Полная версия публикации №1207223750

LITERARY.RU О суффиксах имен существительных → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

И. В. СОРОКИНА, О суффиксах имен существительных // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 03 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207223750&archive=1207225877 (дата обращения: 19.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1207223750, версия для печати

О суффиксах имен существительных


Дата публикации: 03 апреля 2008
Автор: И. В. СОРОКИНА
Публикатор: maxim
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1207223750 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


(Повторение и обобщение изученного) (1 час)

Цели для учителя:

- повторение и обобщение знаний учащихся об изученных суффиксах имен существительных, их значениях и правописании;

- повторение знаний учащихся о составе слова, его значимых частях;

- продолжение работы по развитию речи учащихся;

- эстетическое развитие учащихся на основе художественных текстов.

Цели для учащихся.

В конце темы учащиеся должны знать:

- правила правописания суффиксов существительных -ек, -ик, -чик, -щик, гласных -о, -е после шипящих в суффиксах существительных;

- значения изученных суффиксов имен существительных.

В конце темы учащиеся должны уметь:

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- графически обозначать орфограммы;

- объяснять значения изученных суффиксов имен существительных;

- разбирать слова по составу;

- определять слово по его лексическому значению;

- употреблять в речи существительные с изученными суффиксами.

Таблица

Суффиксы имен существительных

Значения суффиксов
Суффиксы
Примеры

Уменьшительно-ласкательное
к, ек, ик чих, иц, ец, оньк, еньк, утих, юшк, онх, ышк, шик
ручка, сыночек, домик, карманчик, зданьице, ружьецо, лисонька, доченька, избушка, полюшко, ручонка, крылышко, сынишка

Увеличительное
ищ, ин
носище, домина

Пренебрежительное
онк, ишк
душонка, человечишка






стр. 51


--------------------------------------------------------------------------------

Название лиц по профессии
арь, тель, чик, щик, ач, ист, ник
лекарь, учитель, смазчик, каменщик, трубач, органист, школьник

Название лиц по месту жительства
цч, анин, ец
москвич, южанин, львовец

Отвлеченное значение
от, изн, ость, ени, они
краснота, белизна, правдивость, удивление, призвание

Названия детенышей животных
онок, ёнок (ед. ч.); ам, ят (мн. ч.)
зайчонок, котёнок, волчата, лягушата

Характеристика лица по определенному признаку
ец, иц, як
умелец, красавица, толстяк

Указывают на лицо женского пола
к, иц
фигуристка, львица

Указывают на совокупность однородных предметов
ник, няк, от, ств
орешник, дубняк, беднота, студенчество

Обозначает единичный предмет в ряду подобных
ин
горошина






Ход урока

Цели и задачи урока (1 - 2 мин).

1. Работа над поэтическим текстом (5 - 7 мин).

Цель. Показать стилистические и экспрессивные особенности имен существительных.

Общеклассная работа

Прослушайте строки художественных произведений. Какие чувства у вас возникают? Как имена существительные помогают автору создать выразительный образ?



А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином о'хтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.





(А. С. Пушкин).



Маленькому зайчику
На сырой Ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки...
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.





(Блок)

2. Закрепление правописания суффиксов существительных -ек-, -их-, -чик-, -щик-, -оньк-, -еньк- (10 - 12 мин).

Цели. Уметь применять изученные правила, определять значения суффиксов имен существительных.

Общеклассная работа.

Что является опознавательным признаком каждой из изученных орфограмм?

Что является условием выбора букв в каждой из изученных орфограмм?

Устная работа в парах.

Расскажите друг другу правила правописания изученных суффиксов существительных.

Работа в группах по вариантам (выполняется на кодопленке).

I. Вставьте пропущенные буквы.

Укажите "лишнее" слово, исходя из значения существительных и их состава.

снежинка,
мешоч...к,
ельн...к,

горош...нка
кулёч...к,
осинн...к,

бус...нка,
грибоч...к,
березн...к,

дробинка
листоч...к
умн...к






II. Вставьте пропущенные буквы.

Укажите разницу в значениях слов-синонимов. Что придает этим однокоренным словам различные смысловые оттенки?

книжка,
речка,
ручка,

книж...чка,
речушка,
руч...нька






стр. 52


--------------------------------------------------------------------------------

книж...ща,
реч...нька,
ручища,

книж...нка
реч...нка
руч...нка






III. Вставьте пропущенные буквы.

Какие слова вы можете записать, не зная контекста? Составьте с этими словами словосочетания так, чтобы их значение было ясно.

кусоч...к,
загон...ик,
доч...нька,

грач...нок,
крюч...к,
паром...ик,

погон...ик
сад...к
гвозд...к






Проверка через графопроектор (ключ N 1).

3. Работа с текстом (10 - 12 мин).

Работа в парах. Выполняется на данном листе.

Цели. Закрепить навык правописания и графического обозначения изученных орфограмм. Уметь определять значения суффиксов имен существительных, значение слова по его лексическому толкованию.

А

I уровень

Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограммы.

Обозначьте суффиксы существительных, укажите их значения (в случае затруднения обращайтесь к таблице).

Если ты идешь мимо небольшого магазинч...ка с надписью "Дом игрушки", то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!

В самом центре расположился сказочный городок. Разноцветные дом...ки совсем как настоящие. Окошки с резными ставенками раскрыты, на каждом подоконн...ке стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Эти малюсенькие горожане в пестрых костюмчиках все такие разные! Здесь и красав...ц извоз...ик, и важный фонар...ик со своим помощи...ком, и пузатый пекарь с корзинкой на плече.

На отдельном стол...ке разместился целый зоопарк. Медвежата и лисица играют в мяч...к, зайч...нок бьет в барабан, мышонок спрятался в норке, птички с яркими пер...шками взмахивают крыл...шками. Все зверюшки веселые и забавные, и даже серый волчище совсем не страшный.

Особое очарование этой картине придает музыка. Игрушечные музыканты так стараются! Гитарист перебирает струны, скрипач взмахивает смычком, пианистка в розовом плать...це касается пальчиками клавишей. Мелодичные звуки напоминают журчание лесной речушки.

"Дом игрушки" - это целый мир, в котором живут крас...та и радость. Здесь никогда не бывает скучно.

Б

Индивидуальная работа.

Выполняется в тетради.

Запишите имена существительные со следующими лексическими значениями; приведите по 1 - 2 примера существительных с суффиксами таких же значений.

1. Детеныш лошади.

2. Отзывчивость, стремление делать добро.

3. Мастер, специалист по нанесению рисунка на твердый материал.

Проверьте свою работу по ключу N 2.

II уровень

Сочинение-миниатюра "Экскурсия по городу моей мечты".

Напишите сочинение, употребив имена существительные с изученными суффиксами. Обозначьте суффиксы имен существительных, укажите их значения.

Образец работы ученика.

Я мечтаю о городе, где всегда светит солнышко, а небо сияет голубизной. Никогда здесь не тускнеет яркость красок, пестрота цветов.

Свежесть воздуха зовет вас на улицу, которую согревают солнечные лучики. Красивые дорожки приведут вас на площадь, где каждый день можно посмотреть замечательное представление. Здесь показывают свое искусство музыканты и певцы, радуют детей циркачи и ученые зверюшки.

Приходите в мой город!

стр. 53


--------------------------------------------------------------------------------

4. Подведение итогов урока - 1 - 2 мин.

5. Тест (10 мин).

Цель. Проверка знаний учащихся по изученной теме.

I. Установите соответствия между значениями суффиксов и именами существительными.

А. Уменьшительно-ласкательное значение
1. молодняк

2. перышко

Б. Значение лица по роду занятий
3. гордость

4. косарь

В. Указывает на совокупность однородных предметов
5. голубизна

Г. Отвлеченное значение







II. Укажите слова, написанные правильно.

1. пузыречик 2. собаченка 3. грузчик 4. горошек

5. шапчонка 6. объездщик

III. Укажите слова, строение которых соответствует схеме

1. волжанин 2. шахматистка 3. сосенка 4. поведение 5. дубинка

IV. Объясните разницу в значениях суффиксов имен существительных.

а) буфетчик огурчик

б) удалец ружьецо

V. Запишите имена существительные со следующими суффиксами, укажите значения суффиксов.

1. -ник-

2. -к-

3. -от-

Ключи

Ключ N 1

I. снежинка, горошинка, бусинка, дробинка

мешочек, кулечек

грибочек, листочек

ельник, осинник, березняк (и березник), умник

II. книжечка, книжица, книжонка

реченька, речонка рученька, ручонка

III. кусочек, грачонок, погончик (маленький погон)

погонщик (работник, сопровождающий или погоняющий скот)

загончик (маленький загон), загонщик (тот, кто загоняет куда-нибудь скот)

крючок, садик

доченька, паромчик (маленький паром)

паромщик (работник, перевозчик на пароме)

гвоздик

Ключ N 2

А

Если ты идешь мимо небольшого магазинчика с надписью "Дом игрушки", то непременно остановишься. Так заманчиво сверкает огнями витрина, полная чудес!

В самом центре расположился сказочный городок. Разноцветные домики совсем как настоящие. Окошки с резными ставенками раскрыты, на каждом подоконнике стоит крошечный цветочек. Город населен жителями. Эти малюсенькие горожане в пестрых костюмчиках все такие разные! Здесь и красавец извозчик, и важный фонарщик со своим помощником, и пузатый пекарь с корзинкой на плече.

На отдельном столике разместился целый зоопарк. Медвежата и лисица играют в мячик, зайчонок бьет в барабан, мышонок спрятался в норке, птички с яркими перышками взмахивают крылышками. Все зверюшки веселые и забавные, и даже серый волчище совсем не страшный.

Особое очарование этой картине придает музыка. Игрушечные музыканты так стараются! Гитарист перебирает струны, скрипач взмахивает смычком, пианистка в розовом платьице касается пальчиками клавишей. Мелодичные звуки напоминают журчание лесной речушки.

"Дом игрушки" - это целый мир, в котором живут красота и радость. Здесь никогда не бывает скучно.

Б

жеребенок, доброта, резчик

Ключ к тесту.

I. A 2; Б 4; В 1; Г 3, 5

II. 3, 4, 5

III. 1, 3, 5

IV. Буфетчик - название лица по профессии

огурчик - уменьшительно-ласкательное

удалец - характеристика лица по определенному признаку

ружьецо - уменьшительно-ласкательное.

V. Возможны слова: ельник, шахматистка, красота.

стр. 54

Опубликовано 03 апреля 2008 года





Полная версия публикации №1207223750

© Literary.RU

Главная О суффиксах имен существительных

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки