Полная версия публикации №1207129602

LITERARY.RU НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ → Версия для печати

Готовая ссылка для списка литературы

НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ // Москва: Портал "О литературе", LITERARY.RU. Дата обновления: 02 апреля 2008. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1207129602&archive= (дата обращения: 28.03.2024).

По ГОСТу РФ (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка"):

публикация №1207129602, версия для печати

НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ


Дата публикации: 02 апреля 2008
Публикатор: maxim
Номер публикации: №1207129602 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Обучая школьников рецензированию на материале новейшей прозы, мы предлагали материал о писателях, которых специалисты причисляют к так называемому среднему поколению1 .

Сегодня рассказ пойдет о прозе тридцатилетних, о которых известный писатель старшего поколения, президент издательства "Пик" Александр Зиновьевич Рекемчук сказал: "...поколение, которое пришло, - это поколение абсолютно свободных людей. Они не жили при советской власти, они сформировались сейчас. Они не приемлют современного дикого капитализма и буржуазности. Они не утверждают советских ценностей..."

Геласимов Андрей Валерьевич (1966) родился в Иркутске, закончил факультет иностранных языков Якутского госуниверситета в 1987, учился на режиссерском факультете ГИТИСа (ныне - РАТИ) в мастерской Анатолия Васильева.

Стажировался в Халльском университете в Великобритании. Изучал творчество Оскара Уайльда и защитил диссертацию по английской литературе, читал лекции по стилистике английского языка. Перевел роман "Сфинкс" американского писателя Робина Кука.

Первые произведения поместил в Интернете и стал лауреатом премии "Русский переплет" в 2001 году.

Первая книжная публикация - рассказ "Нежный возраст" (журнал "Октябрь", 2001, N 12). Затем выходит небольшая книга повестей и рассказов "Фокс Малдер похож на свинью" (издательство "ОГИ"). С повестью, которая дала название сборнику, А. Геласимов вошел в финал премии Ивана Петровича Белкина, с повестью "Жажда" ("Октябрь", 2002, N 4) был включен в шорт-лист премии Аполлона Григорьева (2002 г.)2 .

В 2003 году вышел первый роман "Год обмана" ("ОГИ"). Новый роман "Рахиль" ("Эксмо") - в 2004 году.

С 2002 года А. Геласимов живет в Москве.

1. Прочитайте рассказ "Нежный возраст".

2. Вспомните, что такое дневник и какова традиция использования дневниковых записей в произведениях русской и зарубежной литературы.

3. О каких проблемах подросткового возраста удалось сказать автору? Какие нерешенные вопросы взрослой жизни находят отражение в дневниковых записях?

4. Как взаимодействуют в рассказе гармония и хаос, жизнь и смерть?

5. Какие черты личности героя привлекают внимание читателя?

6. Как можно определить отношение автора к рассказчику?

7. В чем смысл названия рассказа? Соотносится ли заглавие с настроением и мироощущением главного героя?

8. Какие другие книги, посвященные "нежному возрасту", вы читали?

9. Прочитайте характеристики писательской манеры А. Геласимова. Как вы их понимаете? С точкой зрения кого из критиков вы бы могли согласиться?

* И манера его простая, разговорная, с короткими фразами, легко перенимается (Д. Быков).

* Рассказ как бы пробует на себе версию о значимости умолчания, когда затекстовый смысл воплощается через отказ от слов (М. Ремизова).

* ...У Геласимова короткое дыхание - его проза написана в ритме всхлипа; короткие предложения, ставшие его фирменным знаком, рассчитаны только на вдох (Т. Егерева).

10. Прочитайте начало рецензии Марии Ремизовой на рассказ "Нежный возраст", который был впервые опубликован в журнале "Октябрь" в рубрике "Новые имена".

Мария Ремизова

Свежая кровь

("Новый мир", N 6, 2002)

Рассказ "Нежный возраст" А. Геласимова (который успел после своего дебюта выпустить книжку в "ОГИ") демонстрирует редкое мастерство в работе с довольно опасным материалом: текст представляет собой фрагмент дневника подростка, причем автор никоим образом не отождествляется с "рассказчиком", и это выгодно отличает его от бесчисленных публикаций в духе "воспоминаний о

стр. 38


--------------------------------------------------------------------------------

детстве", наполненных сентиментальной ностальгией по предметам личного обихода и стариковской жалостью к себе (что примечательно вне всякой зависимости от реального возраста "мемуариста").

Но повторимся: "Нежный возраст" - это о другом...

Как бы вы продолжили размышления критика? Каким будет ваш вывод, состоялся ли дебют А. Геласимова в современной литературе или, как считают некоторые из обозревателей сетевой литературы, "на безрыбье..."?

Халиков (Бесермен) Рамиль Бакирович (1969) родился в Киргизии, закончил школу, техническое училище, учился в Москве в Историко-архивном институте.

В городе Воронеже был одним из создателей литературной группы "Зинзивер", писал стихи. После окончания Литературного института живет в Москве.

Печатался в журналах "Новый мир", "Октябрь".

В 2003 году в издательстве "Астрель" вышла книга "Сторож". Издательство "Пик" подготовило к печати книгу "Остаток ночи".

1. Прочитайте рассказ Р. Халикова "Желтое платье" (в интернет-журнале молодых писателей "Пролог"). Как соотносятся вещи и люди в этом произведении?

2. Какое место занимает желтый цвет? Что он символизирует?

3. Какова, по-вашему, общая интонация произведения? Как она создается?

4. Автор называет стену прочной "деталью быта". Как развивается в рассказе тема быта и бытия?

5. Сравните позицию повествователя в рассказах "Желтое платье" и "Рыжая Вера". Сколь убедительной кажется вам психологическая характеристика людей разного возраста?

6. По каким признакам мы можем сказать, что и "Желтое платье", и "Рыжая Вера" принадлежат перу одного автора?

7. Прочитайте высказывание рецензента: "...мальчику из "Рыжей Веры" удается почти с фотографической точностью нарисовать то, чего он никогда не видел. В его картинках оживает не отвлеченная, далекая мечта, а реальная, плотская, и тем не менее мечта остается мечтой, нетронутой и прекрасной. Это удивительное достижение порочного с далеким и недостижимым делает произведение искусства прекрасным. К тому же слиянию стремится и Халиков на страницах своей прозы". Как вы относитесь к высказыванию критика о том, что делает произведение искусства прекрасным? Что думаете об оценке данного рассказа?

8. Писатель Александр Рекемчук, характеризуя прозу Р. Халикова, сказал, что он "утонченный стилист, вкусно пишет". Как вы понимаете эти слова?

Сенчин Роман Валерьевич (1971) родился в Кызыле (Тува), учился в Кызылском педагогическом университете, служил в армии, жил в Хакасии.

Закончил Литературный институт имени А. М. Горького, публиковался в литературно-художественных журналах "Новый мир", "Наш современник", "Знамя", "Октябрь", был отмечен премией "Знамени" за повесть "Минус" (М, Эксмо, 2002).

Автор книги рассказов "Афинские ночи" и нового романа "Нубук" (М., "Эксмо", 2003).

Член Союза писателей Москвы.

1. Прочитайте рассказ Р. Сенчина "В обратную сторону" ("Новый мир", 2001, N 12). Что вам больше всего запомнилось и почему?

2. "На героиню рушатся несчастья и угрозы со всех сторон. И нет никакого спасения", - пишет критик М. Ремезова о Наталье Сергеевне из рассказа "В обратную сторону". Согласны ли вы с такой позицией?

3. Произведение Сенчина получило название "В обратную сторону". Когда и почему героям приходится идти в обратную сторону? Какие более широкие обобщения, чем частная человеческая жизнь, могут возникнуть у читателя?

4. Выскажите свое отношение к утверждениям различных критиков о писательской манере Сенчина:

* автор не вторгается в повествование;

* энергичность и скупость слога;

* объективность и даже натурализм;

стр. 39


--------------------------------------------------------------------------------

* иллюзия документальной точности в передаче событий;

* нет никаких особенных событий;

* обилие кратких диалогов;

* вопросы без ответов, как всегда у Сенчина;

* неожиданно просверкивающая сквозь плоскость обыденности глубина.

Что бы вы добавили к сказанному?

5. "В обратную сторону" называют:

* "этюдом в традиции социального реализма";

* "физиологическим очерком";

* "редким рассказом, где описанию современной деревни - веришь".

С чьей точкой зрения вы бы согласились?

6. Сенчина считают "вторым Хургиным"3 . Согласны ли вы с таким определением? Каких людей делают своими героями эти писатели? Каков их социальный статус ? О каком периоде их жизни идет рассказ? Близка ли позиция авторов в изображении реальной жизни?

7. Писательскую манеру Сенчина причисляют к литературному направлению, получившему название "новый реализм" (или "неореализм"4 ). Конкурирует ли такой стиль с "радикальным" письмом постмодернистов или, как утверждает один из литературных обозревателей, "сосуществует"? Сопоставьте в этой связи рассказ Р. Сенчина с произведением В. Пелевина "Сарай Номер XII"5 .

8. О прозе Сенчина существуют различные точки зрения. Одни критики (Ирина Роднянская и Майя Кучерская) положительно отзываются о его произведениях, считая, что они "успешно воздействуют на читательскую душу", хвалят за "углубленность в "плоский" житейский материал, когда под верхним утоптанным слоем открывается неожиданное пространство" (И. Роднянская). Другие (как, например, Александр Агеев), напротив, видят в произведениях Сенчина "чернуху второго поколения". Вы можете познакомиться с рецензиями разных литературных критиков, прибегнув к поиску в Интернете.

9. Прочитайте произведения Р. Сенчина. Напишите рецензию на понравившийся вам рассказ.

Критики и исследователи литературы называют имена и других молодых авторов, чьи произведения будут интересны читателям, - Илья Кочергин, Юрий Горюхин, Маргарита Шарапова. Предложите ребятам, используя возможности библиотеки (в том числе и электронной), разыскать, прочитать их произведения и поделиться своими читательскими впечатлениями.

-----

1 Русская словесность. - N 4. - 2004. - С. 49 - 52.

2 См.: Русский язык и литература для школьников. - N 3. - 2004. - С. 56 - 60.

3 Пролог - интернет-журнал молодых писателей.

4 Русская словесность - N 1. - 2004. - С. 27 - 29.

5 Новый реализм (неореализм) - творческий метод; реалистическое письмо, стремящееся к жизнеподобию, но освобожденное от обязательной социальной или политической обусловленности и учитывающее в большей степени субъективную составляющую повествования. По мнению одних специалистов (С. Казначеева, Н. Лейдермана и М. Липовецкого), современный реализм устремлен к традиции и в то же время обогащен достижениями другого творческого метода - постмодернизма, сочетая в себе реальность и фантасмагорию. Другие авторы (С. Шаргунов, Р. Сенчин) понимают под этим термином "жесткий реализм, описание действительности ".

6 См.: Русский язык и литература для школьников. - N 1. - 2003. - С. 39 - 43.

стр. 40

Опубликовано 02 апреля 2008 года





Полная версия публикации №1207129602

© Literary.RU

Главная НОВЕЙШАЯ ПРОЗА. ОПЫТ РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на LITERARY.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на сайте библиотеки