LITERARY.RU → Всего три абзаца на Салтыкова-Щедрина → Версия для печати
публикация №1487024181, версия для печати
Всего три абзаца на Салтыкова-Щедрина
Дата публикации: 14 февраля 2017 |
Как "блуждание" по тексту на литературе помогает готовиться к ЕГЭ по русскому Людмила Скирневская, учительница русского языка и литературы, Оболенская средняя общеобразовательная школа, Московская обл. Оказывается, работая над сложной статьёй из учебника о творчестве Салтыкова-Щедрина, можно невзначай подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Когда спрашиваю у девяти- и одиннадцатиклассников, почему они допустили ошибки при выполнении ГИА и ЕГЭ, часто слышу: "Невнимательно прочитали задание", "Не все примеры нашли" и т.д. Решила проверить внимательность и сообразительность учеников в 8 классе. Обратилась не к привычному словарному диктанту, а к тексту N 7 на стр. 59 пособия Егораевой Г. Т. для подготовки к ГИА. Предложила найти в тексте все слова с НЕ - за 2 мин. В тексте 10 таких слов. Нашли от 9 до 6 (!)... Теперь предлагаю сгруппировать их по частям речи. И опять трудность - в определении частей речи... Вспоминаем. А потом уж объясняем слитное и раздельное написание. * * * Учимся выполнять задание: найти слово с приставкой ПРЕ, где написание "е" зависит от лексического значения. Всего три предложения. Предлагаю выписать все слова с ПРЕ. Их три. Называют невпопад. Например, "прибывать". С трудом находят слово "беспрерывно". Анализируем значение приставок и выбираем нужное слово. стр. 19 И знаете, что тогда я в очередной раз поняла? Блуждание-обживание по тексту - вот то, что поможет справиться с этой бедой! Поэтому на литературе, как только появляется возможность, "блуждаем" (о процедурной драматургии "цепочки понимания": блуждание - поиск странностей -реконструкция - вариативность смыслов - выражение замысла читайте в статье В. М. Букатова на http://openlesson.ru/?p=14839 - Прим. ред.). * * * 12 января, 8 класс. Знакомимся с Салтыковым-Щедриным. Учебник Коровиной В. Я. На стр. 3 - 5 помещена сложная для восприятия статья о творчестве писателя. У самой с первого прочтения мало что в голове остаётся... Класс дежурит, на уроке 10 человек... На команды решила не делиться. Работали в парах. Задание 1 Предложила ученикам высказать свои предположения, сколько будет в статье абзацев. Предположения разные: от 5 до 9. Полезли проверять. Оказалось, что всего три! Возник вопрос "Почему?", ведь в статьях учебников почти всегда по 6 - 7 абзацев. А здесь всего три. Посыпались предположения: - не было ничего интересного в жизни, - малоизвестный писатель и т.д. Посмотрели на годы жизни. Оказывается, что жил долго. Событий случилось много. Издаётся часто, не даром считается классиком. Значит, выдвинутые предположения не оправдались. Пытаемся сыскать ответ в тексте статьи. Задание 2 - Посчитайте количество слов, которые пишутся через дефис. Посчитали и назвали. И тут Женя, спохватившись, дополняет: - А ведь Салтыков-Щедрин тоже через дефис пишется. Возникло недоумение: "А почему?". К нему добавился новый вопрос: "А в записи годов жизни - это дефис или тире?"... Дальше - больше!.. - Посчитайте, сколько предложений, в которых употребляются однородные члены. Сначала - ступор. Потом до восьмиклассников дошло, что эта тема только что изучалась на русском... Для разминки вспомнила и социо-игровую "классику": - Найдите на стр. 4 самое длинное предложение. И опять - полный энтузиазм! Вот уж от восьмиклассников не ожидала... стр. 20 Задание 3 - Посчитайте количество слов, которые пишутся в кавычках? Почему? - Какие знаки препинания используются на последней странице статьи? Каких больше? (В последнюю очередь вспоминаем о точке.) - Найти предложение, соответствующее схеме такой-то схеме. Задание 4 Опять "классика": - Найдите, что есть и в тексте статьи и в классе вокруг вас (то есть - похожего, одинакового, "одного и того же"). И опять, к моему удивлению, 10 восьмиклассников (пять пар) с большим интересом берутся за выполнение и этого задания. Смотрю на часы: 25 минут урока прошло, но время потрачено явно не зря. Задание 5 Даю пять минут, чтобы записать в тетрадях то, что запомнилось из статьи. И вот тут - самое интересное. Опешили, округлились глаза: - Мы не запомнили. Установки ведь не было... Я напоминаю, что с текстом на уроке работали все (за исключением двоих сильно опоздавших, которые присоединились к десяти присутствующим на уроке). - Кто что запомнил, то в своих рабочих парочках и записывайте. Стали писать. Кто - только одни словосочетания, у кого-то - отдельные предложения появляются. А у некоторых даже вполне связный текст получился! Через пять минут заслушали всех, даже тех двоих, кто был крайне удивлён предложенной работой (они опоздали и в блужданиях не участвовали, но кое-что сумели-таки написать). Потом все эти варианты сравнивали с самим тестом статьи... Свою работу каждый из восьмиклассников оценивал самостоятельно. Отметки оказались такими: две пятёрки, четыре четвёрки и четыре тройки. * * * Я удовлетворена. Надеюсь, что они тоже. Но скрытая польза проявится не сейчас, а потом. Уверена, что положительные результаты обнаружатся при подготовке к ГИА и ЕГЭ. /По материалам сайта openlesson.ru/ Опубликовано 14 февраля 2017 года Полная версия публикации №1487024181 → © Literary.RU Главная → Всего три абзаца на Салтыкова-Щедрина При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна! |
|