высоко ценили Н. Некрасов, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Чернышевский. В декабре 1932 года Владимир Дмитриевич сам обратился к дочери писателя:

"Многоуважаемая Ольга Николаевна!.. Вы, может быть слышали, что в Москве организован Центральный литературный музей, куда мы стремимся собрать все рукописные письма, фотографии, дневники записки, автографы наших писателей... Мы собираем решительно все, до самых маленьких мелочей, потому что в общей массе это все поступает в научное исследование и все эти мелочи бывают очень важны. Конечно, хотелось бы по лучить все, что осталось в рукописях от покойного Н. В. Успенского" всевозможная официальная переписка, фотографические карточки и все прочее. Прошу Вас собрать решительно все письма, которые у Вас имеются к Н. В. Успенскому. У него могут найтись письма Чернышевского, Некрасова и др. Все нам очень нужно".

В те годы О. Н. Успенская жила в Туле, работала в школе. Мать ее умерла, когда девочке было десять лет. Свое неуютное трудное детство она провела с отцом. Уже после его смерти, оставшись на попечении деда - священника села Лобанова Ефремовского уезда Тульской губернии, - Ольга Николаевна окончила гимназию, затем Московскую консерваторию. Педагогическое образование получила уже на Украине в городе Черкассы, где и осталась жить, выйдя замуж за юриста Шумского. У них были две девочки. Когда у Ольги Николаевны умерли муж и старшая дочь, она вместе с дочерью Натальей переехала в Тулу.

Письмо Бонч-Бруевича взволновало и тронуло тульскую учительницу. Успенская тотчас ответила:

"Уважаемый Владимир Дмитриевич! Не знаю, как уцелели те немногие документы и рукописи, что я передала. Ведь смерть застала его - (Н. В. Успенского) - нищего, больного, потерявшего всякий интерес и возможность к жизни. Даже того единственного достояния нашего с ним, две гармошки, в холщовом саквояже не оказалось при нем.

А меня взяли от него буквально в одном платьишке. Вы мне предлагаете написать мои воспоминания. Я этого очень бы хотела и эта мысль давно была у меня, но я не знала, как ее осуществить. Вот в чем дело - где взять необходимое для этого время. Работе этой надо отдаться, и я думаю, что она меня захватит (так мне чувствуется). Времени у меня от прямой моей работы - учительства, часто не остается на необходимый отдых..."

Спустя некоторое время Успенская снова написала организатору музея:

"Относительно материала, касающегося Успенского и других писателей, я постараюсь разузнать у моих родственников... У меня лично есть только портрет И. С. Тургенева, подарок моей матери с личной надписью Тургенева: "Елизавете Александровне Успенской и ее дочери Оле", т. е. мне".

Этот портрет Ольга Николаевна вскоре передала музею.

Почти в каждом письме Владимир Дмитриевич настоятельно просит Успенскую начать, наконец, писать воспоминания об отце, дает советы и рекомендации, как лучше организовать эту работу:

"Вам, конечно, нужно сейчас же засесть за Ваши воспоминания. Сделать это очень просто, только надо купить несколько тетрадей, запастись чернилами и пером и от такого-то до такого-то времени или утром, или вечером сесть и писать, хотя бы по полчаса. И Вы увидите, что через некоторое время Вы так втянетесь в эту работу, что у Вас сейчас же уплотнится день и Вы найдете время для писания. В остальное время, когда Вы будете куда-нибудь идти. Вы будете думать об этой вашей работе, и все Вам вспомнится отчетливо и ясно.

Пожалуйста, пишите все, что Вы помните о Н. В. Успенском, его окружении. Пишите самым подробным образом, все как было на самом деле, и эти Ваши записки я сейчас же напечатаю в "Звеньях". Когда начнете писать, то хоть частями высылайте мне. Я постараюсь Вам устроить под них аванс, чтобы помочь Вам в материальном Вашем положении".

Участие видного деятеля партии самым благотворным образом сказалось на подъеме душевных сил Успенской, оказавшейся после смерти мужа и дочери в крайне тяжелом моральном состоянии и материальном положении. Сознание своей нужности большому общественному делу, которое дало общение с Бонч-Бруевичем, его забота и поддержка стали стимулом для Ольги Николаевны в ее работе над воспоминаниями об отце. В одном из номеров сборника "Звенья" за 1936 год они и были опубликованы.

Переписка между В. Д. Бонч-Бруевичем и О. Н. Успенской-Шумской длилась с декабря 1932 года по май 1936 года. Она занимает более ста машинописных листов. Мне удалось разыскать оригиналы этих писем в рукописном отделе библиотеки имени В. И. Ленина.

Эта переписка открыла для меня человечность политического деятеля ленинской школы, с его высоким общественным пониманием культурного наследия, бережным отношением к литературе прошлого и в то же время с сердечностью и вниманием к самому человеку.

Подобные открытия несомненно обогащают нас самих. Но вот какое обстоятельство в связи с моими литературными поисками не дает мне покоя много лет. В одном из писем О. Н. Успенская-Шумская сообщала Бонч-Бруевичу, что у ее племянника в Ефремове, что на Красивой Мечи, хранится переписка ее отца с Л. Н. Толстым, И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым и другими писателями. Однако, когда я обратился в разные учреждения этого города с просьбой помочь разыскать ценные бумаги, принадлежавшие двоюродному брату О. Н. Успенской, мне ответили, что дом, в котором он жил, давно снесен, а бумаги сданы (трудно поверить!) - в макулатуру.

Как уберечь от гибели то, что представляет общественный интерес? В свое время я предлагал создавать в городах комиссии из компетентных лиц, которые могли бы проверить и оценить по достоинству брошенные при сносе старых домов на произвол судьбы или просто за ненадобностью старые книги, рукописи. Меня поддержал замечательный ученый и писатель Ираклий Луарсабович Андроников. Но время идет, все более отдаляя от нас даже недавнее прошлое: а есть ли где такие комиссии из краеведов, историков, литераторов, библиотекарей? Комиссии, которые занимаются розысками и помогают спасать от уничтожения представляющие интерес старые фотографии, документы, письма, листовки, книги - что-то не слыхал!

Я хочу обратиться к своим коллегам - учителям: надо проводить с ребятами, собирающими макулатуру, соответствующие беседы, разъясняющие значение поиска. Нелишним было бы и самим нам иногда заглядывать в собранные учащимися бумаги. Считаю, что таким образом и школа могла бы внести свою лепту в важное дело собирательства и сбережения исторически значимых документов. Кстати, опыт у нас кое-какой есть. Пример тому походы юных следопытов с их поисками документов о подвигах и судьбах героев войны и работа, которую ведут школы, на основе этих находок.

Село 3-и ЛЕВЫЕ ЛАМКИ, СОСНОВСКИЙ РАЙОН Тамбовской области.

Опубликовано 14 июля 2017 года





Полная версия публикации №1500001515

© Literary.RU

Главная В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ. Переписка В. Д. Бонч-Бруевича

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки