LITERARY.RU → Работа со стихотворными текстами → Версия для печати
публикация №1487067934, версия для печати
Работа со стихотворными текстами
Дата публикации: 14 февраля 2017 |
Этап первый, дошкольный: созидание фундамента Эмилия Леонгард, кандидат педагогических наук, создатель "Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушениями слуха", сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, Москва Поэзия требует озвучивания: мы слышим её ритм, мелодику. Поэзия вводит нас в особый мир, открывает нечто тайное, скрытое в нас самих, одухотворяет нашу жизнь. Сразу возникает вопрос: доступна ли слабослышащим поэзия? Этому и посвящен предлагаемый материал. Рекомендации по организации работы со стихотворными текстами у детей с нарушениями слуха оказываются чрезвычайно полезными и в обучении слышащих детей. В этом номере речь пойдёт о дошкольниках. Наш опыт работы по реабилитации слабослышащих детей свидетельствует о том, что при определённой организации жизни детей в семье, в детском саду и в школе они способны в полной мере присваивать культуру того народа, частью которого они являются. Поэтому задача взрослых - педагогов и родителей - состоит в создании условий для реализации этих способностей. Дети с физическими ограничениями по слуху - это нормальные дети, и требования к их развитию не должны быть заниженными. Им должен быть обеспечен такой же доступ к культурным ценностям, какой имеют их слышащие сверстники. Нужно ли вводить глухих детей в многомерный языковой мир, имеющий богатство оттенков, характеризующих самые разнообразные стороны нашей жизни, наших чувств, или питать их маловыразительными "плоскостными" штампами? Уважая личность глухого человека (как и всякого другого), мы не имеем права лишать его встречи с прекрасным. Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой, стр. 59 Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. (Ф. И. Тютчев) Как отличается этот образ от типичных описаний учащимися зимней природы, зимнего леса! Ведь это образ одушевлённый! А вот другое описание: Бык седые слезы точит, Ходит пышный, чуть живой. А на воздухе пустынном Птица лёгкая кружится. Ради песенки старинной Нежным горлышком трудится. (Н. Заболоцкий) Некоторые эпитеты в этом отрывке разрушают наши представления о знакомых предметах, ими характеризуемых. Почему "седые слёзы"? Бык - "пышный"? И при этом - "чуть живой". И труженица-птица с "нежным горлышком". Вчитаешься - и задумаешься. А как обогащает наше восприятие мира метафоричность поэтической речи! ...Младенцем завернула Заря луну в подол. (С. Есенин) ...Как ни дышит полдень знойный В растворённое окно... (Ф. И. Тютчев) ...Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть. И ночь полоскалась в гортани запруд. (Б. Пастернак). Известно, что то или иное событие можно представить более ярко с помощью звуковых средств (аллитерация): Реже-реже-ре-же ступай, конькобежец, В беге ссекая шаг свысока. Па повороте созвездьем врежется В небо Норвегии скрежет конька. (Б. Пастернак) Для того чтобы почувствовать "вкус" этого текста, его нужно произносить, и не шёпотом, а вслух: Глухие дети вполне могут получать адекватные слуховые впечатления, поскольку слуховые аппараты дают им возможность слышать себя. Поэт - человек особенный. Его переживания не только персональны - он является выразителем чувств и мыслей своих современников или потомков. Поэт- это душа времени (прошлого, настоящего, будущего), его радость и боль. Чего добились вы? Блестящего расчёта: Губ шевелящихся отнять вы не могли. (О. Мандельштам) И если зажмут мой измученный рот, Которым кричит стомильонный народ, Пусть так же они поминают меня В канун моего погребального дня. (А. Ахматова) Нет, не должны наши глухие дети оказаться вне пределов этих стр. 60 переживаний, этой высоты духа. Как привести их к Поэзии, как помочь полюбить её - этому посвящен наш материал. Мелодическая основа речи Обозначим первую веху восхождения к Поэзии. Это фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте и о котором должны знать учителя. Первый длительный период - это созидание у детей мелодической основы речи. Это созидание осуществляется в трёх направлениях: музыкально-инструментальном, музыкально-вокальном и декламационном. Родителям следует как можно раньше начать погружать детей в пространство музыки. Эта музыка должна быть классической, т. к. физиологи доказали, что именно классическая музыка соответствует биологическим ритмам маленького ребёнка и действует на него благотворно. Детям полезно слушать произведения Моцарта, Вивальди, Чайковского, Баха, Бетховена, Шопена и других композиторов. Никаких разговоров во время звучания музыки и по его окончании не проводится, т.к. процесс слушания музыки - процесс интимный, и вмешиваться в него недопустимо. Другое дело, если сам ребёнок станет проявлять эмоции, - в этих случаях взрослые откликаются на них и разделяют их. Параллельно слушанию инструментальной музыки взрослые дают детям возможность слышать пение. Петь нужно часто, но понемногу, эмоционально, выразительно. Во время пения взрослый показывает ребёнку картинку, соответствующую содержанию песенки, - картинка должна быть яркой, но без лишних объектов и деталей, чтобы ребёнок без всякого толкования соотносил воспринимаемое звучание с той или иной ситуацией. Потешки Наряду с этим дети слушают стихотворные тексты: разнообразные и многочисленные потешки, народные песенки, стихотворения. Впоследствии эти тексты дети читают наизусть. В работе со стихотворениями выделяются три аспекта: ритм, содержание, образность языка. Уже самым маленьким глухим и слабослышащим детям нужно читать потешки, обязательно сопровождая чтение движениями, соответствующими содержанию каждой потешки. Потешки общеизвестны: это "Ладушки", "Сорока-белобока", "Петушок", "Коза рогатая", "Большие ноги шли по дороге" и т.д. (см. кн. "Хрестоматия для маленьких". Составитель Л. Н. Елисеева. Изд. 4-е, М., "Просвещение", 1982). Каждая потешка "исполняется" взрослым и ребёнком очень много стр. 61 раз, и всегда взрослые выражают радость, улыбаются, смеются в определённых местах, вызывая таким образом у малыша эмоциональный отклик и желание общения. Во время этого общения нельзя ничего требовать от ребёнка: родители просто эмоционально читают потешку, в нужных местах беря ребёнка за ручки ("Полетели-полетели, на головку сели"), держа в руках его ладошку ("Сорока-белобока кашку варила, деток кормила...") и выполняя то или иное действие. С течением времени тексты потешек усложняются; многие из прежних потешек дети читают наизусть, что является результатом непроизвольного запоминания в процессе многократных повторов в течение года-двух лет, а не следствием специального заучивания наизусть, что категорически запрещается. Дети с нарушением слуха, особенно дошкольники (как и многие слышащие), испытывают значительные трудности в воспроизведении ритма слогосочетаний. Поэтому большое внимание следует уделять произнесению детьми разнообразных ритмов. Структура ритмов постепенно усложняется - увеличивается количество слогов в слогосочетаниях, всё более разнообразными становятся их ритмический рисунок и звуковой состав. Ритмы произносятся в сопровождении движений - ходьбы, движений рук в пространстве и т.д. Короткие стихи Помимо потешек, детям начинают читать короткие стихи - сначала четверостишия. Перед взрослыми не стоит задача учить детей чтению стихов наизусть. Задача состоит в том, чтобы продолжать воспитывать у детей то положительное отношение к данному виду общения, который культивировался в работе с потешками. Если это удаётся, проблемы запоминания стихов не возникает. На фоне совершенствования умений детей в произнесении разнообразных ритмов взрослые выбирают самые простые стихотворения и создают ситуации, которые этими текстами обозначаются. Например, разучивается ритм: ТИтатаТА ТАтатаТИ ТИтатиТАти ТИтатиТИ. Этот ритм соответствует ритму стихотворения Мишка упал, Лапа болит. Мишка не плачет, Мишка сидит. Работа начинается с одной строчки, которая произносится в ходьбе. Взрослый и ребёнок долгое время ходят вместе, прижавшись друг к другу, чтобы ребёнок ощущал ритм движения всем телом. Этот ритм произносится несколько раз подряд: ТИтатаТА, ТИтатаТА, ТИтатаТА... стр. 62 Такие упражнения делаются каждый день, можно 2 - 3 раза в день, но радостно, не доводя ребёнка до утомления. В конце концов, ребёнок запоминает его и произносит в ходьбе самостоятельно. Добавляется вторая строчка: ТАтатаТИ, ТАтатаТИ. Работа проводится аналогично описанной выше. Потом прибавляется третья строчка и т.д. Так ребёнок запоминает всё четверостишие. Проникновение в содержание Параллельно этой работе взрослые организуют ситуации для проникновения в содержание стихотворения. Например, во время игры с мишкой он "нечаянно" падает. Обнаруживается, что у него болит одна лапа ("Мишка, что у тебя болит?"). И вместе с ребёнком взрослый лечит её, перевязывает (может быть), проверяет, не плачет ли он, а затем сажает мишку на место. И взрослый, и ребёнок радуются, что он спокоен. Взрослый рассказывает ребёнку о случившемся: Мишка упал, лапа болит, мишка не плачет, мишка сидит. При этом ребёнок, как обычно, вторит взрослому. Затем взрослый показывает ребёнку плакат с текстом стихотворения, который ребёнок прочитывает. На глазах у ребёнка взрослый делает два рисунка: на одном мишка лежит около стула, держась за больную лапу, а на другом он сидит на полу или на этом стуле с перевязанной лапой. Взрослый и ребёнок читают стихотворение вместе, адресуя его к данным рисункам. Рисунки помещаются под текстом, который вывешивается в комнате. Через день ситуация повторяется, но в другой части квартиры, с другим мишкой, и болит у него другая лапа. Ребёнок читает плакат самостоятельно, как всегда, слушая себя, а взрослый внимательно вслушивается в его произношение. Читает текст и взрослый - естественно и эмоционально. Через несколько дней можно поменять рисунки. Мишка может упасть с дерева, а потом сидеть под ним, придерживая больную лапу другой; может упасть во время полёта (на небольшой высоте) на воздушном шарике и т.п. Каждый раз новая ситуация озвучивается с помощью текста стихотворения. Новый этап работы с ритмом В этот же период (со второго-третьего дня использования текста) начинается работа над ритмом этого текста на новом этапе. Ребёнок произносит в ходьбе вместе со взрослым уже известный слоговой ритм ТИтатаТА..., соответствующий ритму первой строчки стихотворения, а затем взрослый добавляет эту строчку: ТИтатаТА - МИШкауПАЛ. Фраза произносится на одном дыхании. Для того чтобы дети вжились в этот ритм, присваивали его стр. 63 всем телом, а значит, и голосом, этот новый ритм нужно произносить в потоке, т.е. воспроизводить его несколько раз подряд: ТИтатаТА, МИШкауПАЛ, ТИтатаТА, МИШкауПАЛ, ТИтатаТА, МИШкауПАЛ... После совместного со взрослым действия (ходьбы и проговаривания) дети произносят этот ритм самостоятельно. Запоминание происходит быстрее, если такие занятия проводятся с группой детей. Когда ребёнок (дети) сможет произносить этот материал самостоятельно без затруднений, он дополняется следующими строчками: ТИтатаТА, МИШкауПАЛ, ТАтатаТИ, ЛАпабоЛИТ Таким образом, постепенно, понемногу, может быть, в течение нескольких дней (с перерывом) прочитывается всё стихотворение. Вместо ходьбы используются ритмичные движения рук, движения тела (например, наклоны) и т.д. В этот же период продолжается смысловая работа над текстом с привлечением различных изображений мишки на картинках и различных обликов игрушечных медвежат. Чтение стихотворения В конце концов, становится очевидным, что детям не доставляет труда читать весь этот большой объём наизусть. Тогда они переходят к чтению стихотворения в чистом виде, т.е. исключая слоговой материал. Для того чтобы у каждого ребёнка не угасал интерес к публичному чтению стихотворения и чтобы ребёнок удерживал его в памяти как можно дольше (дети быстро забывают стихотворения, если к ним не возвращаются часто), нужно каждое такое чтение по-прежнему относить к той или иной ситуации, то есть к одной из многочисленных картинок, которые появились в процессе работы над стихотворением и которые до поры до времени взрослые прячут, чтобы детям было интересно вновь рассказывать об этом событии. Нужно помнить, что при чтении стихотворения следует внимательно вслушиваться в произношение детей, предупреждать появление возможной ошибки, используя плакат с текстом стихотворения до чтения стихотворения наизусть. Многие родители жалуются на то, что дети не любят стихотворения. Причина ясна: стихотворения зазубриваются без глубокой проработки смысла, дело ограничивается демонстрацией родителями какой-либо одной картинки и "объяснением" содержания текста. Вследствие этого дети учат наизусть текст, который очень скоро перестает вызывать у них положительные эмоции; остаются только отрицательные - усталость и ощущение собственной неуспешности из-за трудностей запоминания. Легко вообразить состояние ребёнка, который вынужден произносить много-много слов (часто непо- стр. 64 нятных), а представлять себе при этом только один предмет или одно действие. Такие тексты с трудом запоминаются и быстро забываются. Но вины ребёнка в этом нет. Виноваты взрослые. К тому времени, когда детям начинают предлагать "настоящие" стихотворения (в отличие от первых - "самодельных"), дети уже приобретают опыт запоминания разнообразных ритмических рядов, поэтому новые слоговые комплексы не будут для них очень трудными, но они будут содействовать развитию у детей словесной, слуховой и рече-двигательной памяти. Данные (и другие) ритмы дети произносят в ходьбе, в сопровождении движений рук, хлопков и т.д. Ритмы дети запоминают только на основе слухо-зрительного восприятия - они не записываются. Пишутся лишь тексты стихотворений. В качестве первых рекомендуются короткие стихи типа: "Бычок", "Зайка", "Мячик" ("Наша Таня громко плачет"...), "Слон", "Мишка", "Лошадка" (А. Барто). Содержание их легко передавать и с помощью драматизации, и с помощью игрушек. Работа с этими стихотворениями проводится аналогично описанной выше. Разнообразная деятельность Приводим пример ритмической структуры стихотворения. таТАтаТАтаТАтата - Идёт бычок, качается, таТАтататаТА - Вздыхает на ходу: ТатаТАтаТАтата - Ох, доска кончается, ТаТАтататаТА - Сейчас я упаду! ТатаТАтаТАтаТАта - Наша Таня громко плачет: ТатаТАтаТАтаТАта - Уронила в речку мячик. ТатаТАтататаТА - Тише, Танечка, не плачь: ТатаТАтаТАтаТА - Не утонет в речке мяч. В одних случаях первоначально дети знакомятся с текстами в процессе действий взрослого с игрушками, в других - при рассматривании картинок. Например, взрослый разыгрывает сцену прогулки на лугу коровы и бычка (вводится новое слово "бычок"). Бычок отходит от мамы, гуляет один и замечает доску, приподнятую одним концом над землей. Он идёт по ней, покачиваясь, вздыхает и в страхе останавливается на её конце. Происходящее взрослый сопровождает чтением стихотворения наизусть. Читает он неспешно, соотнося свою речь с темпом действий "героя". После этого взрослый предлагает детям выбрать нужный текст из двух-трёх написанных на плакатах. В лишних текстах обязательно должен фигурировать бычок, но его действия должны быть другими. Лишние тексты должны включать только хорошо знакомые слова, чтобы дети осуществляли выбор не с помощью гадания, а сознательно. стр. 65 Выбрав текст, дети его читают и, как правило, воспроизводят действия взрослого. Взрослый помогает кому-то из детей перевоплотиться в бычка и изобразить данную ситуацию. Во время драматизации все вместе читают текст. На другой день данную ситуацию можно представить в лепке, и снова будет чтение текста. В следующий раз бычка можно вырезать из бумаги (все это делает ребёнок, а взрослый является ведомым, т.е. он не проявляет инициативы). При каждой очередной встрече с бычком ситуация должна отличаться от предыдущих какой-то новизной: меняется место действия, расположение доски и т.п. Таким образом, главным для детей оказывается не чтение, а разнообразная деятельность с новым для них объектом, и поскольку эта деятельность им интересна, они незаметно для себя запоминают текст, так как читают его многократно. Запоминанию помогает и проговаривание ритма в изолированном виде и в сочетании с текстом (как это было в работе с текстом "Мишка упал"). Работа над ритмом осуществляется параллельно смысловой работе. Упомянутые нами стихотворения не отличаются образностью языка, но, несмотря на это, использование их постепенно ведёт детей к различению способов высказывания - обычного (проза) и особого, необычного (стихи). Чтение этих стихотворений содействует умению воспроизводить разные стихотворные размеры и ритмы, что придаёт речи интонационную гибкость, развивает слухо-речевую и рече-двигательную память. Всё это делает устную речь глухих и слабослышащих детей более выразительной. Ритмизованная речь в быту Помимо описанных форм работы со стихотворными текстами, детям полезно слышать рифмованную и ритмизованную речь и в быту, применительно к сиюминутным ситуациям. Простые, нехитрые двустишия или четверостишия могут придумывать сами родители и учителя в любой момент общения с детьми. Приводим несколько примеров подобных творений, которые, вкупе со специальной работой над стихотворными текстами, будут исподволь готовить детей к различению в потоке звучащей речи разных пластов и будут способствовать всё более объёмному восприятию этого звучания. Пусть не смущает вас примитивность этих маленьких текстов (они принадлежат автору данного материала) - постепенно дети полюбят их, и, возможно, сами включатся в эту речевую игру. В магазин сейчас пойдём. Молочка мы принесём. Вот и суп, а вот и каша. Принесём тарелки наши! В дверь нам папа позвонил, И Серёжа дверь открыл. Сильно-сильно дует ветер, Не гуляют больше дети. стр. 66 Солнце светит ярко-ярко, А на улице не жарко. Папа дерево сажает, А Дениска помогает. И т.д. и т.п. Сопровождение стихотворными текстами разнообразных житейских ситуаций целесообразно начинать с глухими детьми на 4 - 5-м годах обучения, т.е. тогда, когда дети уже имеют связную инициативную речь, иначе усилия взрослых не достигнут цели. Слабослышащие дети могут принять этот стиль раньше. Впоследствии подобный материал используется в школе. Развитием этой формы оречевления ситуации может быть подбор слова-рифмы к тексту, который начал, но не закончил взрослый. Детям с нарушенным слухом, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, первое время очень трудно самостоятельно придумывать подходящие слова, поэтому на начальном этапе они осуществляют выбор из нескольких слов, предложенных взрослыми. Например, взрослый говорит: "Прыгнул мячик высоко, укатился...", - и делает многозначительную паузу. Подберите нужное слово, - детям предлагается на выбор три таблички: ПРЯМО, ДАЛЕКО, В ЛЕС. Для того чтобы дети учились чувствовать и ритм, и рифму, они обязательно проговаривают текст вслух, слушают себя, а не только читают его. Дети несколько раз повторяют текст выразительно, т. е. выделяя логическое ударение (высоко) и пробуют слова из справочного материала, помогая себе синхронными ритмическими хлопками. "Прыгнул мячик высоко, укатился... ПРЯМО" - получается сбой. Нет, не подходит. Дети снова произносят текст, пробуя следующее слово. "Прыгнул мячик высоко, укатился... ДАЛЕКО". Подходит! Получая удовольствие, дети произносят двустишие несколько раз, взрослый - тоже, выражая радость от благозвучной законченности текста. Ещё пример: На высоком стуле Там сидит... (таблички на выбор: КОШКА, ДЕВОЧКА, БАБУЛЯ). Этот текст труднее предыдущего, т.к. дети могут быть дезориентированы одинаковой слоговой структурой двух слов (девочка, бабуля), а им нужно ориентироваться и на ритм всего двустишия, и на рифму. На следующем этапе дети подбирают нужные слова и даже словосочетания сами. Такие шутливые игры можно эпизодически проводить и со старшими дошкольниками, и со школьниками. Не следует забывать каждый раз проявлять понимание детей. /В следующем номере читайте продолжение статьи, где речь пойдёт о работе со школьниками./ Опубликовано 14 февраля 2017 года Полная версия публикации №1487067934 → © Literary.RU Главная → Работа со стихотворными текстами При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|